Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:16, курсовая работа
Краткое описание
Исходя из вышесказанного изучаемая в курсовой работе тема представляется особенно актуальной и значимой на сегодняшний день. Целью данной курсовой работы является исследование состояния и перспектив стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: - раскрыть понятие и содержание рынка труда, определить его основные элементы; - изучить основные модели регулирования рынка труда в развитых странах
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 2 1. РЫНОК ТРУДА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 5 2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ 20 3. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
В результате перечисленных
диспропорций на рынке труда возникает
критическая ситуация, когда, с одной стороны,
не удовлетворяются потребности предприятий
в квалифицированной рабочей силе, сдерживается
рост продукции и услуг, снижается конкурентоспособность
организаций; а с другой стороны, появляются
определенные слои незанятого населения,
в том числе молодежь, нарастает социальная
напряженность в обществе, недоиспользуется
трудовой и интеллектуальный потенциал
страны.
Диспропорция между структурой,
объемами и профилями подготовки кадров
в учебных заведениях профессионального
образования и структурой спроса на рабочую
силу — одна из причин, формирующих дисбаланс
между спросом и предложением на рынке
труда.
Решение проблемы привидения
структуры и объемов подготовки кадров
в соответствие с потребностями экономики
как необходимого условия сбалансирования
спроса и предложения рабочей силы обуславливает
необходимость оптимизации взаимодействия
учреждений профессионального образования
с рынком труда.
Решение стоящих перед государством
задач в области занятости населения требует
длительного времени, поэтому обеспечение
полной занятости выступает в качестве
стратегической цели развития на длительную
перспективу. Однако стратегическая цель
должна отражать то состояние занятости,
которое предусматривается достичь, решая
проблемы конкретного периода времени.
В качестве источника пополнения
трудовых ресурсов могут также рассматриваться
лица, ведущие домашнее хозяйство, среди
которых в основном женщины, давно или
никогда не работавшие, поэтому они могут
претендовать лишь на вакансии неквалифицированного
физического или рутинного умственного
труда. Проблема состоит в том, что включение
этой категории граждан в рынок труда
способствует улучшению их материального
положения, но вместе с тем качественно
ухудшает структуру занятости населения.
Из незанятого населения важным
источником пополнения трудовых ресурсов
выступают и безработные, к которым относятся
трудоспособные граждане в трудоспособном
возрасте, постоянно проживающие на территории
Беларуси, не имеющие работы, не занимающиеся
предпринимательской деятельностью, не
обучающиеся в дневных учебных заведениях
и не проходящие военной службы.
Рынок труда в Республике
Беларусь
В январе – сентябре 2013 г. в
органы по труду, занятости и социальной
защиты обратилось за содействием в трудоустройстве
202 тыс. человек (89,3 процента от уровня
2012 года), из которых 120,5 тыс. человек зарегистрированы
в качестве безработных (88,7 процента от
уровня 2012 года). С учетом 41,1 тыс. граждан,
состоящих на учете на 1 января 2013 г., всего
нуждалось в трудоустройстве 243,1 тыс. человек,
из них 145,4 тыс. безработных.
Рис. 3.1 Регистрация безработных
[15]
Уровень безработицы
Уровень зарегистрированной
безработицы на конец сентября 2013 г. составил
0,5 процента к численности экономически
активного населения (в 2012 году – 0,6 процента).
На 01.10.2013 из 129 регионов республики
в 127 регионах уровень безработицы составил
1 процент и менее, в 2 регионах – 1,1.
Спрос и предложение
рабочей силы
Спрос на рабочую силу, по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года,
снизился.
На 01.10.2013 в органы по труду,
занятости и социальной защите поступили
сведения о наличии 67,2 тыс. вакансий, что
составило 95,2 процента к уровню 2012 года.
При этом рынок труда ориентирован на
рабочие профессии, которые составили
80,4 процента от общего количества, заявленных
нанимателями вакансий (80,5 процента в
2012 году). В городе Минске на 1 безработного
приходится 13 вакансий.
Рис. 3.2 Спрос и предложение
на рынке труда [15]
Напряженность на
рынке труда
Напряженность на рынке труда
варьируется от 0,6 безработного на 1 вакансию
в Гомельской области до 0,1 безработного
на 1 вакансию в г. Минске.
Область
Коэффициент напряженности
на 01.10.2013
Брестская
0,5
Витебская
0,5
Гомельская
0,6
Гродненская
0,3
г. Минск
0,1
Минская
0,3
Могилевская
0,3
Республика Беларусь
0,3
Таб. 3.1Состав безработных по
полу, возрасту и образованию [15]
На 1 октября 2013 г. более половины
всех состоящих на учете безработных –
мужчины (58 процентов), молодежь в возрасте
16 - 30 лет составляет 35,8 процента.
На конец сентября 2012 г.
На конец сентября 2013 г.
Численность безработных - всего
человек
%
Численность безработных - всего
человек
%
26257
100
20945
100
из них женщин
13086
49,8
из них женщин
8804
42,0
мужчин
13171
50,2
мужчин
12141
58,0
молодежь 16-29 лет
10426
39,7
молодежь 16-29 лет
7491
35,8
Таб. 3.2 Состав безработных по
образованию [15]
На конец июня 2012 г.
На конец июня 2013 г.
Численность безработных
всего
28 192
человек
100
%
Численность безработных
всего
22 590
человек
100
%
Распределение общей численности
безработных по образованию:
Распределение общей численности
безработных по образованию:
- общее базовое
3411
12,2
- общее базовое
2914
12,9
- общее среднее
10648
38,2
- общее среднее
8501
37,6
- профессионально- техническое
7064
25,4
- профессионально- техническое
6116
27,1
- среднее специальное
3821
13,7
- среднее специальное
2876
12,7
- высшее
2892
10,4
- высшее
2173
9,6
- послевузовское
18
0,06
- послевузовское
10
0,04
Таб. 3.3 Состав безработных по
возрастным группам [15]
На конец июня 2012 г.
На конец июня 2013 г.
Численность безработных
всего
27 854
человек
100
%
Численность безработных
всего
22 590
человек
100
%
Распределение общей численности
безработных по возрасту:
Распределение общей численности
безработных по возрасту:
16-17 лет
605
2,2
16-17 лет
418
1,9
18-19
1172
4,2
18-19
777
3,4
20-24
4478
16,1
20-24
3311
14,7
25-29
4065
14,6
25-29
3150
13,9
30-34
3377
12,1
30-34
2770
12,3
35-39
2905
10,4
35-39
2626
11,6
40-44
2978
10,7
40-44
2443
10,8
45-49
2952
10,6
45-49
2429
10,8
50-54
3731
13,4
50-54
3134
13,9
55-59
1588
5,7
55-59
1527
6,8
60 и старше
3
0,01
60 и старше
5
0,02
Таб. 3.4 Состав безработных по
категориям [15]
В январе-сентябре 2013 г. регистрация
безработных, особо нуждающихся в социальной
защите и не способных на равных условиях
конкурировать на рынке труда (инвалидов,
детей-сирот, родителей в многодетных
и неполных семьях, а также воспитывающих
детей инвалидов, освобожденных из мест
лишения свободы, ветеранов боевых действий
на территории других государств, молодежи
в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу
и др.) составила 17,2 процента от общей численности
зарегистрированных безработных (в январе-сентябре
2012 года – 20,6 процента).
Рис. 3.3 Состав безработных по
категориям На 01.10.2013 [15]
Средняя продолжительность
безработицы снизилась на 0,3 месяца и на
конец июня 2013 г. составила 3,4 месяца против
3,7 месяца на конец июня 2012 года.
Средняя продолжительность
безработицы на конец июня 2012 г., мес.
Средняя продолжительность
безработицы на конец июня 2013 г., мес.
3,7
3,4
Таб. 3.5 Продолжительность безработицы
[15]
В январе–июне 2013 г. средний
период трудоустройства безработных остался
на уровне прошлого года и составил 1,4
месяца. В тоже время у женщин он более
длительный – 1,8 месяца (у мужчин – 1,2 месяца,
молодежи – 1,3 месяца).
Годы
Средний период трудоустройства,
мес.
Всего по Республике Беларусь
мужчин
женщин
молодежи
2012 г. январь-июнь
1,4
1,2
2,0
1,3
2013 г. январь-июнь
1,
1,2
1,8
1,3
Таб. 3.6 Период трудоустройства
[15]
Движение рабочей силы и использование
рабочего времени на производстве
Списочная численность
работников в январе-сентябре 2013 г. уменьшилась
на 64,3 тыс. человек и составила 3310,5 тыс.
человек или 98,1 процента от показателя
за январь-сентябрь 2012 года.
Прием работников восполнил
их выбытие в январе-сентябре 2013 г. на 92,6
процента, в то время в аналогичном периоде
2012 г. – на 94,8 процента. Принято на работу
на 53 тыс. человек меньше, чем уволено (принято
664,3 тыс. человек, уволено 717,3 тыс. человек).
По данным Национального статистического
комитета Республики Беларусь вынужденная
неполная занятость в январе-сентябре
2013 года составила 80,9 тыс. человек или
2,4 процента от списочной численности
работников (в январе-сентябре 2012 года
77,1 тыс. человек или 2,3 процента).
Справочно: численность работников,
переведенных на работу с неполной рабочей
неделей (днем), составила 29,3 тыс. человек,
или122,6 процента к январю-сентябрю 2012 года
(23,9 тыс. человек).
Численность работников, которым
были предоставлены отпуска по инициативе
нанимателя, составила 51,5 тыс. человек,
или 96,9 процента к январю-сентябрю 2012 года
(53,2 тыс. человек).
При этом численность работников,
которым были предоставлены отпуска без
сохранения заработной платы, составила
11,6 тыс. человек или 22,5 процента общей
численности работников, которым были
предоставлены отпуска по инициативе
нанимателя (в январе-сентябре 2012 года
– 20,3 тыс. человек или 38,1 процента).
Численность занятых в экономике
в январе-сентябре 2013 г. составила 4526,5
тыс. человек. Численность занятых в сентябре
2013 г. составила 4509 тыс. человек.
Области
Численность занятого населения
в сентябре 2013 г.
Численность занятого населения
в январе-сентябре 2013 г.
Брестская
616,9
619,8
Витебская
531,0
534,8
Гомельская
631,3
634,4
Гродненская
493,5
494,4
г. Минск
1076,1
1077,7
Минская
678,6
681,6
Могилевская
481,6
484,1
Республика Беларусь
4 509,0
4 526,5
Таб. 3.5 Численность населения,
занятого в экономике Республики Беларусь
в январе-сентябре 2013 г. [15]
Однако, поданным социально-экономических
обследований домохозяйств (1999-1994 гг.),
официально регистрируются в государственной
службе занятости лишь 1/3 всех безработных,
а 2/3 не проходят официальной регистрации.
Это означает, что государственная политика
занятости сводится к содействию в трудоустройстве,
переобучении и социальной защите только
зарегистрированных безработных. В то
же время устойчивое социально-экономическое
развитие государства невозможно без
использования всех трудовых ресурсов
и свободного перемещения рабочей силы
из одних сфер деятельности в другие [5,
с. 24].