Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:45, курсовая работа
Термин «социальная рыночная экономика» вызвал значительный интерес в странах, которые пошли по пути перехода к рыночной экономике.Социально ориентированная экономика предполагает достижение благосостояния человека, сокращение разрыва в доходах, качество реального потребления благ, превращение трудовой деятельности в сферу развития человека, увеличение рационально используемого свободного времени.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ……………………………...5
1.1 Сущность смешанной экономики. Её преимущества и недостатки………...5
1.2 Частный сектор смешанной экономики и его экономическиеагенты………………………………………………………………………………9
1.2.1 Кругооборот доходов, ресурсов, товаров и услуг в местном секторе закрытой экономики………………………………………....10
1.3 Государственный сектор смешанной экономики …………………………..12
1.3.1 Виды государственного регулирования и экономические функции государства в смешанной экономике ……………………………….15
1.3.2 Основные инструменты и методы государственного регулирования экономики………………………………………………………18
1.3.3 Ограничения государственного вмешательства…………………………..20
1.4 Кругооборот доходов и расходов в смешанной экономике…………….21
2 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В
ЦИФРАХ И ФАКТАХ………………………………. …………………………..23
2.1 Становление социально-ориентированной модели
Республики Беларусь…………………………………………………………….23
2.2 Проблемы на пути перехода Республики Беларусь …………………….29
2.2.1 Роль государства в переходной экономике РБ …….............................35
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………….45
Cмешанная модель экономики способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Смешанная система предоставляет свободу предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам из одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при этой системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды.
Аргументация против смешанной
экономики несколько более
Критики утверждают, что капиталистическая идеология допускает и даже стимулирует угасание конкуренции. Они полагают, что существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма.
Во-первых,
хотя с общественной точки зрения
конкуренция желательна, она больше
всего досаждает
Во-вторых,
сам технический прогресс, который
рыночная система поощряет, способствовал
упадку конкуренции. Новейшая технология,
как правило, требует: использования
очень больших количеств
По мере сужения конкуренции ослабевает и смешанная система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, теряется способность распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей.
Но существуют
и другие доводы против признания
эффективности смешанной
Какая из этих позиций – одна «за», другая «против» смешанной экономики – правильна? До известной степени обе правильны. Некоторые критические замечания относительно этой системы довольно точны и слишком серьёзны, чтобы их можно было игнорировать. С другой стороны, нельзя выносить суждения по какой-то проблеме лишь на основе количества аргументов. Главный экономический аргумент в пользу смешанной экономики, а именно она способствует обеспечению эффективного распределения ресурсов, – трудно опровергнуть. На деле смешанная система является – или, по крайней мере, может быть – довольно эффективной[4, с.334].
1.2 Частный сектор смешанной экономики и его экономические агенты
Частный сектор в смешанной экономике развитых стран господствует в прибыльных отраслях экономики. Он производит основную массу продуктов и услуг индивидуального пользования (автомобили, компьютеры, производственные и жилые дома, уголь, нефть и т. д.), т. е. создает материальную базу для удовлетворения безграничных потребностей, в том числе и для осуществления государственной деятельности. Частный сектор несет на себе основную экономическую нагрузку. Частный сектор представляет собой взаимодействие трех экономических агентов: домохозяйств, деловых предприятий (фирм) и международного сектора.
Экономические агенты — "действующие лица" в рыночной экономике: они принимают решения и совершают хозяйственные действия.
1. Домохозяйства — это семьи (фермеров, торговцев, владельцев мелких и иных некорпоративных предприятий) или группа лиц, проживающих под одной крышей, которые занимаются экономической деятельностью в течение длительного периода времени (не менее одного года).
В развитых странах домохозяйства — один из ведущих подсекторов частной экономики. С одной стороны, домохозяйства выступают как получатели дохода в виде заработной платы, прибыли, ренты и процента. Заработная плата выплачивается наемным работникам; прибыль — собственникам капитала, рента и процент — за ресурсы, находящиеся в чьей-либо собственности. С другой стороны — домохозяйства выступают как основная расходующая группа. Они расходуют свои доходы следующим образом: 1) часть выплачивается государству в форме индивидуальных налогов; 2) остаток распадается на личное потребление и личные сбережения.
Личное потребление — это расходы на: 1) товары длительного пользования (автомобили, мебель, бытовое оборудование и пр.); 2) товары кратковременного пользования (продукты питания, одежда, обувь, топливо и пр.); 3) услуги (содержание жилья, медицинское обслуживание, индивидуальные услуги и т. п.).
Личные сбережения — это всё то, что осталось после расходов на личное потребление и предметы роскоши.
2. Деловые предприятия включают в себе два компонента: а) предприятие и б) фирма. Предприятие — учреждение, которое производит и распределяет товары и услуги. К ним относятся заводы, фабрики, фермы, магазины и т. д. Фирма — организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Большинство фирм — одно предприятие, другие же фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями. К ним относятся промышленные, строительные, сельскохозяйственные, торговые и др. фирмы. Совокупность крупных деловых предприятий, или фирм, представляет собой корпоративный сектор.
3. Международный сектор. В современной смешанной экономике возрастает значение фирм, работающих на экспорт. В своей совокупности они представляют собой международный сектор. Цель любой экономики — интеграция и проникновение на мировой рынок. Мировой рынок оказывает многократное воздействие на современную экономику всех стран в форме: а) наиболее эффективного использования мировых ресурсов и б) усиления конкуренции. Потенциальным недостатком является то, что международные экономические связи порождают новые источники нестабильности на макроэкономическом уровне.
1.2.1 Кругооборот доходов, ресурсов, товаров и услуг в местном секторе закрытой экономики
Три фундаментальные проблемы смешанной экономики решаются посредством кругооборота доходов, ресурсов, товаров и услуг.
В частном секторе закрытой (без международного сектора) экономики взаимодействуют два агента: домохозяйства и фирмы. На рисунке показаны их взаимоотношения. Фактически здесь отражены два циркулирующих потока: реальный поток (на рисунке показан сплошной линией) направлен по часовой стрелке и отражает перемещение ресурсов, товаров и услуг. Денежный поток (пунктирная линия) направлен против часовой стрелки и отражает перемещение денег:
Рисунок 2 - Взаимоотношения домохозяйств и фирм в смешанной экономике
Поскольку домашние хозяйства владеют факторами производства и "предоставляют" их фирмам, они получают взамен доходы. Эти доходы позволяют домашним хозяйствам удовлетворить свои потребности в товарах и услугах, производимых фирмами. Плата за товары и услуги — это затраты для домашних хозяйств и доходы для фирм.
Данная модель обладает рядом важных свойств:
1. Модель
описывает полностью
2. Система
не статична хотя бы потому,
что включает в себя потоки.
Её работа характеризуется
Заметим, что в данной модели цены на все товары и услуги, как и на все факторы производства, постоянны и постоянные материальные потоки уравновешиваются встречными постоянными денежными потоками. Иначе говоря, между миром денег и физическим миром существует однозначное соответствие. В реальной экономике такое соответствие отсутствует, что неизбежно вызывает проблемы. Наиболее распространенной является ситуация, когда скорость изменения денежной массы отличается от скорости изменения физического объёма товаров и услуг. Если скорость роста денежной массы превышает скорость роста физического объёма продукции, это принято называть инфляцией. В этом случае покупательная способность денег (реальная стоимость) — количество товаров и услуг, которые можно на них купить — уменьшается. Однако в рамках модели инфляция невозможна, так как все участвующие величины предполагаются постоянными.
Специфика
смешанной экономики
1.3 Государственный сектор смешанной экономики
Экономическая сила государства определяется долей национального дохода, сосредоточенной "в его руках", что приводит к формированию государственного сектора. Если государству (правительству) принадлежит весь национальный доход, то это чисто государственная, или командная, экономика. В таком случае управление экономикой осуществляется из единого центра. Если государство распоряжается частью национального дохода, то такая экономика является смешанной [5, с.334].
Субъектами государственного регулирования являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Любая страна может быть представлена через соответствующие социальные группы людей, которые имеют свои интересы, отличаются принадлежностью к тому либо другому региону, виду деятельности. Они могут отличаться друг от друга и по имущественному признаку, по доходам, по профессиям. Они имеют свои интересы и формы их представления. Эти группы являются носителями хозяйственных интересов. Многочисленные союзы, ассоциации, которые объединяют носителей экономических интересов (профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров и т.д.), выступают выразителями хозяйственных интересов. Исполнителями хозяйственных интересов являются органы власти, построенные по определенному иерархическому принципу, и национальный банк.
Все субъекты государственного регулирования взаимодействуют друг с другом, что осуществляется через соответствующие связи – прямую и обратную.
Прямая связь устанавливается между носителями, выразителями и исполнителями хозяйственных интересов. Она может иметь различные направления проявления: через средства массовой информации, на митингах, через обращения в суды и т.д; через рекомендации, советы, консультации и др.; через трансформацию частных экономических интересов в государственной экономической политике исполнителями хозяйственных процессов и т.д.
Обратная связь – это связь между исполнителями (органами государственной власти) и носителями хозяйственных интересов. Она проявляется в результатах государственного регулирования и в поддержке (или нет) государственной экономической политики носителями и выразителями экономических интересов.
Объекты государственного регулирования экономики – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, когда снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты государственного регулирования экономики – это:
Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъёма в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.