Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особенности ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Термин «социальная рыночная экономика» вызвал значительный интерес в странах, которые пошли по пути перехода к рыночной экономике.Социально ориентированная экономика предполагает достижение благосостояния человека, сокращение разрыва в доходах, качество реального потребления благ, превращение трудовой деятельности в сферу развития человека, увеличение рационально используемого свободного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ……………………………...5
1.1 Сущность смешанной экономики. Её преимущества и недостатки………...5
1.2 Частный сектор смешанной экономики и его экономическиеагенты………………………………………………………………………………9
1.2.1 Кругооборот доходов, ресурсов, товаров и услуг в местном секторе закрытой экономики………………………………………....10
1.3 Государственный сектор смешанной экономики …………………………..12
1.3.1 Виды государственного регулирования и экономические функции государства в смешанной экономике ……………………………….15
1.3.2 Основные инструменты и методы государственного регулирования экономики………………………………………………………18
1.3.3 Ограничения государственного вмешательства…………………………..20
1.4 Кругооборот доходов и расходов в смешанной экономике…………….21
2 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В
ЦИФРАХ И ФАКТАХ………………………………. …………………………..23
2.1 Становление социально-ориентированной модели
Республики Беларусь…………………………………………………………….23
2.2 Проблемы на пути перехода Республики Беларусь …………………….29
2.2.1 Роль государства в переходной экономике РБ …….............................35
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

CОДЕРЖАНИЕ.docx

— 457.65 Кб (Скачать файл)

Уровень централизации государством финансовых ресурсов является и показателем налоговой нагрузки на предприятия. Для белорусских предприятий, производящих недостаточно конкурентную продукцию, нынешний уровень налоговой нагрузки является очень высоким, ведущим к их ценовой неконкурентоспособности и невозможности вести нормальное расширенное производство.

Высокая доля основных фондов, принадлежащих государству, также не является рациональной. Этот показатель следовало бы снизить за счёт ускорения всего процесса приватизации и за счёт быстрейшего окончания малой приватизации.

Мера  прямого и косвенного государственного регулирования экономических процессов  в РБ зависит от целесообразности его осуществления, от подготовленности государства и кадров госаппарата для реализации функций регулирования. Нарушение этого зачастую ведёт к обратному эффекту - государство стремится своими воздействиями улучшить экономическую ситуацию, а в результате, наоборот, происходят негативные изменения. 1998 г, был очень сложным для государственного регулирования, цен, денежной массы, кредитования, обменного курса и др. В результате не удалось удержать позитивные тенденции 1-го полугодия.  В этих условиях в РБ  необходимо найти оптимальную степень участия (по охвату сфер, глубине и методам воздействия) государства в экономике, которая обеспечила бы эффективное устойчивое социально-экономическое развитие страны[18, с.10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

 

 

Перспективы развития белорусской  экономики в 2006-2020 гг.

В Национальной стратегии  устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих  прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров  Республики Беларусь.

Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период должны стать:

  • развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;
  • инновационное развитие национальной экономики;
  • наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств;
  • развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села

Второй этап (2011–2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Неопределенность влияния внешних  и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе  определили необходимость проработки нескольких вариантов, их оценки и выбора наилучшего (целевого) варианта, параметры  которого в наибольшей степени отвечают стратегическим целям и задачам, основным принципам и критериям  устойчивого развития страны, учитывают  императивы и ограничения в социальной, экономической и экологической  сферах деятельности.

В долгосрочной перспективе сохранится тенденция естественной убыли населения. Среднегодовая численность населения  уменьшится с 9,9 млн чел. в 2003 г. до 9,5 млн. в 2010 г. и 9 млн. – в 2020 г. Наиболее интенсивно будет сокращаться сельское население вследствие миграционного оттока в города. К 2020 г. ожидается уменьшение численности городского населения, естественная убыль которого не будет компенсироваться положительным миграционным приростом.

В 2006–2010 гг. ожидается дальнейшее ухудшение возрастной структуры  населения. По прогнозу, доля детей  и подростков в общей численности  населения сократится с 16,9 до 15,0%, а  доля лиц старших возрастов возрастет  с 21,0 до 21,9%. Появится тенденция снижения численности лиц трудоспособного  возраста.

Для преодоления неблагоприятных  тенденций основной целью демографического развития должно быть укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно мужчин в трудоспособном возрасте. Особое внимание следует уделять  созданию благоприятных условий  для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей.

В 2006–2010 гг. с учетом активизации  структурной перестройки экономики  ожидается более активное высвобождение  работников из общественного производства. Численность занятых в экономике  к 2010 г. может уменьшиться до 4125 тыс. чел. В структуре занятости произойдет переориентация на непроизводственные отрасли экономики за счет создания малых предприятий и расширения индивидуального предпринимательства в сфере услуг, где доля работающих увеличится до 58%. Сокращение уровня занятости ожидается в условиях уменьшения численности трудовых ресурсов, что обусловит снижение масштабов предложения рабочей силы на рынке труда. В результате уровень безработицы к концу 2010 г. сократится до 3,0–3,5%.

Основной целью государственной  политики в этот период станет реализация системы мер по достижению эффективной  занятости, отвечающей потребностям экономики. Для этого необходимо повышение  эффективности использования, конкурентоспособности и профессиональной мобильности рабочей силы. Главные усилия должны быть направлены на рационализацию структуры занятости на основе приоритетного создания рабочих мест в экспортоориентированных производствах и сфере услуг, стимулирование развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, повышение качества системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом перспективных потребностей экономики. Предстоит создать действенные механизмы содействия самозанятости населения с целью уменьшения дисбаланса спроса и предложения рабочих мест на рынке труда и упреждения высокого уровня безработицы.

В ближайший период (до 2010 г.) важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благополучия. Необходимо успешно завершить выполнение Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг. и других программ, содержащих основные целевые показатели повышения уровня жизни населения и меры по их достижению.

На этапе до 2010 г. предусматривается:

  • проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;
  • развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;
  • совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании в целях наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
  • обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.

В 2006–2010 гг. основной целью развития системы образования является повышение  качества учебно-воспитательного процесса и профессиональной образованности населения. Для этого необходимо осуществить комплекс мероприятий  по:

  • завершению реформы общеобразовательной школы;
  • последовательному обновлению содержания общего среднего и профессионального образования;
  • научному, нормативно-правовому и учебно-методическому обеспечению системы образования;
  • внедрению информационных и компьютерных технологий в образовании; расширению доступа в Интернет; организации дистанционного образования; переходу к открытому образованию;
  • обновлению и расширению материально-технической базы;
  • обеспечению широкого выбора образовательных программ и услуг;
  • рациональному сочетанию бесплатной и платной форм получения образования.

В прогнозируемом периоде до 2010 г. предполагается обеспечить ввод жилья в объеме 2,8–3,3 млн м2 общей площади ежегодно; в дальнейшем эти показатели увеличатся. Обеспеченность жильем при этом к 2020 г. достигнет 27–29 кв. м общей пощади на 1 человека.

К 2010 г. необходимо сократить уровень  потребления абсолютного алкоголя на душу населения с 10 до 8 литров, стабилизировать  уровень наркомании, антиобщественного  пьянства, алкоголизма и самоубийств. Уменьшить масштабы бродяжничества, детской беспризорности, проституции, сократить количество неблагополучных  семей и численность социально-деградированных  групп населения, ведущих антиобщественный образ жизни.

На первом этапе (до 2010 г.) предусматривается  повысить конкурентоспособность национальной экономики, прежде всего за счет улучшения  использования факторных условий (природные и трудовые ресурсы, научно-технический  и инновационный потенциалы, производственная и социальная инфраструктура), а  также создания привлекательного инвестиционного  климата и благоприятных условий  для предпринимательской деятельности, развития рыночной инфраструктуры, расширения внутреннего потребительского рынка. Для этого необходимо ускорить формирование социально ориентированной рыночной (многоукладной) экономики, повысить уровень  ее эффективности за счет приоритетного  развития отраслей и производств, конкурентоспособных  как на внутреннем, так и на мировых  рынках. В решении этих задач первостепенное значение имеет реализация Программы  структурной перестройки и повышения  конкурентоспособности экономики  Республики Беларусь.

Приоритетными направлениями устойчивого  социально-экономического развития транспорта в ближайший период (до 2010 г.) являются:

  • обновление, модернизация подвижного состава, транспортных объектов и коммуникационных систем, обслуживающих перевозочный процесс, приведение их в соответствие с мировыми стандартами;
  • развитие собственной базы индустриального ремонта подвижного состава и производства необходимых элементов для него;
  • внедрение современных логистических терминальных систем обслуживания потребителей, автоматизированных систем таможенного и приграничного контроля, а также учета перемещения грузов;
  • повышение безопасности дорожного движения и выполнение природоохранных требований в процессе эксплуатации автотранспортных средств;
  • создание современной научно-технической производственной базы для внедрения прогрессивных технологий, новой техники и материалов.

Для этого к 2010 г. в строительстве  намечается реализация мероприятий  по следующим основным направлениям:

  • создание новых и расширение объемов внедрения разработанных ресурсосберегающих технологий, универсальных архитектурно-конструктивно-планировочных систем зданий и сооружений нового поколения;
  • возведение жилых и административных зданий по эффективным проектам, обеспечивающим снижение уровня затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла;
  • активизация участия в подрядных торгах на строительство объектов за пределами страны, увеличение экспорта строительных работ, услуг;
  • развитие территорий, инженерно-транспортной инфраструктуры населенных пунктов в соответствии с утвержденными генеральными планами.

В ближайший период (до 2010 г.) потребуется  осуществить следующие меры:

-приведение национального законодательства в соответствие с международными нормами и принципами;

-совершенствование правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для повышения уровня конкурентоспособности продукции;

-снижение ресурсо-, энерго- и материалоемкости продукции на основе использования современных технических идей и решений;

-развитие систем сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнерами; установление требований к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения;

Информация о работе Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особенности ее функционирования