Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особенности ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Термин «социальная рыночная экономика» вызвал значительный интерес в странах, которые пошли по пути перехода к рыночной экономике.Социально ориентированная экономика предполагает достижение благосостояния человека, сокращение разрыва в доходах, качество реального потребления благ, превращение трудовой деятельности в сферу развития человека, увеличение рационально используемого свободного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ……………………………...5
1.1 Сущность смешанной экономики. Её преимущества и недостатки………...5
1.2 Частный сектор смешанной экономики и его экономическиеагенты………………………………………………………………………………9
1.2.1 Кругооборот доходов, ресурсов, товаров и услуг в местном секторе закрытой экономики………………………………………....10
1.3 Государственный сектор смешанной экономики …………………………..12
1.3.1 Виды государственного регулирования и экономические функции государства в смешанной экономике ……………………………….15
1.3.2 Основные инструменты и методы государственного регулирования экономики………………………………………………………18
1.3.3 Ограничения государственного вмешательства…………………………..20
1.4 Кругооборот доходов и расходов в смешанной экономике…………….21
2 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В
ЦИФРАХ И ФАКТАХ………………………………. …………………………..23
2.1 Становление социально-ориентированной модели
Республики Беларусь…………………………………………………………….23
2.2 Проблемы на пути перехода Республики Беларусь …………………….29
2.2.1 Роль государства в переходной экономике РБ …….............................35
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

CОДЕРЖАНИЕ.docx

— 457.65 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств (носителей НТП, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности). Также могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования  экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в смешанной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные возможности всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости – это поддержание нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

Постоянным  объектом внимания государственных  регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения – борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты – условия накопления, цены, социальные отношения.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах со смешанной экономикой государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Еще один из главных объектов регулирования  – цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. Цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся  влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в  развитии научных исследований, в  экспорте товаров, капиталов и накопленных  знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты государственного регулирования экономики  различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие  иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный  цикл; денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы)[6, с.250].

 

 

1.3.1 Виды государственного регулирования и экономические функции    государства в смешанной экономике

 

 

          Переход стран СНГ от централизованно управляемого хозяйства к смешанной экономике поставил перед каждой из них вопрос об изменении функций государства в сфере управления экономикой. Сегодня во всех смешанных экономических системах значительная роль принадлежит государству. Степень вмешательства государства в регулирование экономических процессов определяется многими факторами и в различных странах может быть различной.

 Государственное  вмешательство, или регулирование,  выступает в двух видах: как  косвенное и прямое.

Косвенное государственное регулирование — регулирование без инвестиций, без государственных расходов (законы, указы, постановления, распоряжения и т.д). Косвенное регулирование осуществляется через механизм законодательной и исполнительной власти с целью создания благоприятных условий для частного предпринимательства в стране. В арсенал косвенного регулирования можно отнести налоговую, бюджетную, денежно-кредитную, валютную политики.

Прямое государственное регулирование — непосредственное участие государства в экономической деятельности и социальной сфере. Оно осуществляется в результате государственных расходов с целью уменьшения неравенства в распределении доходов и создания государственного сектора в экономике, или общественных благ (инфраструктуры) как в экономической сфере, так и в социальной[7, с.97].

Составить какой-то исчерпывающий перечень экономических  функций государства невозможно. Однако есть основные функции, обеспечивающие нормальное функционирование смешанной системы. Это:

а) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию смешанной системы. Сущность этой функции заключается в том, что государство берет на себя задачу формирования правовой базы и правил, регулирующих экономическую деятельность субъектов хозяйствования, а также контроль за их исполнением. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и форм предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий и их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы затрагивают также вопросы качества продукции, безопасности труда, взаимоотношений профсоюзов и администрации и многое другое.

б) защита конкуренции. Конкуренция, как известно, служит основным регулирующим механизмом в рыночной системе, где действия производителей и поставщиков ресурсов определяются интересами покупателей. Это значит, что производители продукции и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые регистрируются в форме покупательского спроса и доводятся до сведения продавцов. Инструментом, регулирующим эти отношения, выступает рыночная цена, определяемая спросом и предложением. В рыночной системе всё поставлено на службу покупателю (потребителю).

Рост  монополий резко меняет ситуацию. Число продавцов становится столь малым, что каждый из них может влиять на общий объём предложения, а соответственно и на цену. Интересы общества приносятся в жертву интересам монополий.

В целях  защиты интересов потребителя и  общества в целом государство проводит мероприятия по защите конкуренции и в первую очередь разрабатывает правила поведения монополий и борьбы с ними.

в) Перераспределение доходов и богатства. Рыночная система представляет собой беспристрастный механизм, который обеспечивает большие доходы лишь тем, кто более способен, физически крепок, имеет лучшее образование и т.д. Эта часть общества в такой системе чувствует себя комфортно, ее жизненный уровень достаточно высок. Но есть и другие члены общества, обладающие меньшими способностями, получившие скромное образование и квалификацию, не унаследовавшие никаких материальных средств. Их доходы очень незначительны. Кроме того, в обществе всегда есть люди престарелые, с умственными и физическими недостатками, одинокие женщины, на иждивении которых имеются дети, безработные, т.е. лица, которые по объективным причинам не могут участвовать в производстве и за счёт него обеспечивать своё существование.

В условиях значительного неравенства в  распределении доходов, порождающего социальное расслоение и бедность, государство берёт на себя функцию защиты малоимущих граждан через налоговое перераспределение доходов и принятие программ социальной защиты (выплаты по социальному страхованию и пособий по безработице, медицинская помощь и образование и т.п.).

г) Перераспределение ресурсов. Общепризнанным достоинством конкурентной смешанной системы является её способность эффективно распределять ресурсы. Однако есть ситуации, где рынок действует неэффективно или не действует вообще (когда химическое предприятие загрязняет окружающую среду, то население несёт издержки, которые ему данным предприятием не компенсируются). Для решения подобных проблем требуется вмешательство государства, которое осуществляется путем перераспределения денежных, материальных и трудовых ресурсов. В качестве инструментов такого перераспределения могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование, правовые нормы и др. Так, установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) заставляет производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы. Дополнительные издержки ведут к сокращению объёмов производства до более оптимального уровня, в результате чего уменьшается чрезмерное потребление ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно и через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения.

Некоторые хозяйства несут дополнительные расходы по защите окружающей среды (например, применяют технологии, предотвращающие  эрозию почвы), которые являются полезными  для общества. В подобных случаях  государство с помощью субсидий должно оказывать поддержку таким хозяйствам.

д)Стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста. Эту функцию государства можно определить как функцию макроэкономической стабилизации.

Рынок - это самонастраивающийся механизм, устанавливающий равновесие в экономической  системе. Однако отдельные периоды  развития экономики могут сопровождаться высоким уровнем безработицы и чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются на уровне жизни в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность государства по сглаживанию промышленных циклов. Главными инструментами в решении этой задачи являются фискальная и денежная политика.

Согласно  общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего сталкивается с инфляцией[5, с.340].

 

 

1.3.2 Основные инструменты и методы государственного  регулирования экономики

 

 

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических  процессов, использует систему методов  и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических  задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Рассмотрим универсальные средства госрегулирования, применяемые в  последнее время. Инструменты государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные инструменты регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоёв населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.

Экономические инструменты государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. Основные экономические инструменты - это:

  • фискальная и денежная политика, которая представляет собой совокупность мероприятий в области денежного обращения кредита и налогов, направленных на регулирование экономических процессов в стране;
  • социальная политика и политика регулирования доходов, представляющая собой совокупность мероприятий со стороны государства, направленных на защиту отдельных социальных групп населения;
  • внешнеэкономическая политика как совокупность мероприятий, направленных на развитие и регулирование экономических и прежде всего торговых отношений с другими государствами.

Информация о работе Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особенности ее функционирования