Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особенности ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Термин «социальная рыночная экономика» вызвал значительный интерес в странах, которые пошли по пути перехода к рыночной экономике.Социально ориентированная экономика предполагает достижение благосостояния человека, сокращение разрыва в доходах, качество реального потребления благ, превращение трудовой деятельности в сферу развития человека, увеличение рационально используемого свободного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ……………………………...5
1.1 Сущность смешанной экономики. Её преимущества и недостатки………...5
1.2 Частный сектор смешанной экономики и его экономическиеагенты………………………………………………………………………………9
1.2.1 Кругооборот доходов, ресурсов, товаров и услуг в местном секторе закрытой экономики………………………………………....10
1.3 Государственный сектор смешанной экономики …………………………..12
1.3.1 Виды государственного регулирования и экономические функции государства в смешанной экономике ……………………………….15
1.3.2 Основные инструменты и методы государственного регулирования экономики………………………………………………………18
1.3.3 Ограничения государственного вмешательства…………………………..20
1.4 Кругооборот доходов и расходов в смешанной экономике…………….21
2 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В
ЦИФРАХ И ФАКТАХ………………………………. …………………………..23
2.1 Становление социально-ориентированной модели
Республики Беларусь…………………………………………………………….23
2.2 Проблемы на пути перехода Республики Беларусь …………………….29
2.2.1 Роль государства в переходной экономике РБ …….............................35
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

CОДЕРЖАНИЕ.docx

— 457.65 Кб (Скачать файл)

3)наукоёмкость ВВП составляет около 1%, что в соответствии с мировыми канонами как минимум в два раза ниже порогового значения для экономической безопасности страны (сектор наукоемкой продукции в экономике развитых стран занимает до 40% от ВВП).

4)увеличение объёмов производства в РБ в 1996-2000 гг. происходило в ущерб показателям эффективности — прибыльности, рентабельности, платежеспособности. Рост ВВП сопровождается ухудшением состояния реального сектора экономики.

В рейтинге стран по критерию эффективности  экономики в настоящее время Беларусь занимает лишь 136-е место из 165.

В производственном секторе экономики наблюдается  тенденция снижения уровня рентабельности реализованной продукции (работ и услуг), который за 2003 г. составил 9,1% против 15,2% в 1999 г. и 22,1% — в 1992 г. Снижение уровня рентабельности свидетельствует о том, что рост затрат (себестоимости) на предприятиях страны опережает рост прибыли, то есть имеет место функционирование затратной экономики. Прежде всего, это является следствием того, что около трети предприятий (27,2%) от общего их числа в 2003 г. были убыточными. В промышленности, торговле и общественном питании этот показатель составил 23,5%, а в сельском хозяйстве — 57,9%. При этом, например, при увеличении производства продукции сельского хозяйства в 2003 г. на 6,8% рентабельность была минусовой (-0,4%). Это обусловлено тем, что отрасль имела убытки от реализации продукции и от внереализационных операций. Дотации из бюджета в сумме 5,9 млрд. руб. и прибыль от прочей реализации (3,8 млрд. руб.) не обеспечили компенсации потерь, и в результате общий убыток отрасли составил 21 млрд. руб.

 Имеет  место рост кредиторской задолженности,  которая на 1января 2003 г. составила 43,5% от ВВП. Просроченная задолженность составляла 41,6% от кредиторской задолженности. Отмечается превышение кредиторской задолженности в сравнении с дебиторской. На 1 января .2003 г. это превышение составляло 133,6%, в том числе в промышленности— 128,2%, сельском хозяйстве — 770%, строительстве— 117,3%, торговле и общественном питании — 243,6%. По состоянию на 1 января 2004 г. на предприятия промышленности приходилось 50,7% всей просроченной кредиторской задолженности, в том числе по кредитам банков и займов — 70,9%. Долг потребителей за природный газ по состоянию на апрель 2001 г. составил 464 млрд, руб. и увеличился с начала года на 15% при уровне оплаты в первом квартале 94%; за электрическую и тепловую энергию «Белэнерго» — 380 млрд. руб., увеличился с начала года на 33%. при уровне оплаты в первом квартале 85%; за импортируемую электроэнергию — 84,3 млн. долл. США, увеличился за первый квартал на 5,5%.

Приходится признать, что основная проблема— нереформированность экономики республики. В настоящее время Беларусь имеет самые низкие среди 25 стран с переходной экономикой оценки степени завершенности малой приватизации, приватизации крупных предприятий, банковской реформы, либерализации (как внутренней, так и внешней). Анализ свидетельствует, что с 1996 г. в республике наметилась тенденция снижения общих темпов акционирования и приватизации, существенно изменились и используемые методы трансформации собственности. По мере нарастания инфляционных процессов выкуп физически и морально изношенных фондов становился всё более неэффективным и затруднительным. В результате в 1996-2000 гг. выкуп государственного имущества работниками предприятий вообще не осуществлялся, а выкуп арендованного имущетсва арендными предприятиями сократился с 1991 по 2000 гг. на 39 %. В 2000 г. показатель составил лишь 7%.

Согласно  данным Международного валютного фонда, кумулятивный индекс либерализации  за последнее десятилетие составил 2,54 (23 место среди 25 стран с переходной экономикой). По доле частного сектора в ВВП (только 20%) Беларусь занимает последнее место среди всех стран с переходной  экономикой, по доле сектора услуг в ВВП — 19 место, что в совокупности свидетельствует о медленном развитии рыночных институтов в стране.

«Выжидательная» стратегия рыночных преобразований в РБ породила комплекс серьёзных  экономических проблем, важнейшая  из которых — отставание развития технологии из-за постоянного недофинансирования инвестиционного процесса.

По свидетельству  мировой практики, если третья часть  ВВП не идёт через сбережения в  инвестиции, то обеспечение устойчивых темпов экономического роста в стране недостижимо. В Беларуси фактические инвестиции в основной капитал составляли в 1996 г. — 16,2% ВВП, в 1997 г. — 19,2%, в 1998 г. — 23,9%, в 1999 г. —21,6%, в 2000 г. — 17% от ВВП, что практически вдвое ниже указанного уровня. Прямые иностранные инвестиции составили лишь б%-7% вместо запланированных 46%. В 2003 г. инвестиции в основной капитал составили 62,5% от уровня 1990 г. При этом доля инвестиций производственного назначения в 2003 г. составила 64% от общей суммы инвестиций. Снизился удельный вес инвестиций в сельское хозяйство (с 28,8% в 1990 г. до 6,0% в 2003 г.), образование (с 2,5% до 1,0%), науку и научное обслуживание (с 1,1% до 0,2%). Сложившееся состояние в инвестиционной сфере блокирует расширенное воспроизводство, процессы интенсификации и модернизации производства, внедрение прогрессивных технологий, современных машин и оборудования и в целом — обновление основных фондов. Износ основных промышленно-производственных фондов превысил его критический уровень. По состоянию на 2002 г., он составляет в промышленности 62,4%, в машиностроении и металлообработке — 65,8%, в химической и нефтехимической промышленности — 70,2%. При этом коэффициент обновления фондов составляет всего 2,5%. Нетрудно рассчитать, что при существующих инвестициях и амортизационных отчислениях для полного обновления основных промышленно-производственных фондов может понадобиться до 40 лет, в машиностроении и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности — более 50 лет.

Одним из основных недостатков инвестиционной деятельности предприятий является неэффективное использование инвестиций, когда они направляются не в инновации, а в оборотные средства, то есть в затраты. Так, к числу инновационно-активных предприятий промышленности на 1 января 2003 г. было отнесено всего 325 субъектов хозяйствования, среди которых только 38 приобрели новые технологии, 1,4% предприятий используют технологии уже более 10 лет. Большинство же предприятий страны работает на устаревших технологиях. Всё это сдерживает повышение конкурентоспособности товаров и не создаёт предпосылок для долгосрочного экономического роста интенсивного характера. В экономике не ослабевает действие факторов, которые ограничивают объёмы инвестиций в новую технику и технологию. Это недостаток собственных источников финансирования, что является следствием уменьшения прибыли, высокой налоговой нагрузки на товаропроизводителей, низкой кредитоспособности предприятий, высокого уровня инфляции.

Разработанная Правительством РБ новая редакция Национальной программы привлечения инвестиций в экономику страны предусматривает обеспечение пропорций расширенного воспроизводства основных фондов за счёт повышения удельного веса инвестиций в ВВП до 26-28% (в 2003 г. этот показатель составлял 18,6%). При этом в общем объёме будут преобладать внутренние инвестиции, а поэтому политика государства должна быть направлена в первую очередь на их стимулирование путём введения новой амортизационной политики, введение новых налогов, а также уменьшения ставки налога на прибыль и сокращения льгот по налоговым платежам.

Важнейшим средством повышения эффективности экономики страны является активизация деятельности иностранных инвесторов и, в частности, использование прямых иностранных инвестиций — единственного инструмента, не связанного с увеличением долгового бремени государства при привлечении капитала в экономику. Однако объём иностранных инвестиций в стране пока незначителен. В 2003 г. в экономику республики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 1,3 млрд. долл. США, в том числе прямых инвестиций — 674,5 млн. долл. США. Наиболее привлекательными для прямых инвестиций были торговля и общественное питание (36,6% от всех прямых инвестиций), связь (17,2%), промышленность (13,9%). А между тем именно прямые частные инвестиции стран-экспортёров с высоким научно-техническим и финансовым уровнем позволили новым индустриальным странам (Сингапуру, Южной Корее) на основе новых передовых технологий достичь высокого уровня развития экономики.

 Низкий  удельный вес иностранных инвестиций  в ВВП страны (6,9% в 2003 г.) свидетельствует о том, что экономический рост в ней достигается за счёт внутренних и экстенсивных факторов. Кардинальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от институциональных преобразований, условий деятельности совместных и иностранных предприятий. На 1 января 2003 г. в республике работало 1 396 совместных и 1271 иностранное предприятие. В 2002 г. рост реализации ими товаров и услуг на национальном рынке соответственно составил 145% и 184%. Однако эти предприятия имеют отрицательное сальдо внешней торговли. Особенно остро проблема падения объёмов инвестиций проявляется в сельскохозяйственной отрасли — если в 1990 г. они составляли 29% от всех инвестиций в основной капитал, то в 1995 г. их доля уменьшилась до 8,5%, а в 1997-2000 гг. она не достигла и 7%.

О качестве инвестиционного климата РБ говорит  следующий факт. По степени кредитного риска страна занимает 142-е место  из 178 стран мира. Результаты такого низкого рейтинга незамедлительно проявляют себя в фактических показателях: если в  Польше и Словакии инвестиции составляют 50 долл. на человека, в Чехии и Эстонии — порядка 100 долл. на человека, то в РБ — лишь 1 доллар на человека.

В сфере  внешней торговли Беларуси проявляется  тенденция сохранения высокого отрицательного сальдо, которое в 2003 г. составило 1540,6 млн. долл. США. Если со странами вне СНГ торговое сальдо является положительным, то с Россией оно отрицательное и составляет 2660,6 млн. долл. США. Ситуация в торговле с Россией, в отличие от условий внешней торговли в целом, определялась превышением индекса средних цен импорта (113,8%) над индексом средних цен экспорта (108,1%) при обратном соотношении индекса физического объема (113,9% — по экспорту, 112,1% — по импорту). И хотя рост цен на экспорт отставал от роста цен на импорт, этого было достаточно, чтобы снизилась конкурентоспособность отечественных товаров.

Отрицательное сальдо внешней торговли и его  отношение к ВВП находятся  на уровне порогового значения, что  негативно сказывается на эффективности внешнеэкономической деятельности страны, инвестиционном имидже и уменьшает ВВП. Определенное развитие экспорта не вызывает адекватного развития производственного сектора экономики. Чтобы погасить дефицит внешней торговли и внешнего долга РБ уступает России контроль над нефтеперерабатывающими предприятиями, нефте- и газопроводами. Это будет сказываться на снижении экономической безопасности страны и не закроет проблемы в будущем.

Таким образом, поиск разгадки «белорусского экономического чуда» посредством анализа характера  и результативности пройденного  республикой десятилетнего периода ориентирует на неоптимистический вывод: экономика Беларуси до сих пор остается командной экономикой, в которой порядка 80% собственности принадлежит государству (согласно мировому опыту критическим уровнем сосредоточения собственности в руках государства считается 20%—25%), действует централизованный контроль над ценами и экономической деятельностью, присутствует избыточная кредитно-денежная экспансия и связанная с ней инфляция, внутренний и внешний дисбаланс.

Особое внимание следует уделить: 1)формированию условий для эффективного функционирования рыночного механизма, который предполагает обеспечение: а) конкуренции; б) равновесия в соотношении спроса и предложения; в) экономической свободы товаропроизводителя в условиях ограниченных ресурсов; г) свободы перемещения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по различным направлениям и сферам применения; д) свободы выбора продавцов и покупателей; е) свободы ценообразования;

2)повышению эффективности инвестиций путём их использования на инновации в производство нового конкурентоспособного продукта, основанного на новой технике и новых технологиях. Только при наличии условий для либерализации экономики рынок обеспечивает высокую мотивацию к труду и эффективность производства, сбалансированность спроса и предложения на микроуровне, динамику и равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением на макроуровне.

Одновременно  функционирование рыночного механизма  определяет и пределы государственного вмешательства в экономику. При этом задача государственного регулирования заключается в том, чтобы, не разрушая рыночного механизма, корректировать неценовые факторы спроса и предложения.

Поэтому главными средствами обеспечения повышения  эффективности производства, устойчивого  развития экономики страны и повышения  уровня благосостояния белорусского народа являются:

- формирование  социально ориентированной смешанной  экономики на основе сочетания оптимального взаимодействия рыночных механизмов её функционирования и упорядочения государственного регулирования социально-экономических отношений;

- обеспечение  качественных параметров экономического  роста на основе активизации инвестиционно-инновационной и предпринимательской деятельности.

 

 

2.2.1 Роль государства в переходной экономике РБ

 

 

Роль  государства в экономике всегда являлась предметом особого внимания. В настоящее время эта проблема стоит особенно остро. На смену отрицания необходимости активного участия государства в экономике приходит понимание важности активного государственного вмешательства в рыночные процессы в интересах долгосрочного устойчивого человеческого развития.

В период перехода к новой рыночной экономической формации усиление роли государства в экономике РБ необходимо по следующим причинам:

• в переходный период из-за несформированности рыночных институтов рынок может давать неверные импульсы производству; в результате неадекватности воздействия рынка некоторые потенциально эффективные производства могут быть уничтожены;

• рыночная трансформация, связанная с изменением менеджмента на предприятиях, не может произойти мгновенно; в этот период требуется помощь государства, без которой предприятия, даже производящие пользующуюся спросом продукцию, могут обанкротиться;

• переход  экономики к рыночным отношениям связан и с трансформацией системы социальной защиты, которую нельзя отдать на откуп стихии, оставив население один на один с экономическими проблемами;

• государство  должно принимать активное участие в тех процессах, которые рынок не может эффективно регулировать.

Таким образом, в условиях переходной рыночной экономики, роль государства должна усиливаться, что создаёт предпосылки для устойчивого развития страны.

Воздействие государства на экономику в РБ осуществляется следующими способами: путём перераспределения части ВВП через государственную финансовую систему (бюджет и внебюджетные фонды); на основе владения государства частью национального богатства (прежде всего производственных фондов и природных ресурсов); путём прямого и косвенного регулирования экономических отношений (регулирование цен, доходов, кредитно-денежных отношений, валютного курса, внешнеэкономических связей и т. д.). С учётом этого, сегодня уровень участия белорусского государства в экономике отражается следующими показателями: уровень централизации государством финансовых ресурсов составляет 50,3%; доля основных производственных фондов, принадлежащих государству -53,3%. Можно сказать, что данные показатели несколько превышают эффективные значения.

Информация о работе Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особенности ее функционирования