Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особенности ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Термин «социальная рыночная экономика» вызвал значительный интерес в странах, которые пошли по пути перехода к рыночной экономике.Социально ориентированная экономика предполагает достижение благосостояния человека, сокращение разрыва в доходах, качество реального потребления благ, превращение трудовой деятельности в сферу развития человека, увеличение рационально используемого свободного времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ……………………………...5
1.1 Сущность смешанной экономики. Её преимущества и недостатки………...5
1.2 Частный сектор смешанной экономики и его экономическиеагенты………………………………………………………………………………9
1.2.1 Кругооборот доходов, ресурсов, товаров и услуг в местном секторе закрытой экономики………………………………………....10
1.3 Государственный сектор смешанной экономики …………………………..12
1.3.1 Виды государственного регулирования и экономические функции государства в смешанной экономике ……………………………….15
1.3.2 Основные инструменты и методы государственного регулирования экономики………………………………………………………18
1.3.3 Ограничения государственного вмешательства…………………………..20
1.4 Кругооборот доходов и расходов в смешанной экономике…………….21
2 ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В
ЦИФРАХ И ФАКТАХ………………………………. …………………………..23
2.1 Становление социально-ориентированной модели
Республики Беларусь…………………………………………………………….23
2.2 Проблемы на пути перехода Республики Беларусь …………………….29
2.2.1 Роль государства в переходной экономике РБ …….............................35
3 ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

CОДЕРЖАНИЕ.docx

— 457.65 Кб (Скачать файл)

|Отправление  грузов транспортом общего       23.9    19.3    17.2    17.7 


|пользования  (без внутреннего водного)     


|Реальные  денежные доходы населения            62.0    73.0    106.0   132.5


|Реальные  начисления заработная плата           55.7    59.0     94.9    123.6


|Реальный  размер назначений месячной           60.0    60.0     98.0    146.4


|пенсии                                    


|Розничный  товарооборот                                   42.8    56.2    103.6   125.4


|Платные  услуги                                                  35.7    37.8     53.8     58.6 


|Удельный  вес убыточных предприятий и       17.9    18.4     22.3     34.2 


|организаций  в общем их числе (текущем  г.) 


|Рентабельность  реализованной продукции,    9.9       9.7      13.1     8.2  


|работ и  услуг (в текущем году)            


|Индекс потребительских цен (декабрь к         344.0  139.3   207.5   146.1


|декабрю)                                  


|Объем внешней  торговли к 1995г.,                  100.0   121.4   153.4   149.3


|в том  числе:                                           


|экспорт                                                                100.0  117.7   152.6   154.6


|импорт                                                                 100.0  124.7   154.1   144.7


|Сальдо внешней  торговли (млн. долл.              -760   -1228  -1244   -621 


| США в текущем году)                             


Сравнивая данные показатели со странами-партнерами по СНГ, можно говорить об ухудшении  в  последнее  время  положения  Беларуси. 

Только  в 1997 году ситуация начала кардинально  меняться и в 2005 году сохранялась  тенденция динамичного развития экономики страны. В основном были выполнены параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год. По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за 2005 год составил в текущих  ценах  63 678,9 млрд. рублей.  Реальный объем производства ВВП был на 9,2% выше, чем в 2004 году (в 2004 году прирост ВВП по отношению  к 2003 году составлял 11,4%). Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год был предусмотрен рост ВВП на 8,5-10% 

В определяющей мере рост объемов ВВП в реальном секторе экономики был обеспечен  за счет увеличения выпуска продукции  промышленности. В 2005 году промышленной продукции (работ, услуг) произведено  на сумму 60,5 трлн. руб., что на 10,4% больше, чем в 2004 году (при прогнозе – 8-9,5%). В отраслевой структуре валового внутреннего продукта удельный вес  добавленной стоимости промышленности увеличился с 26,8% в 2004 году до 27,4% - в 2005 году.

Доля  предприятий государственной формы  собственности в общем объеме произведенной промышленной продукции  составила 37,5%, предприятий частной  формы собственности, имеющих в  уставном фонде долю государства, – 51,9%.

Потребительских товаров выпущено на сумму 14 трлн. рублей, что на 10,3% выше уровня 2004 года. При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 14,1%, непродовольственных – на 6,9%.

В 2005 году в экономику и социальную сферу  республики инвестировано 14,8 трлн. рублей, или на 23,2% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2004 году. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась  с 21,6% в 2004 году до 23,3%  в 2005 году.

На объекты  производственного назначения использовано 9,7 трлн. рублей капитальных вложений, что на 24,2% выше уровня 2004 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 65,7% (в 2004 году – 66,3%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного  назначения возросли на 20,7%. На строительство  жилых домов использовано 2,5 трлн. рублей инвестиций, что составило 17,1% к их общему объему и 122,4% к уровню 2004 года. В 2005 году в эксплуатацию введено 3780 тыс. квадратных метров жилья – на 7,9% больше, чем в 2004 году.

Основными источниками инвестиций являлись собственные  средства организаций (47,3%), бюджетные  средства (25,3%), кредиты банков (без  иностранных кредитов) (12,9%) и средства населения (7,9%). При этом доля бюджетных  средств возросла в 1,3 раза по сравнению  с 2004 годом при снижении удельного  веса остальных источников инвестиций. В 2005 году в экономику страны капитальные  вложения за счет иностранных источников (включая иностранные кредиты) составили 375,6 млрд. рублей  и занимали 2,5% в структуре источников финансирования.

Объем продукции  сельского хозяйства в 2005 году составил 12,2 трлн. рублей и увеличился по сравнению  с 2004 годом в сопоставимых ценах  на 2,1%.

Однако  в экономике Беларуси остаётся ещё  много нерешённых проблем. Это и  низкая рентабельность реального сектора, убыточность и слабая реформированность  сельскохозяйственного производства, и недостаточная конкурентоспособность на внешних рынках товаров и услуг отечественного производства, неразвитость многих сегментов рыночной инфраструктуры, и слабая восприимчивость материального производства к инновациям, и ряд других. Всё более важным фактором экономического развития становится глобализация.

Тем не менее  сегодня в Беларуси определена стратегическая линия на формирование социально ориентированной смешанной экономики, происходят многие трансформации в этом направлении, благодаря чему и растёт, хотя и не столь быстро как хотелось бы, уровень благосостояния населения.

Важнейшие черты формируемой белорусской  экономической модели следующие:

- сильная  и эффективная государственная  власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

- равенство  различных форм собственности,  в основе которого лежит эффективность  ведения хозяйства. Исходя из  этого, приватизация рассматривается  не как самоцель, а как средство  поиска заинтересованных инвесторов, создания эффективного собственника;

- многовекторность  внешнеэкономической политики как  важнейший принцип адекватного  развития страны в условиях  глобализации мирохозяйственных  связей;

- активизация  интеграционных процессов со  странами СНГ и Россией, прежде  всего экономических;

- сильная  социальная политика государства,  инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, адресная социальная помощь.

Белорусская модель экономики находится в  процессе формирования. Сегодняшнее её состояние обусловлено, с одной стороны, стартовым состоянием хозяйства, с другой — ходом многолетнего эволюционного развития. Как отмечалось выше, она позволила преодолеть глубокий спад производства, подойти к серьезным институциональным рыночным преобразованиям, придать экономической системе социально ориентированный характер, укрепить государственность и реальный суверенитет страны в условиях современной глобализации, сохранить социальную стабильность в обществе.

Таким образом, правомерно констатировать, что белорусская  социально ориентированная экономическая  трансформационная (формирующаяся) модель представляет собой синтез глобализации, рынка, корпоративной и социальной ответственности.

Социально-экономическая  модель реализуется в следующих  принципах:

- единство  социального и экономического, сочетание  экономической эффективности и социальной справедливости;

- единство  интересов частной собственности  и общества;

- экономическая  свобода человека и свобода  экономического выбора;

- повышение  роли рыночного механизма и  конкурентной среды;

- равенство  государственных и частных субъектов  рыночных отношений;

- экономическое  и социальное партнерство;

- ориентация  на жизненные потребности населения  и рост его благосостояния;

- стабильность  стратегического курса на социальное  правовое государство;

- приоритет  прав граждан;

- ответственность  предпринимателя перед обществом;

- ответственность  государства перед гражданами  и социальная защита;

- ограничение  сфер действия административного  механизма государственного регулирования;

- сочетание  свободной конкуренции с регулированием;

- взаимодействие  институтов труда и капитала.

Переход к социально ориентированной  рыночной экономике (от начальной модели командно-административной системы) является сложным и длительным историческим процессом преобразований стартовой модели экономики, её приближения к перспективной направлениям. Исходя из основных характеристик командно-административной системы (монополизм, централизация экономики, контроль бюрократии над народным хозяйством, отсутствие малого и среднего бизнеса, частной инициативы), достигнут консенсус относительно основных задач переходного периода. Это — макроэкономическая стабилизация, либерализация цен, торговли и производства на фоне демонополизационных процессов, реструктуризация (приведение структуры производства в соответствие с реальными общественными потребностями), приватизация и институциональная реформа, призванная обеспечить закрепление прав собственности, свободу контрактов и др. Однако ни в теории, ни на практике нет консенсуса относительно важности отдельных задач, порядка и скорости их решения.

Смена базисных (родовых) основ экономического строя  не может быть разовым актом, она требует достаточно длительного переходного периода и, наверное, смены поколений. Эволюционный путь продвижения к социально ориентированной, (смешанной) экономике устраняет опасность шокового навязывания народу чуждых ему схем, позволяет взять из прошлого и адаптировать наиболее конструктивное, отсечь неэффективное, укрепить ростки нового, учесть при этом и мировой опыт.

 

 

2.2 Проблемы на пути перехода Республики Беларусь

 

 

Рост  доходов населения страны нестабилен и характеризуется противоречивыми тенденциями, которые провоцируются высоким уровнем инфляции. Согласно оценкам независимых экспертов по заказу Программы развития ООН, по величине индекса потребительских цен за период 1990-1999 гг. Беларусь уступала только трём государствам в списке из 148 стран мира и занимала второе место в мире по среднегодовым темпам инфляции (после Болгарии).

Высокий уровень инфляции в значительной мере повышает налоговую нагрузку на предприятия и не позволяет на всех уровнях управления принимать эффективные решения. Она является одним из препятствий привлечения иностранных инвестиций в экономику. Наряду с этим проявляется тенденция обострения инфляционных процессов. Она (примерно на 75%) определяется «инфляцией издержек», что обусловлено ростом производственных затрат. Инфляция стала «производственной», и только организационно-административными мерами её преодолеть нельзя. Уместно отметить, что цены на многие товары уже достигли мирового уровня, а на некоторые из них и превзошли его. Наряду с этим отсутствуют существенные подвижки в улучшении качества продукции. Всё это приводит к снижению конкурентоспособности продукции и услуг, которое усугубляется ещё и дискриминационными мерами со стороны отдельных государств (участников мировой торговли), неразвитостью у белорусских предприятий инфраструктуры внешней торговли и товаропроводящих сетей. В результате снижаются объёмы реализации продукции, растут запасы готовой продукции на складах многих предприятий. На 1 февраля 2004 г. они, например, в промышленности составили 55,3% к среднемесячному объёму производства, а в машиностроении и металлообработке — 96,4%, в лёгкой промышленности — 129,2%.

Негативное  проявление инфляции, помимо прочего, реализуется в перераспределении  доходов и ресурсов посредством  «инфляционного налога». Так, в 1999 г. за счёт инфляции население республики потеряло 54 млрд. руб., в 2000 г. — более 200 млрд. руб. — примерно 3% ВВП. Количество людей, проживающих в Беларуси за чертой бедности за период с 1995 по 2000 гг. увеличилось с 38% до 42%.

Коэффициент Джини, характеризующий неравенство  распределения доходов населения, имеет в РБ тенденцию к возрастанию: в 1996 г. он составил 0,254, в 1997 г. — 0,258, в 2000 г. — уже 0,269. Но объективность этого показателя, основанного на данных официальной статистики о доходах, весьма сомнительна, что обнаруживается хотя бы при рассмотрении существующей в республике системы льгот. Дело в том, что адресный характер практикуемых в республике льгот выдерживается лишь по двум их видам — содержание детей в дошкольных учреждениях и питание. Основную же массу льгот (на проезд в общественном транспорте, путевки в дома отдыха и т.д.) получает 20% наиболее обеспеченного населения. На долю этих 20%, согласно исследованиям проекта «Концепция экономических и институциональных реформ в Беларуси», приходится льгот в 1,7 раз больше, чем на долю 20% наименее обеспеченных семей (и это без учёта доступа к различным источникам дохода и ренты, которых не имеют наиболее бедные семьи республики).

Доминирующими в структуре доходов населения  республики остаются продукты питания (порядка 80%). Что же касается предметов культурно-спортивного назначения, то их доля крайне незначительна. Такие пропорции приближают структуру доходов населения РБ к структуре доходов населения слаборазвитых стран.

Начиная с 1992 г. смертность населения Беларуси устойчиво превышает рождаемость — рождаемость продолжает снижаться (с 13,9 человек на 1000 жителей в 1990 году до 8,9 в 1997 г.), смертность растёт (с 10,7 человек на 1000 жителей в 1990 г. до 13,4 — в 1997 г.). В последние несколько лет наблюдается демографический взрыв(с 2007 года). Но средняя продолжительность жизни падает; если в конце 80-х годов она составляла 72 года, то в середине 90-х упала до 68 лет.

Не столь  уж оптимистичным при ближайшем  рассмотрении представляется и факт роста ВВП в республике за последнее десятилетие.

1)несмотря на 36% прироста показателя, РБ всё ещё далека от уровня дореформенного периода: ВВП в 2000 г. составил лишь 87,9% от уровня 1990 г.

 2) показатель ВВП, рассчитываемый по производственному методу существенно завышает показатель уровня жизни народа Беларуси. Это объясняется включением в ВВП республики, помимо стоимости произведенной и реализованной продукции (формирующей величину ВВП в странах с развитой рыночной экономикой), также стоимости нереализованной продукции.

Информация о работе Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особенности ее функционирования