Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Proekt Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Privolzhskogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

На федеральном уровне приняты  и реализуются определяющие программные документы: Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники на 2002 - 2010 годы и на период  
до 2015 года», а также проект «Развитие авиационной промышленности и двигателестроения» по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Одним их эффективных механизмов развития авиастроения  
в Приволжском федеральном округе является формирование центра развития авиации в городе Ульяновске, который совместно с созданным консорциумом «Научно-образовательно-производственный кластер Ульяновск-авиа» может обеспечить быстрое внедрение новых инновационных технологий  
на авиастроительных предприятиях округа.

 

Ожидаемые результаты

 

Результатами развития авиастроения в Приволжском федеральном округе станут:

создание современной конкурентоспособной авиастроительной отрасли  
в Приволжском федеральном округе;

организационная, технологическая  и кадровая модернизация авиационного (гражданского) машиностроения с привлечением стратегических (включая иностранных) инвесторов при обязательном условии использования новейших производственно-технологических решений;

создание конкурентоспособного кластера по производству авиационных двигателей нового поколения как для гражданской, так и для военной авиации, способных существенно увеличить скорость и экономическую эффективность эксплуатации летательных аппаратов.

 

Оборонно-промышленный комплекс

 

Общая характеристика

 

На территории Приволжского федерального округа расположены  212 предприятий и организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.

169 организаций включены в перечень  стратегических организаций (распоряжение  Правительства Российской Федерации  от 20 августа 2009 г. № 1226 р), а в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ (Указ Президента Российской Федерации от 04 августа 2004 г. № 1009) включены 17 организаций.

На территории округа создана интегрированная  структура – федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ - Прогресс".

По количеству организаций и  объемам производства продукции (около 50% от объема производства промышленной продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Приволжского федерального округа),  лидируют организации авиационной промышленности.

Помимо общих направлений развития оборонно-промышленного комплекса в округе имеется явно выраженная окружная направленность  
в развитии отдельных отраслей комплекса.

В отрасли обычных вооружений на территории Удмуртской Республики сформированы предпосылки для создания технико-внедренческой особой экономической зоны, в рамках которой получит развитие направления «Стрелковое оружие, патроны и экипировка» на основе кластера «Ижевское стрелковое оружие». Исторически формируемый в Удмуртии кластер стрелкового оружия и наличие брендов мирового уровня позволят в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества производств.

Одной из важнейших задач отрасли  является развитие сопутствующих секторов экономики и диверсификация производства оборонно-промышленного комплекса для наращивания объемов выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения.

В целях повышения стабильности оборонно-промышленного комплекса большинство предприятий активизируют разработки для рынка гражданской продукции.

Доля гражданской продукции, выпускаемой  предприятиями оборонно-промышленного  комплекса, расположенными на территории Приволжского федерального округа, в общем объеме производства предприятий, расположенных на территории Приволжского федерального округа, составляет около 47%. 

 

Основные проблемы

 

К основным проблемам развития оборонно-промышленного  комплекса относятся:

значительный износ основных производственных фондов и сохранение существенной избыточности во многом устаревших производственных мощностей для выпуска продукции специального назначения (доля оборонной продукции в общем объеме производства оборонно-промышленного комплекса в промышленности составляет в среднем 20%);

проблемы  в сфере формирования государственного оборонного заказа, ценообразования на оборонную продукцию и услуги, контроля качества оборонной продукции (служба военных представителей).

В связи с недостаточной загрузкой  предприятий государственным оборонным  заказом необходима значительная диверсификация производства под выпуск продукции гражданского назначения.

 

Основные цели, задачи и направления развития

 

Основные цели, задачи и направления развития оборонно-промышленного комплекса в Приволжском федеральном округе определены в соответствии с Основами государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период  
до 2020 года, Государственной программой вооружения, федеральной целевой программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса».

Главной целью развития отрасли  является участие в формировании нового облика оборонно-промышленного  комплекса и создание на уровне округа условий для обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса, диверсификации оборонного производства по выпуску продукции гражданского назначения, разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения.

Важным стратегическим приоритетом  развития организаций оборонно-промышленного  комплекса, расположенных на территории Приволжского федерального округа, является создание и развитие производств  инновационной продукции гражданского и двойного назначения в соответствии с приоритетами, определенными в утвержденных стратегиях развития отраслей оборонно-промышленного комплекса.

Особую важность имеет задача развития системы подготовки специалистов с  высшим образованием, а также рабочих с высокой квалификацией для предприятий оборонно-промышленного комплекса

Для достижения этих целей совместно  с соответствующими органами федеральной  власти будет определен комплекс мер по реализации научно-технического потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса и созданию предпосылок для его устойчивого развития. Будет существенно увеличен объем научно-исследовательских работ в оборонно-промышленном комплексе, усовершенствованы механизмы взаимодействия с организациями оборонно-промышленного комплекса всех форм собственности в реализации государственного оборонного заказа по разработке и производству вооружения и военной техники; осуществление мероприятий по переподготовке кадров, обеспечению занятости высококвалифицированных специалистов  
в гражданской сфере производства.

Накопленный потенциал и дальнейшее развитие организаций оборонно-промышленного  комплекса, расположенных на территории Приволжского федерального округа сопряжены  с рядом экологических проблем.  
На территории округа расположены экологически опасные объекты, такие как арсеналы хранения химических боеприпасов, полигон по уничтожению средств поражения, места прошлого уничтожения химического оружия.  
Данные объекты являются потенциальными источниками поступления  
в окружающую природную среду различных тяжелых металлов, диоксидов  
и других особо опасных веществ, что требует принятия специальных мер  
по обеспечению экологической безопасности. Кроме этого, в целях рачительного использования имеющихся ресурсов важно обеспечить вовлечение в производственно–хозяйственную деятельность инфраструктуры, производственных площадей и персонала объектов по уничтожению химического оружия, остающихся после уничтожения запасов химического оружия и утилизации промышленных отходов (в частности, в г. Камбарке и  
в п. Кизнер Удмуртской Республики).

 

Ожидаемые результаты

 

Результатами развития оборонно-промышленного  комплекса станут создание эффективной, оптимально диверсифицированной оборонно-промышленной отрасли в округе, решение вопросов по формированию, размещению, своевременному финансированию государственного оборонного заказа, ценообразования на оборонную продукцию, создание эффективной системы контроля ее качества.

 

 

 

Судостроение

 

Общая характеристика

 

Приволжский федеральный округ  исторически является центром проектирования и строительства скоростных судов. В настоящее время в нем сосредоточено несколько крупных проектно-конструкторских организаций, занятых проектированием судов для морского и речного флота, в том числе, скоростных.

Крупные судостроительные предприятия региона имеют развитую машиностроительную базу и строят речные суда и суда смешанного типа (река - море)  плавания  водоизмещением до 13 тыс. тонн, в том числе суда из легких сплавов.

 

Основные проблемы

 

Состав и структура отрасли  в соответствии с изменившимися задачами и возможностями государства требуют оптимизации, так как производственные мощности ряда предприятий оказываются незагруженными.

Как и в большинстве базовых  отраслей промышленности страны, износ  технологического оборудования в судостроении достиг критического уровня – от 65 до 80 %. Недостаточная эффективность отрасли обусловлена структурными диспропорциями судостроительной промышленности – несоответствием масштаба и структуры, ее научно-технического  
и производственного потенциала объему и структуре платежеспособного спроса на основную продукцию отрасли.

В настоящее время большая часть российского  судостроения представляет собой совокупность предприятий, традиционно ориентированных на военное кораблестроение. Российское гражданское судостроение является продукцией не специализированных предприятий, а универсальных, с отсталой производственной базой.

Разработка новых конкурентоспособных  на мировом рынке проектов кораблей и судов и  их оборудования, а также новых проектов конкурентоспособной высокоэкономичной морской техники гражданского назначения требуют модернизации, обновления стендовой испытательной базы проектных и научно-технических организаций отрасли, прежде всего в области создания и испытаний перспективных судовых конструкций из новых материалов, исследования физических полей, комплекса проблем гидроакустики  и т.д.

Существенно отстает общий уровень  технологии и организации работ  по сравнению с зарубежными передовыми предприятиями. В результате удельная трудоемкость производства в отрасли в 3-5 раз выше, чем за рубежом, а продолжительность постройки судов в 2-2,5 раза дольше. На судостроительных заводах недостаточно применяются современные методы крупноблочного строительства в связи с отсутствием кранов большой грузоподъемности   
(600, 900, 1100 тонн).

Состояние кадрового потенциала сегодня  на многих предприятиях отрасли находится  в критической зоне. Невостребованность, слабая загруженность и низкая заработная плата привели к невосполнимой утрате кадрового потенциала. При этом сокращение численности происходило в основном за счет ухода молодых и перспективных работников в возрасте  
до 30–40 лет. Отсутствие молодых кадров нарушает преемственность поколений – эта цепочка на подавляющем числе предприятий уже разорвана.

 

Основные цели, задачи и направления развития

 

Основной целью развития отрасли  является создание высокоэффективного инновационного судостроительного  комплекса.

Основными задачами и направлениями  развития судостроения являются:

развитие научно-технического и производственного потенциала, комплексная модернизация и техническое перевооружение отрасли;

структурные преобразования и оптимизация потенциала отрасли;

привлечение организаций судостроительной отрасли к участию  
в проектах, реализуемых в рамках международной кооперации  по созданию судов;

максимально возможное получение заказов на постройку судов  
и оборудования с высокой добавленной стоимостью (танкеры, суда по перевозке химической продукции, оборудование для буровых платформ);

 

Ожидаемые результаты

 

Результатами развития судостроительной отрасли Приволжского федерального округа станут:

создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения;

сохранение кадрового потенциала;

повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры;

повышение производительности труда и уровня заработной платы.

 

Металлургический комплекс

 

Общая характеристика

 

Металлургический комплекс Приволжья включает предприятия черной и цветной металлургии.

В целом по Приволжскому федеральному округу на долю металлургического производства и производства готовых металлических  изделий приходится 11,2%  от общего объёма выпуска обрабатывающей промышленности, в том числе по отдельным субъектам Приволжского федерального округа (%): Республика Башкортостан  – 5,6; Республика Марий Эл – 6,1; Республика Мордовия – 2,6;  Республика Татарстан – 5,1; Удмуртская   Республика – 16,8;  Чувашская Республика – 8,0;  Пермский край – 8,1; Кировская область –  16,8; Нижегородская область – 18,2;  Оренбургская область – 48,8;  Пензенская область – 5,8;   Самарская область – 8,4; Саратовская область – 5,2;  Ульяновская область – 6,3.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года