Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа
Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.
На федеральном уровне приняты
и реализуются определяющие
программные документы: Стратегия развития
авиационной промышленности на период
до 2015 года, федеральная целевая программа
«Развитие гражданской авиационной техники
на 2002 - 2010 годы и на период
до 2015 года», а также проект «Развитие
авиационной промышленности и двигателестроения»
по реализации Основных направлений деятельности
Правительства Российской Федерации на
период до 2012 года.
Одним их эффективных механизмов развития
авиастроения
в Приволжском федеральном округе является
формирование центра развития авиации
в городе Ульяновске, который совместно
с созданным консорциумом «Научно-образовательно-
на авиастроительных предприятиях округа.
Ожидаемые результаты
Результатами развития авиастроения в Приволжском федеральном округе станут:
создание современной конкурентоспособной
авиастроительной отрасли
в Приволжском федеральном округе;
организационная, технологическая
и кадровая модернизация авиационного
(гражданского) машиностроения с привлечением
стратегических (включая иностранных)
инвесторов при обязательном условии
использования новейших производственно-
создание конкурентоспособного кластера по производству авиационных двигателей нового поколения как для гражданской, так и для военной авиации, способных существенно увеличить скорость и экономическую эффективность эксплуатации летательных аппаратов.
Оборонно-промышленный комплекс
Общая характеристика
На территории Приволжского федерального округа расположены 212 предприятий и организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
169 организаций включены в
На территории округа создана интегрированная структура – федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ - Прогресс".
По количеству организаций и объемам производства продукции (около 50% от объема производства промышленной продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Приволжского федерального округа), лидируют организации авиационной промышленности.
Помимо общих направлений
в развитии отдельных отраслей комплекса.
В отрасли обычных вооружений на территории Удмуртской Республики сформированы предпосылки для создания технико-внедренческой особой экономической зоны, в рамках которой получит развитие направления «Стрелковое оружие, патроны и экипировка» на основе кластера «Ижевское стрелковое оружие». Исторически формируемый в Удмуртии кластер стрелкового оружия и наличие брендов мирового уровня позволят в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества производств.
Одной из важнейших задач отрасли является развитие сопутствующих секторов экономики и диверсификация производства оборонно-промышленного комплекса для наращивания объемов выпуска высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
В целях повышения стабильности оборонно-промышленного комплекса большинство предприятий активизируют разработки для рынка гражданской продукции.
Доля гражданской продукции, выпускаемой
предприятиями оборонно-
Основные проблемы
К основным проблемам развития оборонно-промышленного комплекса относятся:
значительный износ основных производственных фондов и сохранение существенной избыточности во многом устаревших производственных мощностей для выпуска продукции специального назначения (доля оборонной продукции в общем объеме производства оборонно-промышленного комплекса в промышленности составляет в среднем 20%);
проблемы в сфере формирования государственного оборонного заказа, ценообразования на оборонную продукцию и услуги, контроля качества оборонной продукции (служба военных представителей).
В связи с недостаточной
Основные цели, задачи и направления развития
Основные цели, задачи и направления
развития оборонно-промышленного комплекса
в Приволжском федеральном округе определены
в соответствии с Основами государственной
политики в области развития оборонно-промышленного
комплекса Российской Федерации на период
до 2020 года, Государственной программой
вооружения, федеральной целевой программой
«Развитие оборонно-промышленного комплекса».
Главной целью развития отрасли является участие в формировании нового облика оборонно-промышленного комплекса и создание на уровне округа условий для обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса, диверсификации оборонного производства по выпуску продукции гражданского назначения, разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения.
Важным стратегическим приоритетом
развития организаций оборонно-
Особую важность имеет задача развития системы подготовки специалистов с высшим образованием, а также рабочих с высокой квалификацией для предприятий оборонно-промышленного комплекса
Для достижения этих целей совместно
с соответствующими органами федеральной
власти будет определен комплекс
мер по реализации научно-технического
потенциала организаций оборонно-промышленного
комплекса и созданию предпосылок для
его устойчивого развития. Будет существенно
увеличен объем научно-исследовательских
работ в оборонно-промышленном комплексе,
усовершенствованы механизмы взаимодействия
с организациями оборонно-промышленного
комплекса всех форм собственности в реализации
государственного оборонного заказа по
разработке и производству вооружения
и военной техники; осуществление мероприятий
по переподготовке кадров, обеспечению
занятости высококвалифицированных специалистов
в гражданской сфере производства.
Накопленный потенциал и дальнейшее
развитие организаций оборонно-
На территории округа расположены экологически
опасные объекты, такие как арсеналы хранения
химических боеприпасов, полигон по уничтожению
средств поражения, места прошлого уничтожения
химического оружия.
Данные объекты являются потенциальными
источниками поступления
в окружающую природную среду различных
тяжелых металлов, диоксидов
и других особо опасных веществ, что требует
принятия специальных мер
по обеспечению экологической безопасности.
Кроме этого, в целях рачительного использования
имеющихся ресурсов важно обеспечить
вовлечение в производственно–хозяйственную
деятельность инфраструктуры, производственных
площадей и персонала объектов по уничтожению
химического оружия, остающихся после
уничтожения запасов химического оружия
и утилизации промышленных отходов (в
частности, в г. Камбарке и
в п. Кизнер Удмуртской Республики).
Ожидаемые результаты
Результатами развития оборонно-промышленного комплекса станут создание эффективной, оптимально диверсифицированной оборонно-промышленной отрасли в округе, решение вопросов по формированию, размещению, своевременному финансированию государственного оборонного заказа, ценообразования на оборонную продукцию, создание эффективной системы контроля ее качества.
Судостроение
Общая характеристика
Приволжский федеральный округ исторически является центром проектирования и строительства скоростных судов. В настоящее время в нем сосредоточено несколько крупных проектно-конструкторских организаций, занятых проектированием судов для морского и речного флота, в том числе, скоростных.
Крупные судостроительные предприятия региона имеют развитую машиностроительную базу и строят речные суда и суда смешанного типа (река - море) плавания водоизмещением до 13 тыс. тонн, в том числе суда из легких сплавов.
Основные проблемы
Состав и структура отрасли в соответствии с изменившимися задачами и возможностями государства требуют оптимизации, так как производственные мощности ряда предприятий оказываются незагруженными.
Как и в большинстве базовых
отраслей промышленности страны, износ
технологического оборудования в судостроении
достиг критического уровня – от 65 до
80 %. Недостаточная эффективность отрасли
обусловлена структурными диспропорциями
судостроительной промышленности – несоответствием
масштаба и структуры, ее научно-технического
и производственного потенциала объему
и структуре платежеспособного спроса
на основную продукцию отрасли.
В настоящее время большая часть российского судостроения представляет собой совокупность предприятий, традиционно ориентированных на военное кораблестроение. Российское гражданское судостроение является продукцией не специализированных предприятий, а универсальных, с отсталой производственной базой.
Разработка новых
Существенно отстает общий уровень
технологии и организации работ
по сравнению с зарубежными
(600, 900, 1100 тонн).
Состояние кадрового потенциала сегодня
на многих предприятиях отрасли находится
в критической зоне. Невостребованность,
слабая загруженность и низкая заработная
плата привели к невосполнимой утрате
кадрового потенциала. При этом сокращение
численности происходило в основном за
счет ухода молодых и перспективных работников
в возрасте
до 30–40 лет. Отсутствие молодых кадров
нарушает преемственность поколений –
эта цепочка на подавляющем числе предприятий
уже разорвана.
Основные цели, задачи и направления развития
Основной целью развития отрасли является создание высокоэффективного инновационного судостроительного комплекса.
Основными задачами и направлениями развития судостроения являются:
развитие научно-технического и производственного потенциала, комплексная модернизация и техническое перевооружение отрасли;
структурные преобразования и оптимизация потенциала отрасли;
привлечение организаций судостроительной
отрасли к участию
в проектах, реализуемых в рамках международной
кооперации по созданию судов;
максимально возможное получение заказов
на постройку судов
и оборудования с высокой добавленной
стоимостью (танкеры, суда по перевозке
химической продукции, оборудование для
буровых платформ);
Ожидаемые результаты
Результатами развития судостроительной отрасли Приволжского федерального округа станут:
создание нового конкурентоспособного облика судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения;
сохранение кадрового потенциала;
повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры;
повышение производительности труда и уровня заработной платы.
Металлургический комплекс
Общая характеристика
Металлургический комплекс Приволжья включает предприятия черной и цветной металлургии.
В целом по Приволжскому федеральному округу на долю металлургического производства и производства готовых металлических изделий приходится 11,2% от общего объёма выпуска обрабатывающей промышленности, в том числе по отдельным субъектам Приволжского федерального округа (%): Республика Башкортостан – 5,6; Республика Марий Эл – 6,1; Республика Мордовия – 2,6; Республика Татарстан – 5,1; Удмуртская Республика – 16,8; Чувашская Республика – 8,0; Пермский край – 8,1; Кировская область – 16,8; Нижегородская область – 18,2; Оренбургская область – 48,8; Пензенская область – 5,8; Самарская область – 8,4; Саратовская область – 5,2; Ульяновская область – 6,3.