Сущность институциональной экономики, ее основные понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью работы является исследование понятия и сущности институциональной экономики. Задачи:
1. Исследование теоретических основ институциональной экономики.
2. Исследование институциональной структуры инвестиционной политики Республики Беларусь.
Предметом исследования являются институциональные подходы к решению существующих макроэкономических проблем.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3 разделов, заключения, библиографии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность институциональной экономики, ее основные понятия…5
2. Институциональная структура и институциональная среда……...12
3. Обзор институциональной инвестиционной политики…………….15
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

институци.экономика.docx

— 794.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Сущность институциональной экономики, ее основные понятия…5
  2. Институциональная структура и институциональная среда……...12
  3. Обзор институциональной инвестиционной политики…………….15

Заключение……………………………………………………………………...30

Список использованной литературы………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день среди  экономистов не вызывает споров вопрос о том, что не только выход из кризисов, но и сохранение устойчивых темпов экономического роста на основе формирования экономики знаний невозможно без приоритетного совершенствования существующих и создания соответствующих новых государственных институциональных структур, осуществляющих функции макроэкономического регулирования экономики, экологии и социальной политики. Более того, в условиях перехода от планово-административной экономики к рыночной (что остается актуальным для Беларуси) роль макроэкономического государственного регулирования в значительной степени возрастает. Системное решение стоящих перед страной социально-эколого-экономических задач тормозится существующими механизмами государственного управления, в которых функционируют субъекты хозяйственной деятельности.

Одной из задач институционального направления в реализации белорусской  модели является развитие деятельности институтов, благоприятствующих устойчивому экономическому росту на основе внедрения инновационных технологий и совершенствования политики импорта сырья, комплектующих и энергоресурсов.

Беларусь в этом контексте  выглядит достаточно благополучно. Проводимая в Беларуси импортная политика позволяет  добиваться высоких темпов экономического роста при сохранении благоприятной экологической и социальной среды. В стране сохраняются природные ресурсы для будущих поколений, сравнительно низкий уровень преступности вообще и коррупции, в частности, относительно невелика по сравнению с другими странами СНГ доля теневого сектора и показатель неравенства доходов. В свою очередь, это положительно сказывается и на большинстве других социально-эколого-экономических показателях развития страны. Уровень инвестиций в Беларуси выше, чем в большинстве стран СНГ. Тем не менее, прямых иностранных инвестиций привлекается еще недостаточно. Кроме того, уровень отдачи от инвестиций остается невысоким по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы. Все это требует особого внимания к проблеме совершенствования институциональной инвестиционной среды, как фактора социально-экономического развития.

Политический выбор белорусской  модели социально- ориентированного устойчивого инновационного и преимущественно рыночного развития поставили республику перед необходимостью изменения социально- экономической парадигмы хозяйствования, где человек становится не только средством, фактором экономического роста, а главной его целью и ценностью. Реализация белорусской модели развития предполагает осуществление кардинальной структурной перестройки экономики, модернизацию и обновление основных фондов на основе достижений мирового научно- технического прогресса.

Основой белорусской государственности становится переход к социально ориентированной рыночной инновационной экономике, предполагающей сочетание и гармонизацию механизмов рыночного, государственного и общественного регулирования социально-экономических, экономико-экологических процессов. За государством остается выполнение таких функций, как создание нормативно-правового поля для нормального функционирования рыночных и общественных институтов.

Все это предполагает сохранение сильных государственных институтов при одновременном развитии и совершенствовании рыночных институтов, что и определяет актуальность курсового исследования.

Таким образом, целью работы является исследование понятия и  сущности институциональной экономики. Задачи:

  1. Исследование теоретических основ институциональной экономики.
  2. Исследование институциональной структуры инвестиционной политики Республики Беларусь.

Предметом исследования являются институциональные подходы к решению существующих макроэкономических проблем.

Структура курсовой работы состоит из введения, 3 разделов, заключения, библиографии.

Работа написана с помощью  научных трудов и журнальных статей ученых и специалистов, изучающих  проблемы институциональной экономики и перспективы развития национальной экономики Республики Беларусь в контексте институционального подхода, статистических данных и законодательной базы в этой области.  Теоретические основы изложены с использованием работ как отечественных, так и зарубежных авторов.

 

 

 

 

  1. Сущность институциональной экономики, ее основные понятия

 

Термином  институциональная экономика обозначают, в основном, совокупность тех направлений современной экономической теории, которые объединяет два общих свойства, а именно:[3]

1. расширение предметной  области экономической теории; и, соответственно,

2. модификация базовых  допущений, образующих метод исследования.

Расширение предметной области  связано с двумя дополнительными  и тесно связанными сферами анализа:

а. сторонами общественной жизни и человеческого поведения, которые непосредственно не связаны с действием рыночного механизма. Так возникли попытки на основании методов неоклассической теории изучать человеческое поведение в области политики, семьи, преступлений и наказаний, права, контрактного взаимодействия, организаций и т. д., а соответствующий подход получил название экономического империализма.

б. институтами, которые не принято изучать в рамках неоклассической теории.

В качестве наиболее общего определения института можно  предложить следующее: институт — это любой механизм, обеспечивающий координацию и/или эффективную мотивацию экономического поведения. Таким образом, смысл существования институтов заключается в состыковке планов (координация) и/или состыковке стимулов (мотивация).

Механизм  координации — это то, что направляет экономическое поведение, т. е. помогает принять решение в отношении фундаментальных экономических вопросов, таких как что, как и для кого производить.

Необходимость такого механизма  возникает в любой экономике, основанной на общественном разделении труда. Последнее предполагает, что каждый отдельной взятый индивид специализируется в какой-либо узкой сфере деятельности, например, профессии слесаря или преподавателя, которая сама по себе, т. е. в отрыве от взаимодействия с остальными участниками экономической жизни, не могла бы удовлетворить его потребности. В такой системе каждый ориентируется на выполнение узкого набора трудовых операций с целью последующего обмена результатов своего труда на результаты труда других хозяйствующих субъектов. Таким образом, целесообразность любой экономической деятельности здесь зависит от возможности обмена ее результатов, т. е. того, нужны ли они другим людям и, если нужны, то в какой степени. Последний вопрос связан с тем, согласятся ли другие хозяйствующие субъекты предоставить в обмен на некие результаты экономической деятельности такое количество необходимых благ, которое бы делало эту деятельность целесообразной. В микроэкономике реализация решений, связанных с ответами на эти фундаментальные вопросы, называется размещением ресурсов. Этот термин заключает в себе мысль о редкости ресурсов, необходимых для удовлетворения неограниченных потребностей, и о том, что смысл экономической деятельности состоит в получении людьми максимально возможного удовлетворения от использования этих ресурсов.

Соответственно, институты  — это то, что помогает ответить на фундаментальные экономические вопросы или определяет размещение ресурсов.

Если необходимость механизма  координации связана с тем, что  люди могут не знать, каким должен быть их правильный выбор в отношении размещения ресурсов, то механизм обеспечения правильной мотивации нужен, поскольку люди могут не хотеть сделать этот правильный выбор.

Соответственно, функция  институтов состоит также и в обеспечении выгодности правильного выбора для экономических агентов.

Возникает вопрос: какие  институты принято изучать в рамках неоклассической теории? Прежде всего, рынок. Следует разъяснить, в каком смысле рынок является институтом, т. е. механизмом координации и обеспечения мотивации. Рынок как механизм координации и стимулирования — это система относительных цен. Последние содержат информацию о сложившихся в данное время пропорциях обмена между различными благами, которая необходима для ответа на фундаментальные экономические вопросы и обеспечения стимула реализовать эти ответы. Именно относительные цены, т. е. меновые пропорции, а не абсолютные уровни цен, выполняют координирующую и стимулирующую функцию, поскольку только они указывает на сравнительную ценность различных ресурсов и благ и, тем самым, на то, на чем нужно экономить и в чем имеется наибольшая потребность.

С точки зрения неоклассической  теории, рынок — это единственный институт, который имеет серьезное значение, а потому от действия остальных институтов в экономической анализе можно абстрагироваться. Для институциональной экономики, наоборот, характерно убеждение в том, что прочие институты также имеют большое значение и пренебрежение ими препятствует правильному пониманию экономического поведения и функционирования хозяйства. Таким образом, основное различие между неоклассической и институциональной теориями заключается в охвате изучаемых институтов:неоклассическая теория ограничивается изучением единственного института — рынка, тогда как институциональная экономика, помимо рынка изучает также и другие институты.

Рис. 1.1. -Соотношение неоклассической и институциональной теорий в плане охвата изучаемых институтов

Две указанные дополнительные сферы анализа, характеризующие предметную область институциональной экономики, тесно связаны между собой в двух отношениях. Во-первых, изучение рационального поведения индивидов вне рыночного механизма с необходимостью предполагает изучение иных механизмов координации и стимулирования. Во-вторых, изучение действия внерыночных институтов делает необходимым выход за пределы чисто рыночной деятельности, как например, при анализе внутреннего функционирования фирмы. Поэтому неслучайно, что представителей экономического империализма (Г. Беккера, Р. Познера, Дж. Бьюкенена и пр.) нередко относят к институциональной парадигме, а представители последней (Р. Коуз, Д. Норт) часто рассматриваются как сделавшие вклад в расширение предметной области экономической теории, например, за счет анализа контрактов, организаций и т. д..[3]

Институциональная экономика представляет собой совокупность школ, различающихся между собой по своим предметным и методологическим особенностям. Одним из критериев их классификации может служить их соотношение с допущениями неоклассической теории. Соответственно, одни школы ограничиваются только изменением допущений защитного пояса неоклассической теории и, таким образом, просто модифицируют ее применительно к современному состоянию научной дискуссии. Эти школы мы будем обозначать как нео- или новая институциональная теория. Другие позволяют себе отказ также и от допущений ее жесткого ядра, а значит, пытаются предложить принципиально новую экономическую теорию (рис. 1.2).

Рис. 1.2.- Классификация школ институциональной экономики по степени отхода от допущения неоклассической теории: одни ограничиваются ее модификацией, другие предлагают принципиально новую теорию

Допущения, общие  для неоинституциональной теории

1. Принцип ограниченной  рациональности. Согласно данному принципу,получение и обработка информации связаны с издержками. Это значит, что оптимизация для индивида будет состоять в нахождении не наилучшей из существующих, а наилучшей из возможных при данных информационных ограничениях, альтернатив. Данный принцип, предполагающий неполноту информации у индивидов, раскрывает возможность асимметричности информации, под которой подразумевается частный характер информации. Последний означает постоянное воспроизводство ситуации, когда о существенных сторонах контрактного взаимодействия одни его участники знают, а другие не знают.

2. Оппортунизм как характеристика  экономического поведения.

Асимметричность информации создает возможность для проявления сильной формы следования личным интересам, т. е. оппортунизма.

Последний означает, что  в целях достижения личной выгоды индивиды будут готовы нарушить существующие правила и, соответственно, нанести ущерб своим контрагентам.

3. Допущение о неполноте  спецификации и защиты прав  собственности. В данном случае подчеркивается тот факт, что в реальном мире права собственности всегда определены только частично. В отношении некоторых редких ресурсов, таких как воздух, вода, тишина и т. д., они вообще не определены. В отношении других ресурсов они определены только в той или иной степени.

4. Подчеркивание значения  трансакционных издержек. Трансакционные издержки — это издержки, связанные с перемещением или защитой прав собственности. В данном случае подчеркивается, что эти издержки достаточно высоки, чтобы влиять на результаты функционирования экономической системы.

Информация о работе Сущность институциональной экономики, ее основные понятия