Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа
Таким образом, целью работы является исследование понятия и сущности институциональной экономики. Задачи:
1. Исследование теоретических основ институциональной экономики.
2. Исследование институциональной структуры инвестиционной политики Республики Беларусь.
Предметом исследования являются институциональные подходы к решению существующих макроэкономических проблем.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3 разделов, заключения, библиографии.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность институциональной экономики, ее основные понятия…5
2. Институциональная структура и институциональная среда……...12
3. Обзор институциональной инвестиционной политики…………….15
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..32
Вклад в объём промышленного производства (%) |
Доля прямых иностранных инвестиций в деятельности | |
Электроэнергия |
5,9 |
0,0 |
Топливная промышленность |
21,8 |
0,7 |
Химическая и нефтехимическая промышленность |
11,2 |
2,0 |
Чёрная металлургия |
3,6 |
0,7 |
Машиностроение и |
23,8 |
2,1 |
Пиломатериалы, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность |
4,4 |
6,0 |
Строительные материалы |
4,3 |
0,2 |
Лёгкая промышленность |
4,4 |
2,2 |
Переработка пищевой/сельскохозяйственной продукции |
18,4 |
3,4 |
Большая часть прямых иностранных
инвестиций в промышленность расположена
в шести свободных
В 1996 году, Беларусь создала
свою первую Свободную экономическую
зону (СЭЗ) в Бресте с целью создания
благоприятных условий для
Чуть больше половины общего объёма инвестиций, поступающих в зоны, являются прямыми иностранными инвестициями. В 2007 году прямые иностранные инвестиции в свободные экономические зоны составили 64,3 миллиона долларов США, которые представляют только 4% от общих притоков прямых иностранных инвестиций в страну за тот год. [11]
Сектор
Рис.3.5-СЭЗ Минск 2007: Прямые иностранные инвестиции по секторам промышленности и странам происхождения
Среди вероятных причин низкой
эффективности свободных
В 2008 году указ №42 установил дополнительное минимальное требование к инвестициям в 1 миллион евро. Он ввёл в силу также такие преимущества, как освобождение от налога на обмен валюты и от вычетов для фонда инноваций Министерства архитектуры и строительства, которые обычно являются обязательными. Другие поддерживаемые преимущества для резидентов включали в себя: освобождение от налогов, такое, как освобождение от налога на прибыль сроком на пять лет, а после этого верхний предел налога на прибыль, устанавливаемый на уровне половины его нормальной ставки; освобождение от налога на недвижимость; некоторые таможенные привилегии, такие, как отсутствие таможенных пошлин и экспортных пошлин на товары, экспортируемые в Россию или за пределы Беларуси, или в своей стране, если продукция внесена в список импортозамещающих товаров. [11]
Сельское хозяйство является сокращающимся сектором, который в настоящее время представляет около 8% валового внутреннего продукта. Исторически данный сектор управлялся через систему коллективов и жёсткую политику аренды. Со смягчением политики аренды земли и собственности на землю в начале 2000-х годов, подсобные хозяйства и мелкие частные фермы начали приобретать растущую важность. Эти хозяйства и частные фермы в настоящее время производят почти половину всей производимой сельскохозяйственной продукции, занимая при этом всего лишь 20% площади земли. Несмотря на рост частного фермерства, данный сектор прочно удерживается в руках государства с тремя четвертями всей сельскохозяйственной деятельности, осуществляемой контролируемыми государством предприятиями, включая потребляемые ресурсы и услуги фермерским хозяйствам. К сожалению, рентабельность кооперативов и агропромышленных предприятий была не на должном уровне, что требовало субсидий со стороны правительства для поддержания системы. Иностранные инвестиции в данный сектор также весьма ограничены и составляют всего лишь один процент общих притоков прямых иностранных инвестиций между 2002 и 2007 годами. [7,с.71]
Сектор услуг внёс вклад в 43% в ВВП в 2007 году – показатель, не претерпевавший больших изменений с 1995 года. В рамках услуг торговля и общественное питание (10,3%), и транспорт (6,7%) составили самую большую долю ВВП в 2006 году – последовательная тенденция с 1995 года. Строительные услуги становятся всё более и более важными. В 2007 году они составили 7,9% валового внутреннего продукта – отражение бума строительства, который имеет место в настоящее время. [7,с.71]
Сектор услуг является сектором, в котором прямые иностранные инвестиции являются наиболее видимыми, в частности, в банковском деле и телекоммуникациях. В конце 2007 года в Беларуси было 30 банков, большая часть которых представляли собой акционерные общества либо общества с ограниченной ответственностью; 26 банков имели иностранный капитал, включая 10 банков, которые полностью находились в иностранном владении. Иностранная доля активов банковского сектора оставалась на уровне 14,7%, и общий совокупный иностранный капитал (прямые иностранные инвестиции и портфель) в данном секторе составил 7,8% в 2007 году. Среди иностранных банков, за исключением «Raiffeisen» (Austria), главным образом, на белорусский рынок привлекались мелкие банки из ряда стран, включая Польшу («Alpha Bank»), Швейцарию («BelSwissBank») и Литву («Технобанк»). [7,с.71]
Сектор мобильных
Розничная торговля и строительство представляют собой два других сектора услуг, которые получают иностранные инвестиции, хотя и в меньшей степени. Прямые иностранные инвестиции в сектор прямых иностранных инвестиций пришли в Беларусь в форме гипермаркетов, таких, как Российская компания «Вестер» и FINOX – белорусско-американское совместное предприятие. Недавний подъём строительства также извлёк выгоду из иностранных инвестиций. В 2007 году российская фирма «Московская инвестиционная строительная компания» начала реализацию проекта строительства жилых домов в Минске стоимостью в 161 миллион долларов США. Два других крупных проекта реализуются в настоящее время иранской фирмой «Keyson Prilesie». Первый проект строительства центра материально-технического обеспечения в СЭЗ Минск начался в 2005 году с инвестирования 150 миллионов долларов США. В 2008 году началась реализация второго проекта по строительству гостинично-делового комплекса в городе Минске с инвестированием 236 миллионов долларов США. Однако крупнейший из реализуемых в настоящее время проектов был начат в конце 2007 года латвийской фирмой «UAB Ūkio Banko Investicinė Grupė», которая инвестировала 350 миллионов долларов США для строительства Минского центра досуга, расширения и модернизации Минского стадиона «Трактор» (ŪBIG, 2007). [7,с.72]
Сегодня Беларусь поддерживает систему прямого государственного управления и функционирования экономики, целью которой является повышение уровня жизни населения. В данном контексте и до недавнего времени развитию частного сектора и прямых иностранных инвестиций не придавалось большого значения на повестке дня правительства, и установки на их развитие были в течение длительного времени осторожными и часто непоследовательными.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Беларусь привлекала малых объёмы прямых иностранных инвестиций по сравнению с большинством стран в регионе. В результате, воздействие прямых иностранных инвестиций на общее экономическое развитие было ограничено, за исключением секторов, в которых иностранные инвестиции активно поощрялись, таких, как телекоммуникации и банковское дело.
С конца 2007 года правительство
выступило инициатором нового цикла
реформ, направленных на прогрессивное
повышение вклада частного сектора
в экономическое развитие. Они
включают в себя новую концентрацию
усилий на улучшение деловой конъюнктуры
и привлечение увеличенных и
более разнообразных притоков прямых
иностранных инвестиций – задачу,
которая стала более трудной
в результате глобального экономического
кризиса. В данном контексте, проблема
для Беларуси состоит в том, чтобы
вернуть доверие инвесторов за счёт
прозрачного и открытого
Беларусь имеет большой
неиспользованный потенциал для
привлечения прямых иностранных
инвестиций при наличии соответствующего
качества её инфраструктуры и человеческого
капитала, а также её благоприятного
географического положения
Государственная
поддержка иностранных
Первый вид поддержки – правительственная гарантия – доступен для кредиторов, финансирующих инвестиционные проекты. Кредиторы включают в себя белорусские юридические лица или иностранные государства и их экономические единицы, международные организации и иностранные юридические лица, предоставляющие займы в иностранной валюте Республике Беларусь или Белорусским юридическим лицам.
Утверждение таких займов базируется на комплексной проверке (оценке) инвестиционного проекта кандидата на основании решения, достигнутого Правительством в соответствии с утверждением Президентом.
Инвестиционный кодекс также
предусматривает специальную
Второй вид поддержки – централизованные инвестиционные ресурсы – оказывается в форме правительственного фондирования для финансирования инвестиционных проектов и Гарантии Белорусского правительства по отношению к займам, предоставленным белорусскими банками, при условии, что собственные фонды инвестора (национального или иностранного) составляют, как минимум, 20% от общей инвестиции. На основании результатов обзора инвестиционных проектов, Министерство экономики готовит список инвестиционных проектов, имеющих право на размещение централизованных инвестиционных ресурсов, и представляет указанный список в рамках ежегодной Программы правительственных инвестиций на утверждение Президенту Беларуси. [7,с.95]
Информация о работе Сущность институциональной экономики, ее основные понятия