Сущность институциональной экономики, ее основные понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью работы является исследование понятия и сущности институциональной экономики. Задачи:
1. Исследование теоретических основ институциональной экономики.
2. Исследование институциональной структуры инвестиционной политики Республики Беларусь.
Предметом исследования являются институциональные подходы к решению существующих макроэкономических проблем.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3 разделов, заключения, библиографии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность институциональной экономики, ее основные понятия…5
2. Институциональная структура и институциональная среда……...12
3. Обзор институциональной инвестиционной политики…………….15
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

институци.экономика.docx

— 794.73 Кб (Скачать файл)

Третий вид поддержки  приходит с заключением Инвестиционного договора с государством. Данный вид договора устанавливается для инвестиционных проектов, представляющих «существенную важность для экономики Беларуси», и для минимальной суммы инвестиций в 5 миллионов долларов США. Однако пороговая величина может быть существенно повышена в ближайшем будущем. Доступ к инвестиционным договорам возможен как для иностранных, так и для местных инвесторов. [7,с.96]

Эти договоры, обычно заключаемые  в форме прав и обязанностей для  двух сторон, инвестора и государства (или юридического лица, подчинённого государства), должны соответствовать  ряду обязательных условий и постановлений. Интересной особенностью заключается  в том, что они могут содержать  дополнительные юридические гарантии, предлагаемые Республикой Беларусь на весь срок действия договора. Например, они могут содержать конкретные гарантии, касающиеся конкретных гарантий по налоговому и таможенному режиму, применимому к инвестору, по стандартам охраны окружающей среды, доступу к  международному арбитражу и другим вопросам, относящимся к инвестору, применимые на дату заключения договора, которые могут перерасти в  некоторые обязательства по стабилизации со стороны государства. Они могут  также включать в себя взаимные обязательства, принятые сторонами по разработке промышленной и социальной инфраструктуры региона, обязательства по найму и профессиональной подготовке граждан Беларуси, условия  использования технологий, а также  другие условия, в зависимости от характера проекта инвестиций.

Инвестиционные договоры налагают на Правительство определённые риски, поскольку они предлагают инвестиционные режимы, приспособленные  к различным инвесторам. В настоящее  время отмечено, что существуют всего  лишь несколько таких контрактов, однако, если притоки прямых иностранных  инвестиций в Беларусь возрастут  в результате постоянного проведения реформ, для органов власти может  становиться всё более и более  затруднительно прослеживать их и контролировать выполнение отдельных требований, установленных  договорами такого рода. Кроме того, инвестиционные договоры создают риск произвола в условиях, применимых к аналогичным инвесторам, и ставят Правительство в ситуацию, в которой  инвестор может позже потребовать  от него выполнения указанных обязательств.

В то же самое время, инвестиционные договоры придают сторонам свободу  в переговорах по особым условиям и постановлениям. Они предоставляют  Правительству инструмент по привлечению  стратегических инвестиций и инвесторов с дополнительными правительственными гарантиями. Таким образом, они представляют собой мощный инструмент привлечения  инвестиций на этапе, характеризующемся  частными и непредсказуемыми изменениями  в законодательстве. До тех пор, пока не стабилизируется общий инвестиционный климат, рекомендуется, чтобы инвестиционные договоры сохранялись. Однако одна из целей в оздоровлении инвестиционного  климата должна состоять в максимальной, насколько это возможно, стандартизации условий, применимых на основании индивидуальных инвестиционных договоров.

За исключением данного  более гибкого подхода, предусмотренного заключением инвестиционных договоров, доступ к гарантиям и поддержкам, предоставляемым белорусским государством к иностранным инвестиционным проектам предполагает прохождение жёсткой  бюрократической процедуры, которая  не допускает произвольно установленных  условий, но в то же самое время  не исключает волевых решений  об отказе и отсутствия прозрачности результатов в процессе принятия решений.

Таким образом, Беларусь может предложить инвесторам многое – обширный местный рынок, привилегированное географическое положение, развитую транспортную инфраструктуру, квалифицированную рабочую силу и искреннюю приверженность улучшению инвестиционного климата. Предприниматели – местные и иностранные – согласились, что правительственные реформы за последние два года явно снизили законодательное и административное бремя, возлагаемое на бизнес. Процессы упрощения регулирования бизнеса, отмена «правила золотой акции», упрощение налоговой системы для малых и средних предприятий, а также новые схемы поощрения для привлечения инвестиций в высокотехнологичные секторы и наименее развитые области страны иллюстрируют размах реформ.

Тем не менее, частные инвестиции – как местные, так и иностранные  – всё ещё малы по сравнению  с большинством других стран СНГ. Как указывалось работе, белорусская экономика стоит перед лицом ряда проблем, которые обострились в условиях глобального экономического и финансового кризиса. В данном контексте, приверженность Правительства идее реформ является важным фактором в осуществлении наиболее необходимых улучшений. Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций и обновление местного государственного и частного сектора, в том числе через прямые иностранные инвестиции, требует устранения остающихся замедляющих факторов, таких, как чрезмерное регулирование деловой активности, неадекватность режима конкуренции и присутствие довлеющего контроля заработной платы и цен. Оно требует также эффективных и целенаправленных консультаций, координации и реализации, таким образом, чтобы недавние и будущие реформы могли просочиться в середину бюрократии нижнего ранга, а также в региональную и местную администрацию, где всё ещё существуют узкие места и преобладающее предпочтение плановой экономики.

Стратегия привлечения инвестиций может быть разделена на четыре комплекса мер, направленных на: 1) усовершенствование нормативных актов, конкретно относящихся к прямым иностранным инвестициям; 2) улучшение общего инвестиционного климата; 3) устранение препятствий для развития малых и средних предприятий и 4) принятие целенаправленных вмешательств в политику для стимулирования развивающей роли прямых иностранных инвестиций для сектора средних и малых предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Термином  институциональная экономика обозначают, в основном, совокупность тех направлений современной экономической теории, которые объединяет два общих свойства, а именно:

1. расширение предметной  области экономической теории; и, соответственно,

2. модификация базовых  допущений, образующих метод исследования.

Расширение предметной области  связано с двумя дополнительными  и тесно связанными сферами анализа:

а. сторонами общественной жизни и человеческого поведения, которые непосредственно не связаны с действием рыночного механизма. Так возникли попытки на основании методов неоклассической теории изучать человеческое поведение в области политики, семьи, преступлений и наказаний, права, контрактного взаимодействия, организаций и т. д., а соответствующий подход получил название экономического империализма.

б. институтами, которые не принято изучать в рамках неоклассической теории.

В качестве наиболее общего определения института можно  предложить следующее: институт — это любой механизм, обеспечивающий координацию и/или эффективную мотивацию экономического поведения. Таким образом, смысл существования институтов заключается в состыковке планов (координация) и/или состыковке стимулов (мотивация).

Механизм координации — это то, что направляет экономическое поведение, т. е. помогает принять решение в отношении фундаментальных экономических вопросов, таких как что, как и для кого производить.

В институциональной теории можно выделить несколько значений термина институт, различающихся  как по широте охвата экономических явлений, так и по смыслу.

1. Любой механизм координации и стимулирования. Данное значение уже упоминалось в связи с характеристикой институциональной экономики в ее сопоставлении с неоклассической теорией. Это является самым широким значением данного термина, так что понятие институт включает в себя также и рынок как систему относительных цен.

2. Любой нерыночный механизм координации и стимулирования. Это более узкое значение нередко встречается, когда представители институциональной теории подчеркивают роль институтов (например, знаменитая фраза «институты имеют значение»), имея в виду любые механизмы координации и стимулирования кроме рынка.

3. (Институты-)правила или институциональная среда. Еще более узкое значение термина институт, включающее только правила, обеспечивающие порядок во взаимодействиях между людьми.

4. (Институты-)контракты или (институты-)соглашения. Под контрактом в широком институциональном смысле подразумевается явный или неявный договор, организующий осуществление трансакций.

Следует отметить, что согласно классификации Д. Норта, контракты также являются разновидностью правил, находясь на низшей ступени их иерархии. Вместе с тем, в неоинституциональной теории правила (не считая контрактов) и контракты выступают как две автономные области исследования, на основании чего и в настоящем пособии правила и контракты рассматриваются отдельно.

5. Организации. Организацию, например фирму, принято трактовать как сеть контрактов.

6. Институциональное устройство. Данный термин, предложенный О. Уильямсоном, имеет более широкий смысл и обозначает всякий способ сознательной организации трансакций, будь то контракты, организации или рыночный механизм.

Институциональная структура - это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности.

Основной вопрос, на который  пытаются ответить экономисты институционального направления, заключается в следующем: насколько благоприятны различные  варианты институциональной среды  для экономической деятельности, почему в одних случаях институциональная  среда способствует ей, а в других, наоборот, препятствует. Акцент на универсальных элементах институциональной среды является основополагающим в сравнительных («компаративистких») исследованиях. Одной из сверхзадач институционального направления в экономической теории является нахождение институтов, благоприятствующих экономическому росту. Иными словами, в какой институциональной среде экономический рост достижим и носит устойчивый характер. Эта проблема приобрела особое значение, в связи с переходом ряда стран от плановой экономике к рыночной.

Список использованной литературы

 

  1. Институциональные закономерности устройства и эволюции социально-экономической системы Беларуси. Часть 2 .Материалы и доклады научной конференции (г. Минск, 21 мая 2004 г.).  В 2-х частях Минск: Бестпринт, 2004. – Ч. 2. -263 с.    

2. Институциональные закономерности устройства          и эволюции социально-экономической системы Беларуси. Часть 1.  Материалы и доклады научной конференции (г. Минск, 21 мая 2004 г.).  В 2-х частях, Минск: Бестпринт, 2004. – Ч. 1. -352 с.  

  1. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты (учебник для студентов вузов),  
    Я.И.Кузьминов, К.А.Бендукидзе, М.М.Юдкевич. Москва: ГУ-ВШЭ, 2005  .-258с.
  2. Лемещенко П.С. Институциональная экономика. Минск: Бестпринт, 2005. – 315 с.    
  3. Лойсейчик Г. «Инвестиционный кризис в Республике Беларусь. Стратегия выхода с точки зрения развития институтов финансовой системы» //  Белорусский экономический журнал, -  2008.  - №2. – С. 12-17
  4. Лученок А.И. Институционализм и белорусская экономическая модель. // Наука и инновации.- 2007.- № 8 (54). -С. 22-26.
  5. Обзор инвестиционной политики Республика Беларусь.// Конференция ООН по торговле и развитию.// ООН. -Нью-Йорк и Женева, 2009-111с.
  6. Платонова Л.А. Анализ налогового бремени и конкурентоспособности предприятия // Белорусская модель социально-экономического устойчивого инновационного развития: формирование и пути реализации: Сборник материалов международной научно-практической конференции. 19 - 22 апреля 2008 года г. Минск.- Минск: Право и экономика, 2008.- С.293-296.
  7. Осмоловец С.С. Анализ трансакционных издержек промышленных предприятий // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование.- 2005.- № 6.- С. 42-45.
  8. Осмоловец С.С. Оценка и анализ трансакционных издержек  предприятия // Вестник Белорусского государственного экономического университета.- 2005.- № 4.- С. 53-60.
  9. Скворцов А.И. Инновационная деятельность в условиях свободных экономических зон (на примере СЭЗ «Минск»). Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: Материалы республиканской научно-практической конференции (Минск, 19–20 октября 2008 г.). — Мн.: ГУ «БелИСА», 2008.

Информация о работе Сущность институциональной экономики, ее основные понятия