Сущность институциональной экономики, ее основные понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью работы является исследование понятия и сущности институциональной экономики. Задачи:
1. Исследование теоретических основ институциональной экономики.
2. Исследование институциональной структуры инвестиционной политики Республики Беларусь.
Предметом исследования являются институциональные подходы к решению существующих макроэкономических проблем.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3 разделов, заключения, библиографии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность институциональной экономики, ее основные понятия…5
2. Институциональная структура и институциональная среда……...12
3. Обзор институциональной инвестиционной политики…………….15
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

институци.экономика.docx

— 794.73 Кб (Скачать файл)

С конца 2007 года, в попытке  поддержания высоких уровней  экономического роста, Беларусь начала реформы по развитию частного сектора, который в настоящее время  составляет около 25% ВВП. Поставлены претенциозные цели повысить притоки прямых иностранных инвестиций с 2,6% до 15-20% от общих инвестиций и попасть в число 25 стран, возглавляющих список рейтингов осуществления деятельности Всемирного банка к концу 2008 года. [5,с.12]

Очень большое число политических изменений, оказывающих воздействие  как на местные, так и на иностранные  инвестиции, уже имело место, и  ещё много изменений предполагается в будущем.

В 1991 году новые независимые  государства, образовавшиеся в результате распада Советского Союза, начали независимую  разработку экономической политики. Большинство членов Содружества  Независимых Государств (СНГ) пошли  по пути либерализации и приватизации. В противоположность им, Беларусь предпочла поддерживать экономику  с централизованным планированием  с ограниченными шагами в сторону  приватизации. Социально-ориентированная  экономическая политика Беларуси предпочла  сохранить основные элементы того политического  подхода до настоящего времени, общим  результатом чего является доминирующее присутствие государства в сельском хозяйстве, промышленности и сфере  оказания услуг, ограниченный частный  сектор и низкие притоки прямых иностранных  инвестиций.

В годы, непосредственно  следующие за провозглашением независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости, ВВП на душу населения  уменьшился до одной третьей от его  уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в кредитные решения центрального банка. [5,с.12]

Изначально стратегия  роста имела положительные эффекты. Она стимулировала занятость  и внутреннее потребление и, до некоторой  степени, смягчила эффекты распада  Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения  вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия проявила себя нежизнеспособной. Инфляция, которая резко уменьшилась  с 2000% в 1994 году до 53% в 1996 году, начала расти  снова, превысив 200% в 1999 году. [5,с.12]

Рис. 3.1- Реальный рост ВВП и инфляция 1993 - 2007(Среднегодовые показатели в процентах)

В 2000 году Правительство  начало восстановление макроэкономического  порядка и взятие инфляции под  контроль путём ужесточения денежно-кредитной  политики – повышение ссудных  процентов и ограничение вмешательства  правительства в распределение  кредита. Оно начало также отходить от бартерной системы, которая сложилась  с Россией, усовершенствовало центральное  управление бюджетом (следуя международным  стандартам бухгалтерского учёта) и  укрепило громоздкий бюджет. Система  нескольких обменных курсов, поддерживаемая с первых лет переходного периода, была унифицирована. Экономика ответила на политические изменения, и начала расти уверенно быстрым шагом, поддерживая  рост на уровне более 8% с 2004 года до настоящего времени (Рисунок 3.1). [5,с.12]

Во время экономического роста в Беларуси работали также  внешние факторы. В начальный  период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключённым в то время, Беларусь имела возможность сохранить  льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить преимущественный доступ на рынок для своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и газа. Например, к 2004 году Беларусь покупала газ у России по 48 долларов США за 1000 кубометров, тогда как Западная Европа платила 135 долларов США. Аналогичным образом, Беларусь платила по 25 долларов США за баррель нефти по сравнению с международной ценой в 37 долларов США. Дешёвые энергоносители, привилегированный доступ к Российскому рынку и более низкие ставки заработной платы сделали белорусский экспорт в Россию весьма конкурентоспособным. Одновременно экономический рост России стимулировал спрос на более дешёвые Белорусские товары. [5,с.13]

Быстрый темп экономического роста начал несколько снижаться  с 2006 года, уменьшившись с 10 до 8%. Рост цен  на нефть и газ в 2007 году, за которым  следовало новое соглашение с  Россией об энергоносителях, явился важным фактором, объясняющим данное снижение темпа, поскольку 97% производства электроэнергии в Беларуси базируется на газе, большая часть которого поставляется Россией. Соглашение, подписанное  в 2007 году, позволяет России стабильно  повышать цены на газ и нефть, экспортируемые в Беларусь, до 2011 года, когда планируется  довести эти цены до уровня мировых  рыночных цен. Однако в 2007 году рост цен  на импорт энергии в Беларусь (14%) представлял собой более чем  сдвиг вследствие роста международных  цен на нефть и газ. Это позволило  Правительству продолжить субсидирование местных экспортёров, главным образом, Государственных предприятий. [5,с.13]

С тех пор цены на нефть  и газ значительно уменьшились  в ответ на глобальный финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 году. Однако, в конечном итоге, цены на энергоносители в Беларуси будут доводиться до уровня рыночных цен. Более дорогостоящий импорт газа уменьшает запас Правительства  на реэкспорт газа при повышении  стоимости субсидирования внутреннего  потребления и промышленности. Это  могло бы создать особую проблему в то время, когда рост заработной платы уже стал вредить конкурентоспособности  цен, и белорусский экспорт уменьшился вследствие глобального экономического спада, что заставило органы власти девальвировать белорусский рубль  на 20% в январе 2009 года. Эти проблемы обостряются доминирующей ролью  государственных предприятий в  экономическом производстве, вместе с сохраняющейся уверенностью в  действенности контроля цен и  субсидий, что ограничивает внутреннюю конкуренцию. Для принятия мер в  ответ на эти проблемы начали реализовываться  правительственные инициативы по переходу от использования газа к использованию энергии ветра и воды в качестве возможных альтернативных энергоносителей, включая привлечение прямых иностранных инвестиций в данные области.

Отсюда – насущная потребность  во вливании свежих инвестиций – местных  и иностранных – для модернизации экономики и использования с  выгодой конкурентоспособных активов  Беларуси, включая её благоприятное  географическое положение между  Россией и Европейским Союзом, транспортную инфраструктуру и высококвалифицированную  рабочую силу.

В то же самое время, Беларусь начала процесс, направленный на получение  доступа во Всемирную торговую организацию (ВТО), что потребует экономической  либерализации в различных секторах. На этом фоне Беларусь начала рассматривать  преимущества от распродажи своих государственных  предприятий и создания новых  возможностей для местных и иностранных  инвесторов.

С момента провозглашения независимости и до совсем недавнего  времени установки, оказывающие  воздействие на прямые иностранные  инвестиции, и, более обобщённо, развитие частного сектора в Беларуси, имели  изменчивый характер. Например, в 1994 году Беларусь предприняла свою первую попытку  по приватизации некоторых государственных активов и компаний. Однако в 1997 году Правительство ввело «правило золотой акции», которое разрешило вмешательство государства в управление частично приватизированными компаниями. В 2005 году данное положение было пересмотрено таким образом, чтобы оно применялось независимо от того, поддерживало ли государство долю в приватизированных активах или нет. Однако «правило золотой акции» не применялось широко. По официальной информации, оно применялось в 14 акционерных обществах из 1600. Тем не менее, оно вызвало в сообществе инвесторов недоумение относительно излишнего присутствия государства в экономике. Оно было, в конечном счёте, упразднено в 2008 году, как часть инициатив по оздоровлению общего инвестиционного климата. [7,с.65]

Двусмысленное состояние  политики по отношению к развитию частного сектора и частые изменения  политики на противоположную также  подняли вопросы предсказуемости  в инвестиционном климате Беларуси, на который оказывают критическое  воздействие частные инвестиции – как местные, так и иностранные. В результате общие притоки прямых иностранных инвестиций в Беларусь оставались явно малыми, за исключением 2007 года (Рисунок 3.2) – как в абсолютном, так и в относительном выражении по отношению к экономике стран СНГ и аналогичных стран с экономикой переходного периода. [7,с.66]

Рис.3.2-Притоки прямых иностранных инвестиций в Беларусь, 1992-2007 годы (миллионы долларов)

Всплеск в прямых иностранных  инвестициях в 2007 году может быть в значительной степени приписан одноразовым инвестициям, таким, как  первый платёж Российского государственного предприятия «Газпром» в сумме 625 миллионов долларов США в счёт его 50-процентной доли в предприятии  «Белтрансгаз» и приобретение предприятием «SB Telecom» за 500 миллионов долларов США принадлежащих государству  акций компании мобильных телекоммуникаций MDC (совместное предприятие, образованное в 1999 году между «SB Telecom» и Государственным  предприятием «Белтехэкспорт». Возможно также, что притоки прямых иностранных  инвестиций положительно отреагировали  на первоначальные реформы, осуществляемые на протяжении последних двух лет. Это  поддерживается восприятием организаторов  совместного дела в частном секторе, включая иностранных инвесторов, которые сходятся во мнении, что  политика последовательно двигалась  в направлении снижения ограничений  и административного давления на бизнес. [7,с.66]

Среди реформ, введённых  с начала 2008 года: выбор оптимальной  организации процесса регистрации  предприятий; упразднение сомнительного  «золотого правила» и принятие более 60 постановлений и указов, оказывающих  влияние на различные аспекты  осуществления бизнеса. Большинство  реформ исходят непосредственно  из законодательной деятельности Президента. Они включают в себя дальнейший выбор  оптимальных требований для регистрации  и лицензирования и введение новых  схем стимулирования для инвестиций в приоритетные области, такие, как  развитие сельских населённых пунктов  или малых городов. Новый раунд  приватизации был также начат  в июле 2008 года, и, в противоположность  прежней программе приватизации, он открыто нацелен на иностранных  инвесторов в различных секторах.

Структура Белорусской экономики  оставалась явно стабильной в течение  последних 11 лет (Рис. 3.3). Более того, довлеющая регулировка условий бизнеса, контроль цен и преобладание государства в большинстве секторов экономики привели к недоразвитию частного сектора. В результате, вклад частных предприятий в ВВП оставался на низком уровне в 25%, тогда как вклад средних и малых предприятий в ВВП составлял 8,1%. [7,с.69]

Рис.3.3- ВВП по секторам в Беларуси, 1995 и 2006 годы (проценты)

Данные по распределению  притоков прямых иностранных инвестиций по секторам между 2002 и 2007 годами (Рисунок  3.4) указывают, что подавляющее большинство их сконцентрировано в секторе услуг (79%), после чего идёт промышленность (20%). Прямые иностранные инвестиции в сельское хозяйство ничтожно малы (1% от общей величины). [7,с.69]

Рис.3.4- Беларусь: притоки прямых иностранных инвестиций по секторам, 2002-2007 годы (проценты)

В промышленности приблизительно две третьих предприятий находятся  в частных руках, включая 2,5% иностранных  компаний (Таблица 3.1). [7,с.69]Однако в выражении выпуска продукции и занятости фирмы, полностью находящиеся в частной собственности представляют только около 13% и 22% от общих показателей, соответственно. Совместные предприятия между государственными предприятиями и местными частными предприятиями составляют максимальную долю общего выпуска продукции в промышленности, крупнейшими работодателями остаются государственные предприятия, которые составляют 40% общей занятости в промышленности.

Таблица 3.1

 Промышленный сектор в Беларуси  по типам собственности

 

Предприятия

Выпуск продукции

Занятость

Государственные

25,6

34,4

40,2

Частично находящиеся  в частной собственности

     

Государственные и частные  совместные предприятия (без иностранных  инвестиций)

10,6

45,6

31,6

Государственные и частные  совместные предприятия (с иностранными инвестициями)

4,1

6,8

6,6

Полностью находящиеся в  частной собственности

     

Местные частные компании

57,2

10,8

19,2

Иностранные частные компании

2,5

2,4

2,4


В Таблице 3.2 представлено распределение выпуска промышленной продукции по основным видам деятельности и долю прямых иностранных инвестиций для каждого вида деятельности. Совместно переработка нефти и газа и сопутствующие виды деятельности составляет одну треть всей выпускаемой продукции. Другие традиционные виды промышленной деятельности включают в себя машиностроение, в частности, производство тракторов и большегрузных автомобилей (24% от производства промышленной продукции), переработка пищевых продуктов и производство удобрений. Прямые иностранные инвестиции в промышленность низки (никогда не превышают 6% от выпуска продукции любого вида деятельности), но весьма разнообразны по видам деятельности, включая лесопродукцию и пиломатериалы, переработка сельскохозяйственной продукции (главным образом, напитки и переработка рыбы), химические реактивы, машиностроение и лёгкая промышленность. [7,с.70]

Информация о работе Сущность институциональной экономики, ее основные понятия