Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:26, курсовая работа
Таким образом, целью работы является исследование понятия и сущности институциональной экономики. Задачи:
1. Исследование теоретических основ институциональной экономики.
2. Исследование институциональной структуры инвестиционной политики Республики Беларусь.
Предметом исследования являются институциональные подходы к решению существующих макроэкономических проблем.
Структура курсовой работы состоит из введения, 3 разделов, заключения, библиографии.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность институциональной экономики, ее основные понятия…5
2. Институциональная структура и институциональная среда……...12
3. Обзор институциональной инвестиционной политики…………….15
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………..32
С конца 2007 года, в попытке поддержания высоких уровней экономического роста, Беларусь начала реформы по развитию частного сектора, который в настоящее время составляет около 25% ВВП. Поставлены претенциозные цели повысить притоки прямых иностранных инвестиций с 2,6% до 15-20% от общих инвестиций и попасть в число 25 стран, возглавляющих список рейтингов осуществления деятельности Всемирного банка к концу 2008 года. [5,с.12]
Очень большое число политических
изменений, оказывающих воздействие
как на местные, так и на иностранные
инвестиции, уже имело место, и
ещё много изменений
В 1991 году новые независимые
государства, образовавшиеся в результате
распада Советского Союза, начали независимую
разработку экономической политики.
Большинство членов Содружества
Независимых Государств (СНГ) пошли
по пути либерализации и приватизации.
В противоположность им, Беларусь
предпочла поддерживать экономику
с централизованным планированием
с ограниченными шагами в сторону
приватизации. Социально-ориентированная
экономическая политика Беларуси предпочла
сохранить основные элементы того политического
подхода до настоящего времени, общим
результатом чего является доминирующее
присутствие государства в
В годы, непосредственно следующие за провозглашением независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости, ВВП на душу населения уменьшился до одной третьей от его уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в кредитные решения центрального банка. [5,с.12]
Изначально стратегия
роста имела положительные
В 2000 году Правительство
начало восстановление макроэкономического
порядка и взятие инфляции под
контроль путём ужесточения денежно-
Во время экономического роста в Беларуси работали также внешние факторы. В начальный период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключённым в то время, Беларусь имела возможность сохранить льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить преимущественный доступ на рынок для своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и газа. Например, к 2004 году Беларусь покупала газ у России по 48 долларов США за 1000 кубометров, тогда как Западная Европа платила 135 долларов США. Аналогичным образом, Беларусь платила по 25 долларов США за баррель нефти по сравнению с международной ценой в 37 долларов США. Дешёвые энергоносители, привилегированный доступ к Российскому рынку и более низкие ставки заработной платы сделали белорусский экспорт в Россию весьма конкурентоспособным. Одновременно экономический рост России стимулировал спрос на более дешёвые Белорусские товары. [5,с.13]
Быстрый темп экономического
роста начал несколько
С тех пор цены на нефть
и газ значительно уменьшились
в ответ на глобальный финансовый
и экономический кризис, начавшийся
в 2008 году. Однако, в конечном итоге,
цены на энергоносители в Беларуси
будут доводиться до уровня рыночных
цен. Более дорогостоящий импорт
газа уменьшает запас Правительства
на реэкспорт газа при повышении
стоимости субсидирования внутреннего
потребления и промышленности. Это
могло бы создать особую проблему
в то время, когда рост заработной
платы уже стал вредить конкурентоспособности
цен, и белорусский экспорт
Отсюда – насущная потребность
во вливании свежих инвестиций – местных
и иностранных – для
В то же самое время, Беларусь
начала процесс, направленный на получение
доступа во Всемирную торговую организацию
(ВТО), что потребует экономической
либерализации в различных
С момента провозглашения независимости и до совсем недавнего времени установки, оказывающие воздействие на прямые иностранные инвестиции, и, более обобщённо, развитие частного сектора в Беларуси, имели изменчивый характер. Например, в 1994 году Беларусь предприняла свою первую попытку по приватизации некоторых государственных активов и компаний. Однако в 1997 году Правительство ввело «правило золотой акции», которое разрешило вмешательство государства в управление частично приватизированными компаниями. В 2005 году данное положение было пересмотрено таким образом, чтобы оно применялось независимо от того, поддерживало ли государство долю в приватизированных активах или нет. Однако «правило золотой акции» не применялось широко. По официальной информации, оно применялось в 14 акционерных обществах из 1600. Тем не менее, оно вызвало в сообществе инвесторов недоумение относительно излишнего присутствия государства в экономике. Оно было, в конечном счёте, упразднено в 2008 году, как часть инициатив по оздоровлению общего инвестиционного климата. [7,с.65]
Двусмысленное состояние
политики по отношению к развитию
частного сектора и частые изменения
политики на противоположную также
подняли вопросы
Всплеск в прямых иностранных
инвестициях в 2007 году может быть
в значительной степени приписан
одноразовым инвестициям, таким, как
первый платёж Российского государственного
предприятия «Газпром» в сумме
625 миллионов долларов США в счёт
его 50-процентной доли в предприятии
«Белтрансгаз» и приобретение предприятием
«SB Telecom» за 500 миллионов долларов
США принадлежащих государству
акций компании мобильных телекоммуникаций
MDC (совместное предприятие, образованное
в 1999 году между «SB Telecom» и Государственным
предприятием «Белтехэкспорт». Возможно
также, что притоки прямых иностранных
инвестиций положительно отреагировали
на первоначальные реформы, осуществляемые
на протяжении последних двух лет. Это
поддерживается восприятием организаторов
совместного дела в частном секторе,
включая иностранных
Среди реформ, введённых
с начала 2008 года: выбор оптимальной
организации процесса регистрации
предприятий; упразднение сомнительного
«золотого правила» и принятие более
60 постановлений и указов, оказывающих
влияние на различные аспекты
осуществления бизнеса. Большинство
реформ исходят непосредственно
из законодательной деятельности Президента.
Они включают в себя дальнейший выбор
оптимальных требований для регистрации
и лицензирования и введение новых
схем стимулирования для инвестиций
в приоритетные области, такие, как
развитие сельских населённых пунктов
или малых городов. Новый раунд
приватизации был также начат
в июле 2008 года, и, в противоположность
прежней программе
Структура Белорусской экономики оставалась явно стабильной в течение последних 11 лет (Рис. 3.3). Более того, довлеющая регулировка условий бизнеса, контроль цен и преобладание государства в большинстве секторов экономики привели к недоразвитию частного сектора. В результате, вклад частных предприятий в ВВП оставался на низком уровне в 25%, тогда как вклад средних и малых предприятий в ВВП составлял 8,1%. [7,с.69]
Данные по распределению притоков прямых иностранных инвестиций по секторам между 2002 и 2007 годами (Рисунок 3.4) указывают, что подавляющее большинство их сконцентрировано в секторе услуг (79%), после чего идёт промышленность (20%). Прямые иностранные инвестиции в сельское хозяйство ничтожно малы (1% от общей величины). [7,с.69]
В промышленности приблизительно
две третьих предприятий
Предприятия |
Выпуск продукции |
Занятость | |
Государственные |
25,6 |
34,4 |
40,2 |
Частично находящиеся в частной собственности |
|||
Государственные и частные совместные предприятия (без иностранных инвестиций) |
10,6 |
45,6 |
31,6 |
Государственные и частные совместные предприятия (с иностранными инвестициями) |
4,1 |
6,8 |
6,6 |
Полностью находящиеся в частной собственности |
|||
Местные частные компании |
57,2 |
10,8 |
19,2 |
Иностранные частные компании |
2,5 |
2,4 |
2,4 |
В Таблице 3.2 представлено распределение выпуска промышленной продукции по основным видам деятельности и долю прямых иностранных инвестиций для каждого вида деятельности. Совместно переработка нефти и газа и сопутствующие виды деятельности составляет одну треть всей выпускаемой продукции. Другие традиционные виды промышленной деятельности включают в себя машиностроение, в частности, производство тракторов и большегрузных автомобилей (24% от производства промышленной продукции), переработка пищевых продуктов и производство удобрений. Прямые иностранные инвестиции в промышленность низки (никогда не превышают 6% от выпуска продукции любого вида деятельности), но весьма разнообразны по видам деятельности, включая лесопродукцию и пиломатериалы, переработка сельскохозяйственной продукции (главным образом, напитки и переработка рыбы), химические реактивы, машиностроение и лёгкая промышленность. [7,с.70]
Информация о работе Сущность институциональной экономики, ее основные понятия