Сущность, особенности функционирования, тенденции развития розничной торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 08:49, курсовая работа

Краткое описание

Развитие торговли, прежде всего, показывает способность общества решать важнейшие социально-экономические проблемы. Торговля в условиях рыночных отношений превращается в сложную динамичную систему, функционирующую в рамках чрезвычайно крупномасштабной, быстроменяющейся социально-экономической рыночной среды. Весь спектр сложных позитивных и негативных процессов, происходящих в экономической и социальной жизни, как страны, так и регионов, находит отражение и в торговле.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 140.49 Кб (Скачать файл)

Одним из главных показателей эффективности использования торговой сети служит размер розничного товарооборота на 1 м2 торговой площади магазина. В системе потребительской кооперации разработаны и утверждены примерные нормативы товарооборота на 1 м2 торговой площади по типам магазинов. Эти нормативы дифференцированы в зависимости от размера товарооборота на одного человека по населенному пункту и по четырем экономическим зонам страны. В процессе анализа данные о фактическом товарообороте на 1 м2 торговой площади по типам магазинов необходимо сопоставить с нормативами и сделать соответствующие выводы.

Более быстрый темп роста розничного товарооборота в организации по сравнению с увеличением торговой площади в квадратных метрах (в результате чего повышается объем товарооборота на 1 м2 торговой площади) свидетельствует об улучшении использования торговой площади магазинов. Резкие колебания в размере товарооборота на 1 м2 торговой площади по одним и тем же типам магазинов в различных населенных пунктах служат основанием для вывода о неравномерном территориальном размещении торговой сети и необходимости устранения этого недостатка при разработке плана развития торговой сети.

Резервом повышения эффективности использования торговой сети, в том числе увеличения товарооборота на 1 м2 торговой площади, является прежде всего массовый перевод магазинов на прогрессивные методы торговли, применение современного торгового оборудования, внедрение островной, выставочной и комбинированной форм планировки секций, увеличение площади выкладки товаров и т. д.

Также увеличение площади торгового зала за счет уменьшения подсобных помещений, укомплектование штата работников магазина (в том числе продавцов, кассиров и др.), наличие ассортимента товаров в соответствии с покупательским спросом и другие факторы.

Эффективность использования оборудования и механизмов в розничной сети связана с продолжительностью их использования во времени (сменностью работы) и величиной нагрузки по сравнению с номинальной производительностью. Наличие в кооперативных организациях неустановленного оборудования и механизмов прямо влияет на снижение показателей их использования.

Обобщающими показателями эффективности использования основных фондов как в целом по кооперативной торговле, так и в отдельных кооперативных организациях могут служить следующие.

  1. Фондоотдача — отношение суммы товарооборота к среднегодовой стоимости  основных фондов, т. е. сколько рублей товарооборота приходится на 1 руб. основных фондов. Увеличение этого показателя при прочих равных условиях свидетельствует о более эффективном использовании основных фондов торговли в целом по организации.

  1. Фондоемкость — частное от деления среднегодовой стоимости основных фондов на сумму товарооборота. Измеряется этот показатель в копейках стоимости основных фондов на 1 руб. товарооборота и является обратным показателем фондоотдачи. Повышение эффективности использования основных фондов отражается на уменьшении данного показателя.

3. Фондовооруженность – характеризует сумму основных фондов, приходящуюся на одного работника. Положительным является рост данного показателя, поскольку он свидетельствует, как правило, о повышении уровня механизации торговых процессов, о создании условий для увеличения производительности труда, улучшении качества торгового обслуживания и означает в целом возрастание затрат овеществленного труда во всех затратах груда.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что анализ материально-технической базы должен строиться на комплексном изучении всех основных показателей эффективности использования основных средств торговли.

 

2 Экономический анализ состояния и эффективности использования розничной торговой сети Ушачского райпо

 

2.1 Экономическая характеристика зоны и объёмов деятельности Ушачского райпо

 

 

Ушачское районное потребительское общество является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Беларусь, постановлениями, распоряжениями правления Белкоопсоюза, облпотребсоюза и Уставом общества. Общество на добровольной основе входит в Витебский областной союз потребительских обществ.

Платные услуги в районе оказывают 56 субъектов хозяйствования. На долю потребительской кооперации приходится 2,0% всех платных услуг оказанных населению по району.

Торговое обслуживание населения района осуществляют предприятия потребительской кооперации, фирменные частные предприниматели, рынок. Торговую сеть представляют 86 предприятий торговли и 20 предприятий общественного питания. Преимущество в торговом обслуживании жителей района принадлежит потребительской кооперации.

Потребительская кооперация Ушачского района объединяет 5028 пайщиков, обслуживает 14,9 тыс. человек, в т.ч. городское население 6 тыс. человек, сельское население 8,9 тыс. чел. В ее организациях занято 510 человек. В настоящее время в потребительской кооперации функционируют 3 юридических лица, в т.ч. 2 унитарных предприятия.

Структура районного потребительского общества представлена следующим образом: правление райпо, обособленное структурное подразделение «Продторг», частное заготовительно-производственное унитарное предприятие «Ушачский коопзаготпром», частное унитарное транспортное предприятие «Ушачская автобаза».

На долю потребительской кооперации приходится 67,4% товарооборота района, 62,8 % объектов розничной торговли.

Торговое обслуживание населения осуществляется через 54 магазина, в т. ч. из них 34 магазина находятся в сельской местности или 63,0% от общего количества, 20 магазинов в райцентре или 37,0% от общего количества.

Кроме того, райпо располагает 8 автомагазинами, которые обслуживают 216 сельских населенных пунктов, не имеющих стационарной сети.

В настоящее время районное потребительское общество имеет 316,8 кв.м, торговой площади на 1 тыс. жителей района, в том числе на 1 тыс. проживающих в райцентре приходится 372,5 кв.м., в сельской местности – 251 кв.м.

По состоянию на 01.01.2013г. имеется 15 предприятий общественного питания на 329 посадочных мест, 1 магазин - кулинария, кондитерский цех, кулинарный цех, цех мясных полуфабрикатов, 3 отдела общественного питания в магазинах. Из них имеется 15 предприятий общедоступной сети на 329 посадочных места. В расчете на 1000 жителей района приходится 22,1 мест общедоступной сети общественного питания.

За 2012 год розничный товарооборот по системе райпо составил 114300 млн. руб., темп роста к уровню прошлого года в сопоставимых ценах -103,1%.

Удельный вес потребительской кооперации в регионе составил 67,4%, по данному показателю занимаем лидирующее место в системе Витебского облпотребсоюза. Но, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля потребкооперации снижена на 3,3п.п. Снижение объясняется высокими темпами роста товарооборота по магазину Глубокского мясокомбината, ВТПРУП «Фармация».

За январь - декабрь отчетного года продано товаров на 1 жителя района в среднем за месяц на 639,3 тыс. руб. при областном показателе 502 тыс. руб. или на 27,4% больше (2 -ое место в ОПС).

Розничный товарооборот торговой сети за отчетный год составил 104844 млн. руб., темп роста к аналогичному периоду прошлого года - 103,0% при прогнозе 105,5% и областном показателе 101,8%. Темп роста розничного товарооборота по Ушачскому району за 2011 год составил 107,7%.

 

Таблица 1 – Доля рынка, занимаемая Ушачским райпо в розничном товарообороте Ушачского района за 2010 – 2012 гг.

 

Наименование 
показателя

Год

Отклонение

2012 от

2010

2011

2012

2010

2011

  1. Розничный товарооборот всех торгующих систем Ушачского района, млн р.

72300

123400

216800

144500

93400

  1. Розничный товарооборот Ушачского райпо, млн р.

36262,3

60900

104857

68594,7

43957

  1. Удельный вес товарооборота Ушачского райпо в % розничном товарообороте Ушачского района

50,2

49,4

48,4

-1,8

-1


 

Источник: собственная разработка на основе данных приложения В.

По доле рынка, которую занимает Ушачское райпо в розничном товарообороте Ушачского района (таблица 1) можно сделать вывод, что Ушачское райпо является основным субъектом хозяйствования на районном розничном рынке. Однако с 2010 по 2012 год удельный вес товарооборота Ушачского райпо снизился на 0,8 % в 2011 по сравнению с 2010 и на 1 % в 2012 по сравнению с 2011годом, это говорит о том, что в данном районе продолжает развиваться и частная торговля.

Так же для экономической характеристики объёмов деятельности я предлагаю рассмотреть эффективность использования оборотных и основных средств представленных в таблице 2 и 3.

 

Таблица 2 – Эффективность использования оборотных средств по Ушачскому райпо за 2010 – 2012 гг.

 

Наименование 
показателя

Год

Темп роста,% или отклонение (+/-)

2010

2011

2012

2012 к (от) 2010

2012 к (от) 2011

1.Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн р.

45365

75085

127678

281,4

170,0

2.Среднегодовая стоимость оборотных средств, млн р.

5945,5

9747,5

16359

275,2

167,8

3.Прибыль (убыток), млн р.

439

2728

2910

в 6,6 раза

106,7

4.Оборачиваемость оборотных средств: число оборотов, раз

8

8

8

-

-

5.Продолжительность одного оборота, дней

47

47

46

-1

-1

6.Рентабельность оборотных средств, %

7,4

28

17,8

10,4

-10,2


 

Источник: собственная разработка на основе данных приложения А, Г.

 

По данным таблицы 2 можно сделать вывод о том, что оборотные средства в Ушачском райпо используются достаточно эффективно, об этом свидетельствует уменьшение продолжительности одного оборота на 1 день в 2012 году по сравнению с 2011 годом, однако число оборотов не изменилось. В тоже время мы наблюдаем рост рентабельности в 2011 году с 7,4% до 28% и снижение этого же показателя в 2012 году по сравнению с 2011 на 10,2%.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Эффективность использования основных средств торговли по Ушачскому райпо за 2010 – 2012 гг.

 

Наименование показателя

Год

Темп роста,% или отклонение (+/-)

2010

2011

2012

2012 к (от) 2010

2012 к (от) 2011

1.Товарооборот, млн р.

36262,3

60900

104857

289,2

172,2

2.Среднегодовая  стоимость основных средств, млн р.

11185,5

15239,5

13126,5

136,2

86,1

В том числе активной части основных средств

7897,0

10835,3

9359,2

118,5

86,4

3.Удельный  вес активной части основных  средств, %

70,6

71,1

71,3

1,7

0,2

4.Прибыль (убыток) реализации в торговле, млн р.

439

2000

2559

В 5,8 раза

128,0

5.Среднегодовая  численность торговых работников, чел

105

106

105

100

99,1

6.Фондоотдача, всего, р.

3,2

4

8

125

200

В том числе активной части основных средств, р.

         

7.Фондоёмкость, р.

0,3

0,3

0,1

100

33

8.Фондовооружённость,

млн р.

106,5

143,8

125,0

117,4

86,9

9.Фондорентабельность,%

3,9

13,1

19,5

15,6

6,4

Информация о работе Сущность, особенности функционирования, тенденции развития розничной торговой сети