Сущность финансового менеджмента, его функции и цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:21, реферат

Краткое описание

Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Прибыль как конечный финансовый результат  деятельности хозяйствующих субъектов  формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и отрицательным значением. В ее составе учитывается прибыль от всех видов деятельности предприятия:

* прибыль  от продажи продукции, товаров,  работ и услуг нетоварного  характера;

* прибыль  от продажи прочей продукции,  основных фондов, другого имущества  и нематериальных активов;

* прибыль  от операций с ценными бумагами  и валютными ценностями;

* прибыль  от финансовых операций;

* прибыль  (убытки) от внереализационных операций.

Основной  составной частью прибыли предприятия  является прибыль от продажи товарной продукции. Она определяется в виде разницы между выручкой (без акцизов, налога на добавленную стоимость и экспертных тарифов) и себестоимостью проданной продукции и услуг.

На величину прибыли от продажи товарной продукции  влияют как факторы, не зависящие  от деятельности предприятия (изменение государственных регулируемых цен, природные и транспортные условия и т.д.), так и факторы, находящиеся в компетенции предприятий.

В составе  факторов, влияющих на величину прибыли  от продажи товарной продукции и  находящихся в компетенции предприятия являются:

- изменение  объема производства и продажи  продукции. Чем больше объем  продажи продукции, тем, в конечном  счете, больше прибыли получит  предприятие, и наоборот.

- изменение  уровня себестоимости продукции.  Связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продаваемой продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и продажу, тем выше прибыль, и наоборот.

- уровень  применяемых цен.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

- оценочную;

- стимулирующую;

- хозрасчетную.

Дивиденды - это денежные доходы акционеров, получаемые ими за счет распределяемой прибыли  акционерных обществ.

Получение дивидендов и их размер зависят от проводимой акционерной организацией дивидендной политики. Отсюда вытекают роль и значение дивидендной политики в деятельности организации и внимание, которое ей уделяется в предпринимательской деятельности, в финансовом менеджменте и в финансовой науке.

Дивидендная политика - это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Значение  проводимой руководством акционерной  организации дивидендной политики заключается в том, что эта  политика:

* оказывает  влияние на финансовую программу  и бюджет капиталовложений организации; 

* воздействует  на движение денежных средств  организации; 

* влияет  на отношения организации с  ее инвесторами. Низкий уровень  дивидендов может привести не  только к слабой реализации выпускаемых акций, но и их массовой продаже акционерами, к снижению цен на акции и т.д.;

* способствует  сокращению или увеличению акционерного  капитала [7, c. 158].

Основной  целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Исходя  из этой цели понятие дивидендной  политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

18. Источники финансирования

Основными источниками информации для анализа  формирования и размещения финансовых ресурсов организации служат отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, об изменении капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании полученных средств, приложение к балансу и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

«Источник средств (Source of Financing) - это условное название какой-либо статьи в пассивной стороне бухгалтерского баланса, трактуемой как совокупность капитала собственников и обязательств, т. е. задолженности, предприятия перед третьими лицами.

Каждая  статья пассива означает, по сути, вклад  соответствующего лица (собственники, кредиторы, государственные органы, банки и др.) в финансирование активов данной организации.

При нормальном функционировании организации те, кто  профинансировал её деятельность, смогут получить вложенные ими средства в объеме, означенном в балансе или даже превышающем его. Обособление источников средств в балансе предопределяется сутью и природой двойной записи.

Как правило, источники средств появляются как  результат целенаправленных действий - например, получение банковского кредита означает приток денежных средств на расчетный счет и одновременно появление в пассиве баланса источника этих средств в виде задолженности перед банком.

Вместе  с тем источники могут возникать  в известном смысле спонтанно  как результат финансово-хозяйственной деятельности - например, выявление финансового результата за отчетный период сопровождается необходимостью начисления и уплаты налога на прибыль, что выражается в обособлении в пассиве баланса статьи «Задолженность по налогам и сборам», т. е. в составе источников появляется новый источник.

Нередко тот или иной источник образуется с целью идентификации плана  использования средств фирмы. Необходимо особо подчеркнуть, что источник средств следует отличать от собственно средств. Источник - это искусственная конструкция, обусловленная применением двойной записи в учете.

Так, внешние  пользователи (банки, поставщики и др.) оценивают изменение доли собственных  средств организации в обшей  сумме источников средств с точки  зрения финансового риска при заключении сделок. Риск нарастает с уменьшением доли собственных источников средств.

Внутренний  анализ структуры источников имущества  связан с оценкой альтернативных вариантов финансирования деятельности организации. Основными критериями выбора являются степень риска, цена источника финансирования, условия его использования, срок уплаты долга и др.

Альтернативные  источники финансирования, доступные  для организации, предполагают различную  степень незащищенности от риска, вплоть до возможности утраты контроля над организацией.

При этом важно оценить, куда вкладываются собственные  и заемные средства - в основные фонды и в другие внеоборотные активы или в мобильные оборотные  средства. Хотя с финансовой точки  зрения повышение доли оборотных  средств в имуществе и благоприятно для организации, это не означает, что все источники должны направляться только на рост оборотных средств.

К числу  важнейших факторов, обусловленных  внутренними и внешними условиями  работы организации, как правило, относят:

-различия  величин процентных ставок за кредит и ставок дивидендов. Если процентные ставки за кредит ниже ставок дивидендов, то следует повышать долю заемных средств. Долю собственных средств целесообразно увеличить тогда, когда ставка дивиденда ниже процентной ставки за кредит;

-сокращение  или расширение деятельности  организации, в связи с чем  сокращается или увеличивается  потребность в привлечении заемных  средств для образования необходимых  товарно-материальных запасов;

-накопление  излишних или слабо используемых  запасов устаревшего оборудования, материалов, готовой продукции, товаров для продажи, отвлечение средств в образование сомнительной дебиторской задолженности, что также приводит к привлечению дополнительных заемных средств;

-использование  факторинговых операций (продажа долгов дебиторов банку).

Итогом  совершенных расчетов является сравнение  привлечения дополнительных источников финансовых ресурсов и их использования.

20. Управление товарно-материальными  запасами

Товарно-материальный запас - это запас какого-либо ресурса или предметов, используемых в организации. Система управления товарно-материальными запасами - это совокупность правил и способов регулирования, с помощью которых можно контролировать уровни запасов и определять, какие уровни следует поддерживать, какой запас следует пополнять и каким должен быть объем заказа.

Принято считать, что в производственный запас включаются предметы, которые  становятся частью выпускаемой продукции  фирмы (или вносят тот или иной вклад в эту продукцию). Производственные запасы, как правило подразделяют на сырье, готовую (конечную) продукцию, вспомогательные материалы, незавершенное производство. В сервисных системах товарно-материальный запас обычно составляют товары, предназначенные для продажи, а также вспомогательные материалы, необходимые для процесса предоставления услуг.

Все фирмы  хранят определенный запас товарно-материальных ценностей. При этом они руководствуются  следующими соображениями:

- обеспечение  независимости своей производственной  деятельности. Запас материалов  на некотором рабочем месте обеспечивает определенную гибкость в производстве.

- независимость  рабочих мест желательна и  на сборочных линиях. Время, которое  требуется на выполнение идентичных  операций, естественно, меняется  от одного изделия к другому.  Поэтому на рабочем месте желательно иметь запас из нескольких деталей, чтобы при превышении плановой нормы времени на выполнение операции конкретной деталью можно было из запаса деталей скомпенсировать такую задержку обработки. Это обеспечит высокое постоянство производительности;

- необходимость  учета колебаний спроса на  продукцию. Если спрос на продукцию  известен точно, ее можно производить  в точном соответствии с этим  спросом (хотя это и не всегда  экономически оправдано). Однако, обычно  спрос невозможно определить абсолютно точно и поэтому, чтобы сгладить колебания спроса, необходимо поддерживать определенный резервный, или буферный, запас готовой продукции;

- обеспечение  гибкости производства. Наличие  товарно-материальных запасов позволяет  ослабить давление объема выпуска продукции на производственную систему. Запас позволяет увеличить время подготовки к выпуску продукции, что в свою очередь дает возможность спланировать более равномерный и дешевый производственный процесс за счет выпуска более крупных партий продукции. Например, при высоких затратах на размещение заказа выгоднее выпуск больших объемов готовой продукции;

- обеспечение  защиты от колебаний периода  поставки сырья. Когда у поставщика  заказывают тот или иной материал, могут возникать различные задержки, которые объясняются рядом причин. Среди этих причин можно отметить  обычные колебания продолжительности  доставки; дефицит материала на заводе поставщика, вызывающий задержки в выполнении заказа; неожиданную забастовку на заводе поставщика или в одной из компаний, занимающихся доставкой продукции; утерю заказа и доставку дефектного материала или не того материала, который требовался заказчику;

- использование  преимуществ экономичного размера  заказа на закупку. Размещение  заказа связано с определенными  расходами: трудозатраты, телефонные  переговоры, набор соответствующих  текстов на пишущей машинке  или компьютере, пересылка по почте и т.п. Таким образом, чем больше объем каждого отдельного заказа, тем меньше количество заказов, которые необходимо подго-товить. Кроме того, расходы на доставку также свидетельствуют в пользу более крупных заказов: чем больше объем поставки, тем меньше расходы на единицу поставляемой продукции.

Информация о работе Сущность финансового менеджмента, его функции и цели