Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:01, курсовая работа
Цель дипломной работы рассмотреть разновидность банковских услуг, предоставляемых коммерческим банком населению и разработку мероприятий по внедрению новых видов услуг.
В качестве объекта выступают банковские услуги, пользующиеся спросом у населения, предоставляемые коммерческим банком. Предметом исследования является процесс предоставления банковских услуг населению, а также отношения между банком и населением, возникающие по поводу предоставления и пользования банковскими услугами, рассмотренный на материалах ОАО Сбербанка России.
Второй составной частью продукта банка являются предоставляемые им услуги. Их можно классифицировать следующим образом [15,стр.25]:
Таблица 1.
Классификация банковских услуг
Критерии классификации |
Тип предоставляемых услуг |
1 |
2 |
В зависимости от соответствия специфике банковской деятельности |
Специфические услуги Неспецифические услуги |
В зависимости от субъектов получения услуг |
Юридические лица Физические лица |
В зависимости от способа формирования и размещения ресурсов банка |
Активные операции Пассивные операции |
В зависимости от оплаты за предоставление |
Платные услуги Бесплатные услуги |
В зависимости от связи
с движением материального |
Услуги, связанные с
движением материального Чистые услуги |
Таким образом, рассмотрев общую характеристику банковских услуг, отметим, что банковские услуги проводятся в рублях, а при наличии соответствующей лицензии ЦБ - в валюте. Спектр банковских услуг настолько разнороден, а критерии их дифференциации настолько разнообразны, что возникает необходимость всеобъемлющей классификации, учитывающей все особенности банковских услуг. В основу классификации могут быть положены как свойства, характерные для всего класса услуг (неосязаемость, неотделимость от источника предоставления, невозможность хранения), так и особенности, присущие исключительно банковским услугам
1.2 Традиционные
и специфические банковские
Банковские услуги,
прежде всего можно
Депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент.[17,стр.11]
Кредитная операция является основной операцией банка. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает большую часть дохода. В современной структуре банковских операций кредитная операция, однако, не является основной. В силу экономического кризиса, инфляции, и следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько другими более доходными и менее рискованными операциями (например, валютными операциями).
Расчетные операции, которые производит банк, могут осуществляться как безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товаро-материальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением налогов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом. При производстве расчетов банки используют различное современное оборудование, обеспечивающее быструю связь и техническую обработку документации поступающей в банк.[18,стр.51]
К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включены в состав базовых операций, из которых складывается банк, однако по своему назначению они отражают суть банковской деятельности. Трудно себе представить, что банк занимаясь депозитами, осуществляя кредитование и расчеты, не ведет кассовых операций.[7,стр.15]
Промежуточное положение между
традиционными и
В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе:
В соответствии с рассмотренной классификацией и в зависимости от субъектов получения услуги предоставляются как юридическим, так и физическим лицам. Практически набор услуг тем и другим лицам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым может оказаться только их объём. Так же в зависимости от субъектов получения услуги отделения банка могут подразделяться на отделения для юридических и для физических лиц.[14,стр.10]
Поскольку банки аккумулируют (собирают) свободные денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться в форме как пассивных, так и активных операций.
Пассивные операции - это операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения кредитных и других активных оперций. К ним относят: открытие расчетных счетов граждан, предприятий, организаций, выпуск ценных бумаг, займы, полученные из других банков и т.д.
Активные операции — это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы. К ним относятся: краткосрочное о долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций, предоставление потребительских кредитов населению, приобретение ценных бумаг, лизинг, факторинг, инновационное финансирование и кредитование, долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий, займы, предоставляемые другим банкам.[25,стр.70]
В зависимости от платы за предоставление банковские услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги. Это, однако, не означает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновидность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую — плату не устанавливать. По ряду соображений отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозитных могут осуществляться бесплатно.[10,стр.1]
По отношению к плате за услуги и, следовательно, к доходам банка могут быть применены и другие, более детальные признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги. Так, большинство активных операций позволяет банку получить доход, в то время как его пассивные операции предполагают выплату процентов по определенным видам вкладом. Некоторые банковские услуги требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже. Например, обработка аккредитива стоит в банке дороже, чем обычный перевод денег по платежному поручению клиента.
Таким образом, рассмотрев традиционные и специфические банковские услуги, выявили, что эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренция, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширения их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков. Еще несколько лет тому назад отечественные банки не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе не употреблялись такие понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент, опцион, банкомат и др. Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденными осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент.
1.3 Порядок оформления и предоставления банковских услуг
При приеме денежно-расчетных документов на бумажных носителях ответственный исполнитель обязан проверить:
· Соответствует ли документ установленной форме бланка;
· Заполнены ли все
предусмотренные бланком
· Правильность указания банковских реквизитов;
· Соответствует ли печать и подписи распорядителей счетом, заявленным кредитной организацией образцам.
При разработке правил документооборота должно обеспечиваться следующее:
- Документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий операционный день;
· Все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день.[2,стр.25]
· Оплата денежно-расчетных документов производится в пределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможности с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы овердрафта, определенной договором;
· По приходным кассовым операциям сначала принимаются денежные средства, а затем операция отражается в учете;
· По расходным кассовым операциям сначала операция отражается в учете, а затем денежные средства выдаются получателю;
· При безналичных расчетах сначала средства списываются со счета плательщика, а затем они зачисляются на счет получателя, в том же порядке происходит и отражение операции в учете
Оплата документов со счетов клиентов при недостаточности средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований производится с соблюдением установленной законодательством Российской Федерации очередности.[13,стр.19]
Чеки и платежные
поручения принимаются
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
Документооборот при расчетно-кассовом обслуживании клиентов
По характеру отражаемых операций документы, поступающие от клиентов классифицируются на:
I. Приходные
· объявление на взнос наличными (для юридических лиц);
· приходный кассовый ордер (для физических лиц);
II. Расходные
· денежный чек;
· расходный кассовый ордер.
Действия сотрудников банка, принимающих документы от клиента:
1) документооборот по приходу (объявление на взнос наличными, приходный кассовый ордер)
· клиент передает операционисту
оформленный приходный
· операционист проверяет правильность заполнения документа, ставит подпись, записывает документ в кассовый журнал по приходу;
· операционист передает документ кассиру;
· кассир проверяет правильность
оформления документа и сверяет
подпись операциониста с
· кассир принимает деньги от клиента, пересчитывает сумму и в присутствии клиента сверяет фактическое наличие денег с суммой, указанной в документе. Если сумма совпадает, кассир подписывает документ, разрезает части джокумента, на квитанции ставит печать кассы;
· кассир передает квитанцию клиенту в подтверждение приема суммы;
· кассир передает операционисту ордер для зачисления суммы на счет.
Когда кассиром установлено расхождение между суммой, сдаваемой клиентом, и суммой, указанной в документе, документ переоформляется клиентом на фактически вносимую сумму. Первоначально оформленный документ кассир перечеркивает, на обороте квитанции указывает фактически принятую сумму денег и расписывается. Документ предается операционисту, который делает исправления в кассовом журнале, оформляет вновь полученный документ и передает его в кассу. Первоначально оформленный документ и ордер уничтожаются, квитанция направляется в кассовые документы.[15,стр.5]
Если клиентом деньги не были внесены, кассир возвращает документ операционисту. Записи в кассовом журнале аннулируются, документ перечеркивается и помещается в кассовые документы.
2) документооборот по
расходу (денежный чек,
· клиент представляет операционисту заполненный документ, оформленный в соответствии с правилами;
· операционист проверяет
правильность оформления документа, соответствие
суммы цифрами и суммы
· операционист передает документ контролеру на дополнительный контроль;
· контролер проверяет правильность оформления документа, сверяет подписи, проверяет наличие подписи операциониста и регистрирует документ в журнале по расходу;
· контролер передает документ кассиру;
· кассир проверяет подписи операциониста и контролера на соответствие с образцами подписей, находящихся у него. Набирает и подготавливает сумму денег, причитающихся по документу;
Информация о работе Теоретические аспекты формирования банковских услуг