Теоретические аспекты формирования банковских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы рассмотреть разновидность банковских услуг, предоставляемых коммерческим банком населению и разработку мероприятий по внедрению новых видов услуг.
В качестве объекта выступают банковские услуги, пользующиеся спросом у населения, предоставляемые коммерческим банком. Предметом исследования является процесс предоставления банковских услуг населению, а также отношения между банком и населением, возникающие по поводу предоставления и пользования банковскими услугами, рассмотренный на материалах ОАО Сбербанка России.

Вложенные файлы: 1 файл

Банковские услуги населению- Смирнова Яна.doc

— 351.00 Кб (Скачать файл)

· клиент сообщает получаемую сумму, предъявляет паспорт для  установления личности;

· кассир сверяет данные паспорта, указанные в документе, с предъявленным паспортом, пересчитывает деньги и передает их клиенту.

Регистры бухгалтерского учета

Кассовый журнал по расходу составляется бухгалтерским работником (контролером) на соответствующих бланках в двух экземплярах.[4,стр.11]

При ведении бухгалтерского учета с применением ЭВМ или ПЭВМ для передачи информации на обработку направляются отдельные листы кассового журнала по расходу по мере их заполнения либо, при незначительном объеме операций, одновременно все листы кассового журнала с подписью кассира о сверке оборотов с кассой. Журнал ведется ежедневно.

Если кассовый журнал по расходу ведется в двух экземплярах  под копирку, то расходные документы  можно передавать в кассу под  расписку кассира на первом экземпляре журнала. При таком порядке передачи расходных документов в кассу второй экземпляр кассового журнала остается у контролирующего работника, который проверяет, не внесено ли каких-либо исправлений и дописок в первый экземпляр. Первый экземпляр кассового журнала помещается в кассовые документы дня, второй экземпляр - в мемориальные документы дня.[17,стр.42]

Кассовый журнал по приходу кассы может вестись централизованно.

Суммы государственных  доходов и платежей по обязательному  страхованию, поступающие наличными  деньгами, могут записываться в кассовый журнал на основании сводного приходного кассового ордера (ленты подсчета документов), составляемого в конце дня бухгалтерским работником (ответственным исполнителем),ведущим эти операции на основании оставленных им у себя уведомлений первичных кассовых документов.

Кассовый журнал по приходу  по операциям вечерней кассы разрешается  составлять на ЭВМ в двух экземплярах  с выведением частных итогов по лицевым  счетам и общего итога по журналу  с тем, чтобы записи в лицевые  счета производить итоговыми  суммами.[15,стр.44]

 

Документальное  оформление депозитных операций

Клиент

1. Оформление договора  на открытие вклада и приходного  кассового ордера, передача их  ответственному исполнителю.

Ответственный исполнитель

2. Оформление лицевого  счета и вкладной книжки вкладчика.

3. Отбор образцов подписей  вкладчика на лицевой счет.

4. Проверка представленных  документов. При правильном оформлении  ответственный исполнитель ставит  свою подпись на документах.

5. Лицевой счет, приходный  кассовый ордер, вкладная книжка  и договор передаются контролеру.

Контролер

6. Проверка документов. В случае правильного оформления  закрепляет своей подписью. Лицевой  счет и один экземпляр договора  возвращаются ответственному исполнителю.

7. Подписывает вкладную  книжку.

8. Приходный кассовый ордер регистрируется в кассовом журнале по приходу.

9. Приходный кассовый  ордер и вкладная книжка передаются  кассиру.

Кассир

10. Проверяет приходный  кассовый ордер, ставит свою  подпись, принимает сумму денег  от клиента и сверяет ее  с суммой в приходном кассовом ордере.

11. Подписывает вкладную  книжку и отдает ее вкладчику.  Один экземпляр договора так  же возвращается клиенту.

12. Приходный кассовый  ордер подшивается в документы  дня.

При желании закрыть  вклад клиент должен предоставить в  банк договор о вкладе и вкладную книжку, которая должна быть погашена.[16,стр.44] Банк предлагает клиенту оформить расходный кассовый ордер на сумму вклада и процентов по нему схему документооборота на закрытие вклада можно представить так:

Схема документооборота на закрытие вклада

Клиент

1. Представляет депозитный  договор и вкладную книжку  ответственному исполнителю.

Ответственный исполнитель

2. Проверяет предъявленные  документы, записи во вкладной  книжке и по лицевому счету.

3. Начисляет проценты  на день закрытия вклада и  делает соответствующие записи в лицевом счете и вкладной книжке.

4. Предлагает клиенту  оформить расходный кассовый  ордер на сумму вклада и  процентов по нему.

5. Передает контролеру  лицевой счет вкладчика, его  вкладную книжку и расходный  кассовый ордер контролеру.[17,стр.55]

Контролер

6. Проверяет записи  в лицевом счете и вкладной  книжке, в подтверждение проверки  ставит свою подпись.

7. Подписывает расходный  кассовый ордер и регистрирует  его в журнале расходов.

8. Лицевой счет вкладчика  закрывается и передается ответственному исполнителю для сдачи в специальный архив.

9. Вкладная книжка  и расходный кассовый ордер  передаются кассиру.

Кассир

10. Проверяет представленные  документы и в подтверждение  правильности ставит свою подпись.

11. Уточняет сумму к  выдаче у клиента, выдает деньги клиенту и погашает вкладную книжку.

12. Вкладная книжка  и расходный кассовый ордер  погашаются и подшиваются в  документы дня.

Вклады граждан отличаются от вкладов юридических лиц более  жесткими условиями - проценты по вкладам  граждан не могут быть изменены банком в одностороннем порядке, если это не оговорено в договоре вклада.[5,стр.79]

Вести операции физических лиц разрешается только банкам, проработавшим  более двух лет и получившим разрешение на работу со средствами граждан.[20,стр.41]

От юридических лиц  депозиты принимаются в безналичном  порядке. Предприятия и организации  представляют в свой банк платежное  поручение, на основании которого происходит зачисление средств.

 

Документальное  оформление кредитов, предоставленных  физическим лицам

Для получения кредита  заемщик представляет банку следующие  документы:

  • заявление (Приложение);
  • паспорт или заменяющий его документ;
  • справки с места работы заемщика и поручителей о доходах и размере производимых удержаний (для пенсионеров - справку из органов социальной защиты населения);
  • декларацию о полученных доходах, заверенную налоговой инспекцией, для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • анкеты;
  • паспорта (заменяющие их документы) поручителей и залогодателей;
  • для получения кредита свыше 5 тыс. долл. США или рублевого эквивалента этой суммы - справку из психоневрологического диспансера или водительское удостоверение (предъявляются);
  • другие документы при необходимости.

При обращении клиента  в банк за получением кредита уполномоченный кредитный инспектор выясняет у клиента цель, на которую испрашивается кредит, разъясняет ему условия и порядок предоставления кредита, знакомит с перечнем документов, необходимых для получения кредита.[17,стр.20]

Срок рассмотрения вопроса о  предоставлении кредита зависит от вида кредита и его суммы, но не должен превышать от момента предоставления полного пакета документов до принятия решения 15 календарных дней - по кредитам на неотложные нужды и 1 месяца - по кредитам на приобретение недвижимости.[12,стр.22]

Кредитный инспектор производит проверку предоставленных клиентом документов и сведений, указанных в документах и анкете; определяет платежеспособность клиента и максимально возможный  размер кредита.

При проверке сведений кредитный инспектор  выясняет с помощью единой базы данных кредитную историю заемщика и размер задолженности по ранее полученным кредитам.[24,стр.63]

Кредитный инспектор составляет письменное заключение о целесообразности выдачи кредита (отказа в выдаче) (Приложение ) и согласовывает с заемщиком условия предоставления кредита.

Заключение кредитного инспектора, завизированное руководителем кредитующего подразделения, заключения других служб  банка и дочернего предприятия  прилагаются к пакету документов заемщика.

Пакет документов со своим заключением, завизированным руководителем подразделения, кредитный инспектор направляет управляющему отделением для принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении).

Управляющий отделением делает надпись  на заявлении клиента о принятом им решении с указанием даты и возвращает документы кредитному инспектору.

В остальных случаях кредитный  инспектор готовит кредитную  заявку в кредитный комитет отделения. Подготовка и рассмотрение вопроса  на заседании комитета, а также  оформление принятых решений осуществляются в соответствии с регламентом работы кредитного комитета.

Кредитный инспектор  делает отметку о принятом управляющим  или кредитным комитетом отделения  или территориального банка, решении  в журнале регистрации заявлений (с указанием даты и номера протокола) и сообщает об этом решении заемщику.[15,стр.41]

При принятии положительного решения кредитный инспектор  вносит соответствующую информацию в единую базу данных индивидуальных заемщиков и приступает к оформлению документов.

Одновременно с оформлением  кредитного договора, графика погашения  кредита и срочного обязательства кредитный инспектор оформляет также в зависимости от вида обеспечения:

  • договор (ы) поручительства;
  • договор (ы) залога;
  • другие документы. [5, стр.67]

Расчетные документы  должны соответствовать требованиям  установленных стандартов и содержать:

  • наименование документа;
  • номер расчетного документа, число, месяц год его выписки;
  • номер банка плательщика, его наименование или его фирменное обозначение;
  • наименование плательщика, номер его счета в банке;
  • наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование банка получателя (в чеке не указывается), номер банка получателя средств;
  • назначение платежа (в чеке не указывается). Наряду с текстовым наименованием допускается кодовое обозначение;
  • сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью.

Первый экземпляр документа  должен иметь подписи руководителей  предприятий, а первый экземпляр  платежного поручения еще и оттиск печати.

Все расчетные документы  должны приниматься к исполнению банком только при наличии подписей должностных лиц, имеющих право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам банка. Расчетные документы по операциям, которые осуществляют предприниматели без статуса юридического лица, принимаются банками к исполнению при наличии на них одной подписи, указанной в карточке, с образцом подписи, без оттиска печати.

Расчетные документы  принимаются к исполнению независимо от их сумм. Списание средств со счетов плательщиков производится только на основании первого экземпляра расчетного документа (документа, переданного по телефаксу). Платежные поручения, требования-поручения выписываются в количестве экземпляров, достаточных для банка и всех участвующих в расчетах сторон. Чеки разрешается выписывать от руки чернилами или шариковой ручкой, при этом помарки и подчистки в документах не допускаются.[18,стр.2]

При проверке расчетных  операций должны соблюдаться действующие  нормы и нормативы. Ответственность  аудитора за обнаружение и предание гласности мошенничества и других незаконных действий связана с нарушением этих нормативов.

В соответствии с этой нормой перед аудитором не ставится задача поиска умышленных искажений. Аудитор  должен выявить существенные отклонения от норм банковского учета и в  этой связи обнаружить нарушения, искажающие записи в лицевых счетах и в  балансовой отчетности.[19,стр.12]

Целью этой нормы является обеспечение контроля:

  • за выполнением аудитором обязанностей по выявлению незаконных действий и мошенничества в банках;
  • за факторами, влияющими на планирование и выполнение аудиторской проверки.

Таким образом, рассмотрев порядок оформления и предоставления банковских услуг населению выявили, что анализируемая норма предусматривает четкую классификацию возможных нарушений в бухгалтерском учете банков по следующим направлениям: ошибки, нарушение норм действующих инструктивных положений; мошенничество; некорректность……………………………………………..

 

2. Экономическая деятельность ОАО Сбербанка России в процессе предоставления банковских услуг населению

 

 

2.1. Экономическая  характеристика ОАО Сбербанка России

 

Цель: ознакомление  с деятельностью Сбербанка для изучения операций по предоставлению банковских услуг населению.

Информация о работе Теоретические аспекты формирования банковских услуг