Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 11:00, курсовая работа
Особенностью рынка труда является то, что рабочая сила здесь становится объектом купли-продажи.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Он является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду.
Введение……………………………………………………………………4
1.Теоретические основы анализа и прогнозирования рынка труда……6
1.1. Понятие, сущность, основные элементы, виды рынка труда…6
1.2. Прогнозирование рынка труда: понятие, направления,
методы, факторы, источники информации…………………….15
2.Анализ современного состояния и прогнозных тенденций рынка
труда Беларуси…………………………………………………………..25
2.1. Показатели состояния и развития рынка труда………………..25
2.2 Факторы, влияющие на развитие рынка труда в
перспективе. Прогнозные тенденции…………………………..33
3. Практическая реализация прогнозов рынка труда в форме
программ социальноэкономического развития (в том числе
и программы занятости) в -Республике Беларусь……………………….40
Заключение …………………………………………………………………51
Список использованных источников ……………………………………..53
Как показал анализ, одним из наиболее эффективных направлений политики является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы. Учитывая отечественный и мировой опыт, можно выделить увеличение масштабов профессиональной подготовки и переподготовки работников по конкретным заявкам нанимателей на основе договорных форм профессионального обучения кадров с гарантией последующего трудоустройства.
В 2013 году подготовлены и приняты 5 постановлений Совета Министров Республики Беларусь, 15 постановлений Министерства труда и социальной защиты и 2 совместных постановления Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения.
В рамках совершенствования законодательства о труде осуществлялась доработка проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее - Закон), которым вносятся изменения более чем в 180 статей Кодекса. Закон принят 8 января 2014 г.
В Законе нашел отражение целый ряд важных вопросов, направленных на правовое регулирование сферы профессионального спорта, улучшение эффективности производства, бизнеса, использования трудовых ресурсов.
С учетом возрастающей роли малого бизнеса в экономике, в целях реализации положений Директивы № 4 по развитию предпринимательства микроорганизациям, которых более 45 тыс., предоставляется возможность заключения с работниками по соглашению сторон срочного трудового договора без учета характера предстоящей работы. Стороны будут иметь право выбора вида трудового договора для оформления трудовых отношений.
Такое нововведение даст возможность субъектам малого бизнеса оперативно подстраиваться под изменения экономической ситуации на рынке труда, а также будет способствовать тому, чтобы индивидуальные предприниматели, микроорганизации оформляли отношения со своими работниками на законных основаниях, обеспечивая тем самым предоставление им социально-трудовых гарантий.
Больше предоставлено возможности и по использованию такой формы занятости как работа на дому. Предусматривается, что работник-надомник может работать не только на дому, но и в любом другом помещении по его выбору, в том числе в другой местности вне места расположения нанимателя.
При этом выполнение работы на дому будет осуществляться с соблюдением всех требований трудового законодательства - заключение письменного трудового договора, содержащего обязательные условия, в том числе условия оплаты труда, режим труда и отдыха, права и обязанности надомника и нанимателя, включая право на безопасные условия труда.
На законодательном уровне сформирован новый механизм урегулирования коллективных трудовых споров.
Расширена категория лиц, имеющих право на отпуск по уходу за ребенком.
В частности, наравне с работающими по трудовому договору, Законом предоставлено право на отпуск по уходу за ребенком работающему отцу или другому родственнику не только вместо матери, работающей по трудовому договору, но и в случае, если она является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, творческим работником, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.
Также уточняется вопрос о соотношении двух видов отпусков: по уходу за ребенком и по беременности и родам. В частности, в законопроекте закреплена сложившаяся практика, согласно которой отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет прерывается в случае предоставления матери ребенка отпуска по беременности и родам и продолжается по его окончании.
Министерством, комитетами по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома (далее - комитеты) в 2013 году осуществлялись меры по выполнению Государственной программы содействия и занятости населения Республики Беларусь на 2013 год (далее - Государственная программа), Постановление СМ №93 от 31.01.2014г. утверждена Государственная программа на 2014год.
Реализация мероприятий Государственной программы направлена на решение вопросов обеспечения занятости населения республики.
Ситуация на рынке труда находилась под постоянным контролем органов по труду, занятости и социальной защите.
Комитетами в 2013 году обеспечено выполнение мероприятий Государственной программы. В 2013 году оказано содействие:
в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 182,1 тыс. человек (106,8 процента к ожидаемому результату), из них 121 тыс. безработных (103,8 процента);
в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма с предоставлением финансовой поддержки в форме субсидий 2571 безработному (110,3 процента);
оказано содействие в трудоустройстве на временные рабочие места в рамках «Молодежная практика» 1035 безработным (105,6 процента) из числа выпускников учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также прошедших обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите с целью приобретения безработной молодежью профессиональных знаний, умений и навыков практической работы на производстве, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда.
При содействии органов по труду, занятости и социальной защите организовано обучение 10 тыс. граждан (108,9 процента).
В 2013 году большое внимание уделялось вопросам содействия занятости граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии:
на адаптацию к трудовой деятельности с компенсацией затрат нанимателю на оплату труда направлено 504 инвалида (110,8 процента).
профинансированы и компенсированы нанимателям затраты на создание и сохранение 143 рабочих мест для трудоустройства инвалидов (106,7 процента);
забронировано 21 264 рабочих места для их приема на работу;
из числа нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости на забронированные рабочие места по направлению органов по труду, занятости и социальной защите трудоустроено 8857 безработных.
В целях стимулирования трудовой мобильности граждан оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы 309 семьям безработных (116,6 процента).
В оплачиваемых общественных работах приняли участие
Обеспечена временная трудовая занятость 30 тыс. школьников, учащихся и студентов в свободное от учебы время (125,8 процента).
В 2013 году решениями облисполкомов выделены бюджетные ссуды 54 субъектам хозяйствования на сумму 34 230,6 млн. рублей для создания рабочих мест для трудоустройства 509 человек (113,9 процента), из них 33 субъектам хозяйствования в малых городах, 7 - в сельской местности. Каждое третье рабочее место предполагает трудоустройство граждан, имеющих дополнительные гарантии в области содействия занятости (180 человек).
Реализован комплекс мер по обеспечению занятости населения в 5 малых и средних городских поселениях и 18 районах с напряженной ситуацией на рынке труда, предусмотренных Государственной программой. Ситуация на рынке труда этих регионов находится в рамках прогнозных показателей.
Обеспечивалось содействие занятости сельского населения. В результате реализации мероприятий активной политики занятости численность безработных в сельской местности снизилась с 5,4 тыс. на начало 2013 года до
По итогам реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» органами по труду, занятости и социальной защите в . 2013 году обеспечено 100-процентное трудоустройство граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
В полном объеме обеспечена социальная поддержка безработных, предусмотренная законодательством.
В рамках реализации проекта международной технической помощи «Содействие социально-ответственному реструктурированию предприятий в Республике Беларусь» Министерством совместно с ПРООН разработаны методические рекомендации «Организация и проведение социально ответственного реструктурирования предприятия», определяющие пошаговые действия всех заинтересованных - нанимателей, профсоюзов, местных исполнительных и распорядительных органов - при реструктуризации производства и высвобождении работников.
Методические рекомендации одобрены на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам и доведены до сведения всех республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству, объединений нанимателей и профсоюзов.
В целях обеспечения условий и предпосылок для стабилизации воспроизводства населения и дальнейшего улучшения демографических процессов в Республике Беларусь реализуется Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы (далее - Национальная программа).
Реализация комплекса мер, направленных на усиление социальной поддержки семей, воспитывающих детей, проводилась в рамках выполнения мероприятий Национальной программы.
С целью оптимизации системы государственных пособий семьям, воспитывающим детей, с 1 января 2013 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».
В рамках приведения актов законодательства в соответствие с вышеназванным Законом разработан и принят ряд нормативных правовых актов, в том числе:
Указ Президента Республики Беларусь от 5 августа 2013 г. № 342 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200», которым изменен и дополнен перечень документов и (или) сведений, требуемых для назначения государственных пособий семьям, воспитывающим детей;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569, которым утверждены новые положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей; комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности.
С целью урегулирования вопроса назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет отдельным категориям лиц разработаны и приняты:
Указ Президента Республики Беларусь от 9 октября 2013 г. №462 «О некоторых вопросах назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей»;
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2013 г. №919 «Об утверждении Положения о порядке приостановления деятельности индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов, физических лиц, осуществляющих предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет».
В целях реализации норм Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании» совместно с министерствами образования, здравоохранения, внутренних дел разработаны и направлены для использования в работе облисполкомам, Минскому горисполкому Методические рекомендации по оказанию услуги социального патроната семьям, воспитывающим детей.
Проводимая семейная политика сопровождалась информационнопросветительской работой по повышению престижа семьи, укреплению семейных ценностей. В 2013 году Министерство приняло участие в организации и проведении Недели матери, благотворительной акции «Наши дети», республиканской акции «Дом без насилия», информационной кампании «16 активных дней против насилия».
Итак, рассмотрев данный главу, можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Теоретические основы анализа и прогнозирования рынка труда