Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:47, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью совершенствования системы социальной поддержки населения в современных условиях. Переломные моменты развития России служат мощным толчком для пересмотра традиционных и выработки новых направлений социально-экономического развития в целях трансформации общества в новое состояние. Преобразования переходного периода привели к трансформации социально-экономической. Парадокс ситуации состоял в том, что регионы не были подготовлены к подобной самостоятельности в силу их ориентации не на обеспечение самодостаточности на основе максимального использования собственных возможностей и ресурсов, а на поддержку из центра.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью совершенствования системы социальной поддержки населения в современных условиях. Переломные моменты развития России служат мощным толчком для пересмотра традиционных и выработки новых направлений социально-экономического развития в целях трансформации общества в новое состояние. Преобразования переходного периода привели к трансформации социально-экономической. Парадокс ситуации состоял в том, что регионы не были подготовлены к подобной самостоятельности в силу их ориентации не на обеспечение самодостаточности на основе максимального использования собственных возможностей и ресурсов, а на поддержку из центра.
Как известно, преобразования российского переходного периода шли по пути ломки социально-экономической системы, сформированной в советский период. Наряду с этим еще не была создана база для формирования новой системы: наслоение социальных проблем переходного периода на проблемы социального характера, существовавшие в дореформенный период, привело к нарастанию социальной незащищенности широких слоев населения регионов [37. 12]. В результате формирования региональных систем социальной защиты населения удалось добиться некоторой стабилизации в социальной сфере регионов. Однако значительное увеличение числа потенциальных претендентов на получение социальной помощи наряду со снижением доли бюджетных средств, направляемых на мероприятия по социальной поддержке населения, привели к тому, что в сложившихся социально-экономических условиях регионы зачастую не могут обеспечить необходимый для нормального существования уровень жизни граждан. Более того, существующая политика социальной поддержки населения, носящая преимущественно пассивный характер, не в состоянии обеспечить даже достойное существование социально уязвимых категорий граждан[18, с.21]. Решение социальных проблем отдельных групп населения на основе разработки комплексов специфических мероприятий оказывается малоэффективным на практике в силу недостаточного финансового обеспечения социальных программ. Выборочный подход к решению социальных проблем не позволяет создать эффективную системную защиту всего населения региона, усугубляя основные социальные проблемы [23,с.129].
Острота накопившихся на
сегодняшний день проблем социального
характера, обусловленных как экономическо
Таким образом, выбор темы и ее актуальность обусловлены современным состоянием социальной поддержки населения, объективно назревшей необходимостью ее системного совершенствования.
Целью настоящей дипломной
работы является обобщение достигнутых
теоретических и
Предмет исследования - процесс оптимизации и системного совершенствования управления социальной поддержки населения в Дзержинском районе г. Ярославля, выступающий в качестве основы снижения уровня социальных проблем региона.
Объектом исследования является районная система социальной поддержки населения.
Методологической основой исследования является системный подход к управлению социальной поддержкой населения. Для решения поставленных в работе задач применялись субъектно-объектный и инновационный методы, а также общенаучные методы исследования: экономический и сравнительный анализы, методы обработки социально-экономической информации. Использовались региональные законодательные и нормативные акты, регулирующие основные направления социальной поддержки населения; ряд региональных социальных программ; материалы федеральной и региональной статистики.
Основным результатом исследования является углубление теоретических и методологических основ управления социальной поддержкой населения с позиции системного подхода и разработка направлений социальной поддержки населения в Ярославской области.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых в области управления социальной поддержкой населения.
Социальная поддержка населения как одна из функций государства, с одной стороны, и одна из форм жизнеобеспечения граждан, с другой стороны, являясь достаточно сложным и объемным понятием, привлекает внимание отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономики (Белл Д., Дафт Р.Л., Александровой Е.Н., Адамчука В.В., Анимициной Е.Г., Барановой Л.Я., Белоусовой Е.В., Бобкова В., Масловского, Вагина В.В., Генкина Б.М., Глущенко П.П., Завельского М.Г. , Зотова В.Б., Каратаевой Е., Родиной Н., Кнорринг В.И., Абакумова Н. Н. и Подовалова Р. Я., Роик В. О., Лебедева Л. Ф., Нестеренко А., Мисихина С. и др.).
В связи с различиями в определении разными авторами сущности, цели, субъектов и объектов социальной защиты населения, ими вкладывается разный смысл в содержание анализируемого понятия. В результате в социально-экономической литературе данное понятие рассматривается в широком (Дафт Р.Л., Александровой Е.Н) и узком смысле слова (Бобкова В., Масловского Н.Н.).
Достаточно широко освещены в трудах ученых и специалистов в области социальной защиты населения круг ее направлений, принципы и механизмы. Рассматривая механизм действия социальной защиты с функциональной точки зрения, одна группа авторов сосредотачивает внимание на отдельных составляющих механизмах: социальном страховании, социальном обеспечении, социальной помощи и т.д. (Глущенко П.П., Завельского М.Г. , Зотова В.Б., Каратаевой Е., Родиной Н.). Другая группа авторов охватывает весь механизм действия в целом. Однако, характеризуют его ученые и специалисты с разных точек зрения: с организационной (Подовалова Р. Я.), с функциональной (Ромашов О. В.) и институциональной, с точки зрения системности (Морозова Е. А.).
Значительное место в трудах ученых и специалистов в области социальной поддержки населения отводится характеристике показателей оценки уровня социальной защищенности граждан. Такие показатели рассматриваются авторами с точки зрения основных направлений социальной поддержки (Каратаевой Е., Родиной Н), с позиции удовлетворения потребностей людей (Рофе А. И. и Жуков А. Л.), через показатели уровня жизни населения (Соловьев А. К.). Отмечая серьезные теоретические и методологические успехи экономической науки в области исследования сущности и содержания социальной поддержки населения, следует сказать о том, что до сих пор дискутируются вопросы целесообразности и широты направлений социальной поддержки населения, первоочередности предоставления социальной помощи различным категориям граждан.
В работах многих авторов
отмечается необходимость совершенствовани
При обосновании необходимости совершенствования социальной поддержки населения, обусловленной широким кругом и сложностью социальных проблем, отдельные авторы (Александровой Е.Н., Мисихина С.) делают ссылку на системный подход, однако сущность данного подхода не раскрывается, а предлагаемые мероприятия в рамках совершенствования социальной поддержки населения зачастую не имеют в своей основе системного характера. Отсюда вытекает цель исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней определяются достоинства и недостатки в формировании и функционировании системы социальной поддержки населения в муниципальном образовании, а также вносятся предложения по ее оптимизации.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в разработке социальных программ, а также в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов.
Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Одной из важнейших задач государственного управления является обеспечение и соблюдение основных социальных прав граждан. Искусство управления государством состоит в поддержании логического баланса между властью и обществом, в умении адекватно реагировать на потребности граждан и обеспечивать защиту их интересов [46. 17]. Деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти государства оценивается именно с этих позиций и не должна противостоять обществу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993г., Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, 4].
Социальная политика
– это сфера практического
осуществления важнейшей
Социальная поддержка населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан [55, 315].
Социальную поддержку следует рассматривать в двух аспектах: широком и узком. Социальная поддержка в широком смысле слова - это форма выражения социальной политики государства, направленная на оказание социальной помощи нуждающимся гражданам. Определение узкого смысла социальной поддержки граждан потребует дополнительного анализа не только юридического, но и филологического аспекта данного явления.
В соответствии с п. 4.9 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации закрепляется необходимость разработать и реализовать комплекс мер, направленных на социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязанностями[2]. Данный комплекс мер является одним из направлений социальной поддержки в указанном генеральном соглашении. Заметим, что соглашение не отражает, какие меры включает социальная поддержка. В силу этого можно высказать предположение о том, что социальная поддержка есть вид социальной защиты. Однако с целью более точного определения правовой природы социальной поддержки граждан необходимо ее подвергнуть более тщательному анализу. Реализация социальной поддержки граждан в полном объеме фактически началась с 1 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный Закон о замене льгот и компенсаций мерами социальной поддержки [3].
Термин «социальная поддержка» появился еще в начале 90-х годов прошлого века. Принятие указа Президента РФ от 26 декабря 1991 года № 328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году» [4] позволило образовать республиканский и территориальный Фонды социальной поддержки населения. При этом в состав Республиканского фонда социальной поддержки населения, создаваемого при Министерстве социальной защиты населения РСФСР, был включен также Республиканский фонд поддержки семьи. Республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения были образованы за счет средств от переоценки остатков продукции и товаров в связи с либерализацией цен, части доходов от приватизации государственного и муниципального имущества и акцизов, а также доходов от деятельности предприятий, фондов, организуемых ими денежно-вещевых лотерей, аукционов, добровольных взносов предприятий, учреждений и организаций, общественных организаций, граждан, иностранных юридических и физических лиц, гуманитарной помощи, других поступлений, не противоречащих действующему законодательству. Действовавшая в то время комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации определяла порядок адресного направления гуманитарной помощи для распределения ее службами срочной социальной помощи среди регионов и граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке [61, 48].