Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:47, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью совершенствования системы социальной поддержки населения в современных условиях. Переломные моменты развития России служат мощным толчком для пересмотра традиционных и выработки новых направлений социально-экономического развития в целях трансформации общества в новое состояние. Преобразования переходного периода привели к трансформации социально-экономической. Парадокс ситуации состоял в том, что регионы не были подготовлены к подобной самостоятельности в силу их ориентации не на обеспечение самодостаточности на основе максимального использования собственных возможностей и ресурсов, а на поддержку из центра.
Кодификационным также стал федеральный закон от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 24.07.2009). Данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Это пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшими на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет. В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, в части изменения размера выплат.
Другим кодификационным
Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с указанным выше Законом Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», а также законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 22.07.2010), Федеральным законом от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 22.08.2004), Федеральными законами от 17 сентября 1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (ред. от 24.07.2009) и от 12 января 1996г. «О погребении и похоронном деле» (ред. от 25.11.2009).
Социальная поддержка предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей. В Российской Федерации изданы и действуют соответствующие нормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той или иной категории нуждающихся.
Большое практическое значение в осуществлении социальной поддержки различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и, в конечном счете, целей программ [44, 25]. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:
Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента Российской Федерации, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты населения, его интересов не срабатывают. Поэтому дальнейшее развитие и совершенствование системы социальной поддержки требует более серьезного подхода к решению правовых вопросов.
В связи с появлением негосударственных учреждений социального обслуживания изменилось предложение, и у людей появилась реальная возможность выбора наиболее предпочтительных форм медицинского обслуживания и страхования. Благодаря стабильной экономической ситуации в регионе, финансирование здравоохранения, как из бюджета, так и из средств обязательного медицинского страхования в отчетном году значительно увеличилось. Планомерное и устойчивое финансирование учреждений здравоохранения позволило сократить дефицит Программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Внедрены новые технологии в медицинскую практику, стали применяться лекарственные препараты нового поколения, что сделало медицинские услуги более эффективными.
Произошли изменения в структуре обслуживания: резко возросла доля платных социальных услуг при одновременном снижении удельного веса бесплатного обслуживания, чему в значительной мере способствовала сложившаяся экономическая ситуация в России. Социальная поддержка оказалась во многом уравнительной, не адресной и потому недостаточной и неэффективной. Особенно заметно ухудшилось материальное положение пенсионеров, инвалидов и многодетных семей, т.е. наиболее - уязвимых, малообеспеченных социальных групп населения России[63].
Следует заметить, что в сложившихся экономических условиях были предприняты попытки смягчить отрицательные последствия резкого падения уровня жизни и частично скомпенсировать потери наиболее нуждающимся группам населения [66, 98]. Однако компенсационные меры по индексации заработной платы и других денежных доходов населения зачастую запаздывали и не в полной мере возмещали вызванный инфляцией ущерб от обесценения денег. В конечном счете, все это отрицательно сказалось на обеспечении бюджетной сферы социального обслуживания населения.
Сегодня финансирование социальной поддержки населения многоканально. Средства на его нужды поступают из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Сюда же направляются средства, принадлежащие организациям и учреждениям разных форм собственности, а также средства населения, спонсоров и специализированных доходов, в том числе и международных. Затраты консолидированного бюджета на социальные мероприятия вместе с расходами трех внебюджетных социальных фондов составляют примерно 18% ВВП [62, 25]. Расходы из всех источников финансирования социального обслуживания в настоящее время значительно выше. Данные цифры не учитывают ресурсы, направленные на социальное обслуживание населения, во-первых, социальные услуги, оплачиваемые предприятиями, организациями и учреждениями, во-вторых, выплаты пенсий из негосударственных пенсионных фондов, и, наконец, в-третьих, расходы населения на оплату социальных услуг, приобретаемых не только в открытой, контролируемой государством, но и в теневой экономике, масштабы которой составляют от 40 до 69% легального хозяйства [43, 22].
Самофинансирование социальной поддержки населения приобрело широкие масштабы и позволяет сделать вывод о том, что сейчас спрос на социальное обслуживание населения не удовлетворен. Возникновение неудовлетворительного спроса вызвано главным образом сокращением размеров бесплатного или льготного обслуживания населения предприятиями и учреждениями бюджетной сферы. При этом спрос на социальные услуги во многом спровоцирован снижением расходов государства на бюджетную сферу.
Россия на современном
этапе переживает переходный период,
затронувший все сферы
Государство играет важнейшую роль в организации социальной поддержки населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и т.д. Что касается субъектов Российской Федерации, то они должны обеспечивать и решать производственно-экономические задачи, развивать плановую и финансово-экономическую деятельность, создавать различные фонды социальной помощи, решать экономические проблемы и т.д. Велика в субъектах Российской Федерации роль органов социальной защиты, так как именно они призваны проводить политику государства, направленную на формирование устойчивых связей между различными уровнями организационной системы, которая устанавливает социальные отношения в обществе, обеспечивает людей потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивает экономическую самостоятельность в управлении.
На современном этапе в социальной поддержке населения Российской Федерации выделяется четыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах. Во-первых, это социальная поддержка детей, детства и отрочества, во-вторых, это социальная поддержка трудоспособного населения, в-третьих, это социальная поддержка нетрудоспособных граждан, в-четвертых, это социальная поддержка семьи [48, 124]. Однако каждый субъект Российской Федерации, основываясь не только на социально-экономической обстановке в стране, но и на собственных социально-экономических проблемах, строит свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и нормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального образования.
Таким образом, исходя из рассмотренного материала. можно сделать следующие выводы. Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной поддержке, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств - нормативно-правовых, социально-психологических, экономических и т.д. - обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.
Одним из элементов социальной поддержки населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.
Конституция как основной
закон государства и
Социальная поддержка населения, включающая в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Дзержинский район - один из шести районов города Ярославля, расположен в северной части города на правом берегу реки Волги, образован в 1979 году. Территория Дзержинского района 43 км²; население на 1 января 2013 года составило 169 440 чел. (27,9 % ярославцев), включает в себя Северный жилой район, называемый в народе Брагино, состоит из 15 микрорайонов, из которых некоторые продолжают застраиваться. Дзержинский район, самый молодой в Ярославле, многие годы был и остаётся основной строительной площадкой города. Дзержинский район граничит с Ленинским, Кировским и Заволжским районами Ярославля и с Ярославским сельским районом. За 2012 год родилось 1740 детей (931 девочка и 809 мальчиков), умерло 2425 человек.
Территориальный отдел
по социальной поддержке населения Дзержинско
1.Сектор по делам ветеранов и инвалидов.
2.Сектор помощи семьи.
3.Сектор по субсидиям.
4.Сектор социальной помощи.
Организационная структура Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Организационная структура Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района
Руководство работой Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района осуществляет начальник, который назначается и освобождается от занимаемой должности администрацией района и по согласованию с Управлением по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля. Начальник Территориального отдел по социальной поддержке населения Дзержинского района осуществляет руководство Отделом, подбор и обучение сотрудников, проводит прием граждан, контролирует работу сотрудников, отвечает за ведение документации, осуществляет связи с администрацией района, районными отделами образования, внутренних дел, по делам молодежи, службой занятости, учреждениями здравоохранения, фондами, обществами и т.д.; контролирует выполнение Указов Президента и постановлений Правительства, распоряжений областной, городской и районной администраций. [70]