Теоретические основы изучения социальной поддержки населения как объекта управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью совершенствования системы социальной поддержки населения в современных условиях. Переломные моменты развития России служат мощным толчком для пересмотра традиционных и выработки новых направлений социально-экономического развития в целях трансформации общества в новое состояние. Преобразования переходного периода привели к трансформации социально-экономической. Парадокс ситуации состоял в том, что регионы не были подготовлены к подобной самостоятельности в силу их ориентации не на обеспечение самодостаточности на основе максимального использования собственных возможностей и ресурсов, а на поддержку из центра.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Педагог-психолог оказывает  психологическую поддержку в  виде квалифицированного консультирования и терапии, устанавливает причины  трудностей и конфликтов и оказывает  содействие в их разрешении. Педагог-психолог должен иметь высшее образование, наличие сертификата педагога-психолога и должен знать основы педагогики и психологии личности, социальную педагогику, должен иметь навыки психолого-педагогического консультирования, коррекции и реабилитации, уметь определить характер требуемой помощи.

Врач-специалист, медицинские  сестры, врач-логопед имеют медицинское  образование и должны знать основы законодательства об охране здоровья населения, принципы оказания лекарственной и неотложной медицинской помощи населению, а также профессиональной деятельности врача общей практики, новые методы в лечении, диагностике, лекарственном обеспечении.

Территориальный отдел по социальной поддержке населения работает по текущему и перспективному плану. На еженедельных планерках заслушиваются отчеты по проделанной работе, намечают планы дальнейших действий.

2.2. Оценка основных направлений деятельности Территориального отдела социальной поддержки населения Дзержинского района г. Ярославля

 

Территориальный отдел  по социальной поддержке населения Дзержинского района является юридическим лицом, имеет свой банковский счет, штампы и печать с наименованием Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района. Работа Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района в 2012 году была направлена на создание условий для увеличения продолжительности жизни, повышения рождаемости, поддержки семьи и других аспектов демографического развития, а также на повышение качества жизни. В связи с этим Территориальным отделом по социальной поддержке населения Дзержинского района решались задачи, направленные на:

- увеличение реальных доходов пенсионеров;

- сокращение бедности;

- улучшение положения семей с детьми, создание благоприятных условий для развития и жизни детей из малообеспеченных семей.

- полное обеспечение потребностей  в социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов. 

Общий объем расходных обязательств в 2012 году составил 320233,7 тыс. руб., что на 24 % больше, чем в 2011 году. Меры социальной поддержки, социальные выплаты получили свыше 67 тысяч человек, что отражено в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Меры социальной поддержки  малообеспеченным гражданам Дзержинского района г. Ярославля

На рисунках 2 и 3 указано, что меры социальной поддержки семьям с детьми, предусмотренные Законом Ярославской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ, осуществляются адресно. Всего на выполнение публичных обязательств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям с детьми, в 2012 году было израсходовано 82 млн.руб., на 78 % больше, чем в 2011 году (46 млн.руб.).  Основной, самой востребованной формой социальной поддержки семей с детьми является выплата ежемесячного пособия на ребенка. Данной мерой охвачено 9320 детей. В структуре расходов на их долю в отчетном периоде приходится 41146,1 тыс. рублей.

 

 

Рис. 2 Диаграмма объема финансирования из федерального и областного бюджетов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (2012)

 

Ежегодно возрастают расходы областного бюджета на оказание помощи малоимущим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Это, как правило, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи. В 2012 году в соответствии с Указом Губернатора области от 02.19.2011 года № 16 555 жителям г. Ярославля, оказавшимся в трудной жизненной ситуации из средств областного бюджета оказана материальная помощь на общую 694,0 тыс.руб. (в 2011 году – 496 чел.), что отражается в рисунке 3.

Рис. 3. Денежные выплаты семьям с детьми в 2012 году по видам пособий (в тыс. руб)

 

 

В целях реализации постановления  Губернатора области от 10.04.2012 № 276 "О финансировании расходов на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в рамках социальной программы Ярославской области на 2012 год» за счет средств Пенсионного фонда РФ 29 гражданам выделена адресная социальная помощь на сумму 419,8 тыс.руб. в виде частичного возмещения фактически произведенных расходов, связанных с газификацией домовладений, что детально отображено на рисунке 4.

 

 

Рис. 4. Оказание материальной помощи из средств Пенсионного Фонда РФ

 

В 2012 году проведена работа по формированию списков участников и инвалидов Великой Отечественной войны, вдов погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не состоящих на учете, после обследования с выходом на место жительства. Из 2065 граждан данных категорий, в списки нуждающихся включены 79 граждан (округ – 69 чел., район – 10 чел.).

 

Рис. 5. Количество дополнительных социальных услуг, предоставляемых клиентам социального обслуживания на дому в 2012 году

 

Высокие результаты работы отдела свидетельствуют о достаточном уровне профессиональной подготовки сотрудников. В 2012 году из общего количества специалистов высшее профессиональное образование имеют 83% сотрудников, средне-специальное - 15% и лишь 2% - среднее, что представлено в рисунке 6. Продолжают свое обучение в высших учебных заведениях 4 работников отдела.

Рис. 6. Профессиональная подготовка сотрудников отдела

Рис. 7. Состав работников отдела (по возрасту)

 

Информация о мерах  социальной поддержки, установленных различным категориям граждан, а также о социальных услугах доводилась до населения:

- путем распространения,  вывешивания наглядной агитации (в отделе и учреждениях социальной  защиты населения оформлены и  регулярно обновляются информационные  стенды, изданы буклеты, памятки);

- путем размещения  информации в СМИ, как в муниципальных,  так и в газетах трудовых  коллективов крупных предприятий  округа – более 25 публикаций;

- на информационных  встречах с населением (47 встреч);

- через теле-радиовещание (состоялось порядка 10 выступлений начальника отдела и руководителей структурных подразделений).

Для информирования заявителей в январе 2012 года в холле здания Отдела установлен информационный терминал, позволяющий получить любую информацию по выплатам и компенсациям, предназначенных гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, малообеспеченным гражданам, узнать сведения, контактные телефоны органов и учреждений социальной защиты не только города и района, но и всей области.

В 2012 году проведено 10 совещаний с жилищно-коммунальными предприятиями округа, ЖСК, ТСЖ с целью разъяснения порядка предоставления мер социальной поддержки граждан.

 За 2012 год в отдел поступило 53 обращения граждан. На все поступившие обращения были даны исчерпывающие, подробные ответы в установленные законом сроки.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Информационно-разъяснительная работа отдела (в цифрах)

 

Главная задача в 2013 году - исполнение законодательных актов по реализации мер социальной поддержки и обеспечению социального обслуживания отдельных категорий граждан на территории Дзержинского района г. Ярославля. Решение этой задачи возможно при выполнении мероприятий:

1. На основе программно-целевого  бюджетирования обеспечить в  полном объеме выполнение публичных  расходных обязательств, закрепленных федеральными и областными законами.

2. Завершить работу по переводу  льгот по оплате жилищно-коммунальных  услуг в денежную форму. Реформа  коснется более 38 тысяч жителей  г. Ярославля.

3. Осуществлять работу по своевременному  назначению и осуществлению денежных выплат населению в соответствии с действующим законодательством.

4. Обеспечить качество  предоставляемых услуг жителям г. Ярославля в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания населения в Ярославской области, утвержденными постановлением Губернатора области от 18.02.2007 №117.

5. Расширить спектр  оказываемых учреждениями социальных  услуг за счет внедрения перспективных  направлений работы (развитие семейных  форм жизнеустройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; малозатратных форм оздоровления детей из числа незащищенных категорий; различных моделей мобильной социальной помощи, волонтерского движения, внедрение инновационных массажных методик и методик лечебной физкультуры, переход в автономное учреждение).

6. Взять на особый  постоянный контроль решение  вопросов по обеспечению безопасных  условий проживания клиентов  в учреждениях социального обслуживания.

7. В целях более  четкой и эффективной организации  рабочего процесса, а также для удобства посетителей продолжить работу по созданию клиентской службы в отделе.

8. Осуществлять мероприятия  по реализации ведомственных  целевых программ.

9. С целью смягчения  негативных последствий бедности, максимально эффективной защиты  социально уязвимых граждан продолжить работу по предоставлению денежной выплаты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проживающим и временно оказавшимся на территории г. Ярославля с формированием электронной базы получателей данной выплаты.

10. Остается приоритетной  организация разъяснительной работы  с гражданами по реализации  федеральных и областных законов  через средства массовой информации, путем встреч в общественных  организациях, на предприятиях, сельских округах с целью разъяснения порядка предоставления мер социальной поддержки и обеспечению социального обслуживания населения.

Совокупность и эффективность  всех вышеперечисленных мероприятий  должны обеспечить выполнение поставленных перед отделом задач. В связи с этим, следует отметить, что основными недостатками в деятельности Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района можно считать недостаточную материально-техническую базу, недостаток помещений, ограниченное количество работающего персонала, слабость рекламно-просветительских работ и информирования населения, недостаток времени и возможностей в предоставлении услуг и помощи.

Несомненными достоинствами  деятельности Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района можно считать широкий спектр услуг, предоставляемых населению; охват значительного объема населения района и разнообразие категорий граждан, имеющих возможность получать помощь и поддержку в Территориальном отделе по социальной поддержке населения Дзержинского района; доступность предоставляемых услуг; разветвленность филиалов по району; использование новейших технологий и методов работы с населением и т.д.

Таким образом, проанализировав деятельность Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района можно отметить следующие проблемы:

  • нехватка денежных средств и неэффективное распределение полученных финансовых средств;
  • недостаток квалифицированных специалистов в этой области;
  • ограниченный набор предоставляемых услуг.

Соответственно можно  рекомендовать возможные варианты их решения:

  • привлечение предприятий всех форм собственности к финансированию деятельности Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района путем предоставления льгот в налогообложении;
  • подготовка специалистов по социальной работе в вузах г. Ярославля, открытие курсов переквалификации;
  • разрешение деятельности Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района путем введения новых услуг, в которых нуждаются малоимущие
  • привлечение к сотрудничеству волонтёров НКО социальной направленности для оказания некоторых видов поддержки нуждающимся гражданам.

Однако такое «точечное» исправление ошибок не может и  не приведет к позитивным изменениям в оказании социальной поддержки населению, для этого необходимо создание комплексной программы по совершенствованию социальной поддержки населения на территории муниципального района.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию управления социальной поддержкой малообеспеченных слоев населения Дзержинского района г. Ярославля

3.1. Обоснование основных принципов модернизации системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения

 

За последние  годы ситуация в сфере социальной поддержки населения претерпела значительные изменения. Взамен действовавшей ранее системы социальной защиты создана принципиально новая система социальной поддержки населения, включающая в себя учреждения социальной помощи семьи и детей, территориальные отделы социальной поддержки населения, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи. Вводятся в действие новые стационарные учреждения для престарелых и инвалидов. Учреждения социальной поддержки оказывают помощь не только пожилым людям, инвалидам, семье и детям, но и активно работают над решением проблем детской безнадзорности, социальной помощи лицам без определенного места жительства. Вместе с тем остаются недостаточными материально-техническая база и финансирование отрасли, имеющиеся возможности не обеспечивают потребности населения, нуждающегося в социальном обслуживании

Информация о работе Теоретические основы изучения социальной поддержки населения как объекта управления