Теоретические основы изучения социальной поддержки населения как объекта управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью совершенствования системы социальной поддержки населения в современных условиях. Переломные моменты развития России служат мощным толчком для пересмотра традиционных и выработки новых направлений социально-экономического развития в целях трансформации общества в новое состояние. Преобразования переходного периода привели к трансформации социально-экономической. Парадокс ситуации состоял в том, что регионы не были подготовлены к подобной самостоятельности в силу их ориентации не на обеспечение самодостаточности на основе максимального использования собственных возможностей и ресурсов, а на поддержку из центра.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

В основу модернизации системы социальной поддержки граждан должны быть положены следующие принципы.

1. Принцип государственной ответственности - постоянная деятельность по созданию условий для надежной социальной поддержки населения соответственно происходящим в обществе изменениям; по улучшению их социального положения путем достаточного материально-технического, кадрового и организационного обеспечения соответствующих институциональных структур; выполнение обязательств по предупреждению бедности и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

2. Принцип равенства всех граждан - равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений экономического вклада, на принятие решений относительно своей жизнедеятельности, предоставление равных возможностей самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности.

3. Принцип соединения правового и этического регулирования - соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений в отношении всех граждан в сочетании с обеспечением условий для справедливого обращения с нуждающимся.

4. Принцип социального участия - стимулирование деятельности нуждающихся категорий граждан по самообеспечению, получению дополнительных благ за счет затрат собственных усилий, а также содействие им в повышении собственными силами качества жизни, достижении экономической независимости, добровольном проявлении инициативы и активности, интеллектуальном развитии и творчестве в течение всей жизни.

5. Принцип социального партнерства - взаимодействие государства и граждан в осуществлении мероприятий, имеющих целью достижение благосостояние и социального благополучия нуждающихся категорий людей, постоянное сотрудничество с общественными объединениями, религиозными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами, занятыми предоставлением помощи и услуг.

6. Принцип преемственности мер государственной социальной политики в отношении нуждающихся категорий граждан - сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки населения и поступательное развитие деятельности в их интересах.

7. Принцип социальной эффективности - позитивные результаты мер, направленных на повышение благосостояния и социального благополучия населения, на поддержание их высокого социального статуса, укрепление социальных связей и удовлетворение культурных запросов.

8. Принцип единства политики в отношении граждан, нуждающихся в государственной поддержке на федеральном, региональном и местном уровне - обеспечение предоставления пожилым людям установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот, дополняемых и развиваемых на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной поддержки населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни – начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

Обобщая выше изложенный материал, можно выделить следующие  основные направления социальной поддержки и подходы к их реформированию:

I. Социальная поддержка детей, детства и отрочества должна быть ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

Особое внимание необходимо уделять сиротам, а также детям  из неблагополучных семей. Надо научиться заботиться об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то бесполезным, а то и враждебным. Необходимо искоренить бродяжничество и безнадзорность детей, занятие попрошайничеством вместе с взрослыми или под их давлением. У каждого ребенка должен быть дом, как бы он официально не назывался: родительский, социальный или по-иному. Следует разработать программу чрезвычайных мер по предупреждению и пресечению бродяжничества, безнадзорности детей, а также эксплуатации детского труда, вплоть до создания специального межведомственного координационного органа, обладающего всеми необходимыми для организации этого дела полномочиями. Надо создать Федеральный Попечительский Совет детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающих заболеваниями, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.

Однако проблемы детей, находящихся в особо сложных  условиях, не исчерпывают многочисленных забот государства обо всех российских детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, разрушение семейных связей поколений привели к практически бесконтрольному и никем не направляемому развитию детей, в том числе со стороны родителей, бабушек, дедушек, других старших членов семьи. Практически прекратила играть сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует провести экспертизу существующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, касающихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимости корректировки этих документов.

Необходимо упорядочить  процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и определить учреждения, где это уместно.

В отстаивании прав ребенка  на охрану здоровья, образования, имущественные  интересы крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохранительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Министерству образования и науки РФ, иным федеральным и региональным органам власти. Следует устранить правовые и организационные проблемы в решении проблем детей. Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества. Детоцентризм должен стать одним из основных принципов социальной защиты и социальной политики в целом.

Социальная поддержка детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития, от социальных рисков:

  1. обуславливающих:
    • мертворождение и патологические роды;
    • врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания;
    • голодание и нерациональное для детей питание;
    • безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную эксплуатацию;
    • пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркотикам и др.);
    • негативное психологическое воздействие, дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям;
    • вовлечение в политическую активность и военные действия;
    • проживание в экологически неблагополучной среде, вовлечение в антигуманитарные религиозно-культовые организации и движения.
  2. препятствующие:
  • охране здоровья;
  • пребыванию ребенка в семье;
  • получению образования и духовно-нравственного воспитания;
  • формированию комфортного психологического климата для каждого ребёнка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране;
  • развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей;
  • приобщению к культурным ценностям;
  • занятиям физической культурой и спортом;
  • созданию условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха;
  • выбору вероисповедания;
  • целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей.

На государственном  уровне следует однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий: либо недвусмысленно дать статус этим пособиям как пособиям по бедности, и тогда критерием их выплаты станет доход семьи, либо следует рассматривать такие пособия как проявление государственной политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и поэтому выплата пособий не должна зависеть от того какой по достатку семье принадлежит ребёнок.

II. Социальная поддержка трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретённые ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них. Человек труда должен быть уверен, что самые сложные жизненные ситуации, будь то болезнь, временный период безработицы, либо другие проблемы, ущемляющие его экономическую самостоятельность и социальное благополучия, будут преодолены, если он приложит собственные усилия, поскольку для этого в стране и в конкретных регионах есть все условия.

Социальная поддержка трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие граждан Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих:

  1. эффективной занятости человека;
  2. выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательством;
  3. охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;
  4. оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;
  5. равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни. В первую очередь речь, идёт о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижению по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту. Должны быть разработаны специальные меры в целях повышения участия женщин в органах государственной власти всех ветвей и уровней, в работе муниципальных структур, деятельности общественных организаций, средств информации, содействия усилению их вовлечению в деловую активность. Особое внимание необходимо уделять женщинам-матерям и готовящимся ими стать. У этих женщин многократно возрастают многообразные социальные риски, и это следует предусмотреть в их социальной защите;
  6. реализации молодёжью своего потенциала в образовательном, научном, культурном и спортивном плане;
  7. предоставлению регламентированных дополнительных гарантий занятости отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой социальной поддержке и испытывают трудности в поиске работы, в том числе:
  • молодёжи;
  • одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • лицам предпенсионного возраста;
  • военнослужащим, уволенным в запас;
  • бывшим воинам-участникам военных конфликтов;
  • инвалидам; лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах;
  • лицам, продолжительное время не имеющим работы;
  • лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда.

III. Социальная поддержка нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию, пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования. Социальное обслуживание нуждается как в развитии патернализма государства, так и общества в целом, включая благотворительность, попечительство, акты гражданского милосердия со стороны отдельных граждан. Всё это требует соответствующей правовой основы, как на федеральном уровне, так и на региональном. Реформирование пенсионного обеспечения должно быть направленно на преодоление деформации основного его принципа – связи с трудовым вкладом, и ориентировано на эволюционный переход от принципов безальтернативного социального вспомоществование и «котлового распределения» на принципы социального страхования и адаптации к современным экономическим условиям.

Социальная поддержка нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:

  1. всем лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;
  2. полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспеч<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_

Информация о работе Теоретические основы изучения социальной поддержки населения как объекта управления