Теория предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является проанализировать и определить основные подходы к определению теория предельной полезности.
Чтобы достигнуть этой цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть факторы, влияющие на потребительский выбор: потребность, цена, доход.
- дать понятие потребность и потребление, полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности.
- проанализировать особенности потребительского поведения в российской экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Факторы, влияющие на потребительский выбор: потребность, цена, доход……………………………………………………………………………….4
2. Потребность и потребление, полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности………………………………………….….9
3. Особенности потребительского поведения в российской экономике...14 Заключение………………………………………………………………….........17
Список литературы………………………………………………………………19
Контрольные тестовые задания…….…………………………………………..20
Задача….………………………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ теория предельной полезности.docx

— 98.10 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

ФИЛИАЛ В Г. ЧЕЛЯБИНСКЕ

 

 

Кафедра    Теории и истории экономики

Факультет   Финансово – кредитный

Направление   Бакалавр экономики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине   микроэкономика

Тема  Теория предельной полезности

 

                                                   

 

 

Студент: Шефнер О.В.

Курс    1    № группы 102

Личное дело №  100.30/120138

Преподаватель: Дубынина А.В.

 

 

 

Челябинск - 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Факторы, влияющие на потребительский выбор: потребность, цена, доход……………………………………………………………………………….4

2. Потребность и потребление, полезность: общая и предельная. Закон убывающей предельной полезности………………………………………….….9

3. Особенности потребительского поведения в российской экономике...14 Заключение………………………………………………………………….........17

Список литературы………………………………………………………………19

Контрольные тестовые задания…….…………………………………………..20

Задача….………………………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Теория предельной полезности или предельных издержек — концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века, является противовесом теории трудовой стоимости К. Маркса.

Объектом «поведения потребителей»  в индивидуалистической традиции является человек. В социологической –  одна из сфер общественной жизни –  процесс потребления, существующий наряду с производством, распределением. Но предметом выступает не весь человек, а только его поведение, и не во всех его проявлениях, а только на рынке и только в качестве потребителя. Поведение потребителей изучает  покупателей и процессы обмена, вовлеченные  в приобретение, потребление и  избавление от товаров. Полезность, цена, доход — составляют содержание теории потребления. Все они взаимосвязаны, и нам предстоит определить эту  взаимосвязь. Очевидно, что существует некоторая связь между спросом, полезностью товара и его ценой.

Актуальность заключается в  том, что эта проблема представляет не только теоретический, но и практический интерес.

Целью работы является проанализировать и определить основные подходы к  определению теория предельной полезности.

Чтобы достигнуть этой цели, в работе необходимо решить следующие  задачи:

- рассмотреть факторы, влияющие на потребительский выбор: потребность, цена, доход.

- дать понятие потребность и потребление, полезность: общая и предельная.          Закон убывающей предельной полезности.

- проанализировать особенности потребительского поведения в российской экономике.

Предметом исследования является –  сущность поведения потребителей на рынке. В процессе работы была использована специальная экономическая, и психологическая  литература.

  1. Факторы, влияющие на потребительский выбор: потребность, цена и доход.

Для того чтобы субъект экономических  отношений мог осуществить потребительский  выбор, он должен получить ответы на следующие  вопросы:

*Что купить?* Сколько это  стоит?* Хватит ли денег на эту  покупку?

Следовательно, на поведение  потребителя влияют три основных фактора: потребность, цена и доход. Под потребностью следует понимать желание человека потреблять различные  блага. Но поскольку количество благ, которое он желает потребить, в принципе, не ограничено, то ему приходится ранжировать  их по степени необходимости. Так, насущные нужды человека, такие, как еда, одежда, относят к потребностям первого  порядка, организацию досуга - к потребностям второго порядка и т.д. Иначе  говоря, человеку свойственно расставлять  свои потребности в определенном порядке. Например, вода будет стоять на первом месте, так как без нее  просто не прожить. На втором месте - еда, причем в первую очередь необходимая (хлеб, картофель, яйца, мясо и т.п.), а  уж потом лакомство, без которого можно прожить. На третьем - одежда, причем также с соблюдением принципа первой необходимости, на четвертом - досуг, на пятом - предметы роскоши и т.д. Такая расстановка потребностей объясняется тем, что любое благо  имеет свою цену. Поэтому потребитель  сравнивает цены на взаимозаменяемые товары и формирует свой потребительский  выбор. При этом немаловажным критерием  оценки блага является его качество. К сожалению, доход человека ограничен, поэтому потребитель вынужден совершать  покупки в соответствии со своим  бюджетным ограничением. То есть, если его доход не позволяет приобрести новый автомобиль, то придется довольствоваться подержанным. Конечно, потребитель  может взять ссуду в банке  на недостающую сумму, но тогда ему  придется ограничить свои будущие расходы, сократив тем самым удовлетворение насущных потребностей. Следовательно, рациональный потребитель должен так  распределить свои расходы, чтобы максимально  удовлетворить потребности при  условии ограниченного дохода. Иначе  говоря, потребительское поведение - это процесс формирования спроса на товары и услуги, исходя из конкретного  дохода потребителя и учитывая его  субъективные предпочтения. Мы говорим: «рациональный потребитель», потому что для упрощения анализа  потребительского поведения делается предположение, что потребитель  рационален в своем выборе и стремится  наилучшим образом распорядиться  своим доходом. Хотя в жизни, конечно, каждый потребитель имеет свои предпочтения, и его поведение может быть отнюдь не рационально.

Потребители принимают свои решения  не в вакууме. На совершаемые ими  покупки большое влияние оказывают  факторы культурного, социального, личного и психологического порядка. В большинстве своем это факторы, не поддающиеся контролю со стороны  деятелей рынка.

Самое большое и глубокое влияние  на поведение потребителя оказывают  факторы культурного уровня. Культура - основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Ребенок усваивает базовый набор  ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерных  для его семьи и основных институтов общества. Так, ребенок, растущий в Америке, знакомится или сталкивается со следующими ценностными представлениями: свершение  и успех, активность, работоспособность  и практичность, движение вперед, материальный комфорт, индивидуализм, свобода, внешний  комфорт.

Любая культура включает в себя более  мелкие составляющие, или субкультуры, которые представляют своим членам возможность более конкретного  отождествления и общения с себе подобными. В крупных сообществах  встречаются группы лиц одной  национальности, скажем ирландцев, поляков, итальянцев или пуэрториканцев, проявляющих  четкие этнические вкусовые пристрастия  и интересы. Отдельные субкультуры  со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой  религиозные группы, такие, как группы католиков, мусульман, иудеев. Четко  выделяющимися культурными склонностями и отношениями характеризуются  расовые группы, скажем негров и  уроженцев Востока. Свои отличные от прочих субкультуры со своим специфическим  образом жизни в каждом отдельном  случае имеют и географические районы, такие как западная и восточная  Украина.

Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые  определяются следующим образом: общественные классы - сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся  в иерархическом порядке и  характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения. Общественным классам присуще несколько характеристик: 1) лица, принадлежащие к одному и  тому же классу, склонны вести себя почти одинаково; 2) в зависимости  от принадлежности к тому или иному  классу люди занимают более высокое  или более низкое положение в  обществе; 3) общественный класс определяется не на основе какой-то одной переменной, а на основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной ориентации и  тому подобных характеристик принадлежащих  к нему лиц; 4) индивиды могут переходить в более высокий класс или  опускаться в один из нижних классов. Для общественных классов характерны явные предпочтения товаров и  марок в одежде, хозяйственных  принадлежностях, проведении досуга, автомобилях.[1;с.58]

Так же на выбор покупателя оказывает  влияние его ближайшее окружение: друзья, коллеги по работе, члены  семьи. При покупки какого-то продукта, особенно если эта покупка совершается  редко либо первый раз, человек попытается узнать о цене, качестве товара, месте  его продажи и наиболее просто это сделать - спросить у окружающих его людей, большее влияние оказывают  естественно те, которые пользуются уважением в конкретной группе людей. Кроме того, у человека складывается определенное положительное или  отрицательное мнение о том или  ином товаре или фирме по услышанному  от других, которое в будущем, возможно, повлияет на его выбор. Особое влияние, на мой взгляд, оказывают родители даже если покупатель не живет с  ними. Пример: из личного опыта известно, что при покупке растительного  масла из множества сортов выбирается “Олейна” только потому, что им долгое время пользуются мамы.

На покупателя так же влияют личностные факторы: род занятий, экономическое  положение, образ жизни и т.д. При  определенном роде занятий у человека может возникнуть желание заниматься каким-то еще делом, совершенно не связанным  с его повседневными делами или  наоборот, дополняющим его занятия. Пример: увлечение каким-либо хобби (рыбная ловля, чтение детективов) помогает человеку расслабиться, но это приводит к покупке необходимых ему  при этом товаров (удочка, книги).

Но основной причиной выбора товара и услуг является экономическое  положение покупателя. Возьмем на рассмотрение нашу страну. Покупки  продуктов и одежды основной массой населения осуществляется на рынках. Это связано в первую очередь  ценой: в магазинах она дороже. Однако, покупка бытовой техники  производится в магазинах, так как  на рынке больше шансов купить не качественную технику.[2;с.187] Психологические факторы лучше рассмотреть при том, как покупатели подходят к приобретению товаров-новинок. Под новинкой имеется в виду товар, услуга или идея, которые часть потенциальных клиентов воспринимают как нечто новое. Люди заметно отличаются друг от друга своей готовностью к опробованию новых товаров. Восприимчивость к новому - это “степень сравнительного опережения индивидом остальных членов своей общественной системы в восприятии новых идей”. В каждой товарной сфере будут и свои первопроходцы, и их ранние последователи. Некоторые женщины первыми приемлют новую моду в одежде. Некоторые врачи первыми начинают прописывать новые лекарства. Другие люди воспринимают новинки гораздо позже. Все это позволило квалифицировать людей по степени их восприимчивости . После замедленного начала новинку начинает воспринимать все больше людей. Со временем их число достигает пикового значения, а затем процент начинает уменьшаться по мере уменьшения числа еще не воспринявших товар. Новаторами считаются первые 2,5 % покупателей, к ранним последователям относят следующие 13,5% и т.д. [3;с.447]

Новаторы склонны к риску. Они  опробуют новинки, немного рискуя. Ранние последователи - лидеры мнений в своей  среде и воспринимают новые идеи довольно рано, хотя и с осторожностью. Раннее большинство- люди осмотрительные. Они воспринимают новшества раньше среднего жителя, но лидерами бывают редко. Запоздалое большинство настроено  скептически. Эти люди воспринимают новинку только после того, как  ее уже опробовало большинство. И  наконец, отстающие - это люди, связанные  традициями. Они с подозрением  относятся к переменам, общаются с другими приверженцами традиций и воспринимают новинку только потому, что она уже успела в какой-то мере стать традицией.

Большую роль в процессе восприятия новинок играет личное влияние. Под  личным влиянием имеют в виду эффект, который производят заявления о  товаре, сделанные одним человеком, на отношения другого человека или  на вероятность совершения им покупки. Хотя личное влияние - фактор важный вообще, оно приобретает особую значимость в некоторых ситуациях и для  некоторых людей. В отношении  новинки личное влияние оказывается  наиболее значимым на этапе оценки. На поздних последователей оно производит большее впечатление, чем на ранних. В ситуациях, связанных с риском, оно оказывается более действенным, чем в ситуациях безопасных.[12;с.172]

2. Потребность  и потребление, полезность: общая  и предельная. Закон убывающей  предельной полезности.

Потребление - форма экономических отношений, определяющих уничтожение произведенного продукта (конечное потребление: прием пищи и т.д.) или создание нового в процессе производственной обработки. Например, работа станка - это процесс производства. Его энергия, рабочая сила потребляются для создания новой продукции. Это классический пример производственного потребления. В целом потребление называют отрицательным производством, поскольку в процессе потребления происходит разрушение, уменьшение полезности.

Потребность - это осознанный интерес, нужда, необходимость в чем-либо, требующие постоянного удовлетворения. Потребность выражается в материальных благах, которые создает общество, т.е. в процессе общественного производства.

Основная классификация  потребностей разделяет их по роли в общественном производстве: первичные  потребности - это нужда в продуктах  питания, элементах одежды, т.е. товарах  первой необходимости, обеспечивающих существование человека; вторичные  потребности представляют собой  необходимость в товарах длительного  пользования, без которых человек  вполне может прожить, но предпочитает иметь (бытовые приборы, телевизор  и т.д.); третичные потребности, включающие предметы роскоши (несколько автомобилей, коттеджей и т.д.), как правило, характерны для материально обеспеченных людей. Они получают скорее душевное удовлетворение от такого потребления.

Информация о работе Теория предельной полезности