Торговля и коммерция как элементы рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 16:38, реферат

Краткое описание

Особенностями коммерческого расчета как метода ведения хозяйства на предприятии является стремление обеспечить торговую выручку от продажи произведенных товаров и услуг, достаточную для покрытия всех затрат ресурсов и получения прибыли. Основными принципами коммерческого расчета являются предпринимательская самостоятельность, самоокупаемость и прибыльность, самофинансирование, материальная заинтересованность, экономическая ответственность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Сущность и содержание коммерции…………………………………….. 5
2. История развития коммерции и предпринимательства в России……….. 7
3. Формулировка современной концепции коммерции……………………. 12
4. Понятие электронной коммерции………………………………………… 16
5. Преимущества ведения бизнеса в сети Internet…………………………. 19
Заключение……………………………………………………………………. 23
Список литературы…………………………………………………………… 24

Вложенные файлы: 1 файл

эконом. печать..doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Реферат по экономике

«Торговля и коммерция  как элементы рынка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….

  3

  1. Сущность и содержание коммерции……………………………………..

  5

2. История развития  коммерции и предпринимательства в России………..

  7

3. Формулировка современной концепции коммерции…………………….

12

4. Понятие электронной коммерции…………………………………………

16

5. Преимущества ведения бизнеса в сети  Internet………………………….

19

Заключение…………………………………………………………………….

23

Список литературы……………………………………………………………

24

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Реализация товаров  в рыночной экономике производится в сфере торговли (лат. commercium). Рыночные связи различаются по способам взаимодействия продавцов и покупателей в  торговых сделках. Существующие формы торговли можно классифицировать следующим образом.

1. По способам связи  между агентами рынка. Производитель  или владелец товара непосредственно  продает его потребителю. Производитель  реализует полезную вещь сначала  торговому посреднику, а тот перепродает ее потребителю. Зачастую посредничество бывает многозвенным, когда в нем последовательно участвует несколько перекупщиков товара.

2. В зависимости от  видов оплаты товаров выделяются  следующие формы торговли:

• бартерная торговля: безденежный обмен одного вида товара на другие;

• продажа благ за наличные деньги (или с оплатой по чеку). Так население приобретает нужные вещи на потребительском рынке;

• реализация продукции  по безналичному расчету (оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца). Данным способом чаще всего приобретаются средства производства;

• продажа товара наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу);

• реализация товаров  в кредит (покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую плату  и в обмен на обязательство  выплатить остальные деньги в  оговоренные сроки). Такая форма  торговли предполагает обилие товаров, и она развивается к выгоде потребителей и продавцов;

• предоставление вещей  в прокат за определенную плату (в  этом случае оплачивается время пользования  благом).

3. С учетом объема  продаж различают такие формы  торговли:

• оптовая торговля (купля-продажа продукции в больших количествах). Обычно товары закупаются оптом, крупными партиями торговыми посредниками у производителей на торговых ярмарках и через товарные биржи;

• розничная торговля означает реализацию преимущественно  потребительских благ в небольших количествах. Таким образом, отдельные лица покупают нужные им продукты в магазинах, тор говых палатках на продовольственных и вещевых рынках.

Рыночные отношения  различаются не только по рассмотренным  здесь формам связи между производителями (продавцами) и покупателями (потребителями). В экономике зарубежных стран выделяют аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.

Тендеры (торги) – это  распространенная форма торговли, когда  покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками с помощью тендерных комитетов, в которые входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации, покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, и другие участники.

Коммерческая деятельность, кроме торговли, включает в себя также другие виды деятельности, приносящие доход: производственный бизнес (в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве  и др.), непроизводственный бизнес (профессиональный спорт, концертная деятельность), бизнес в сфере услуг.

Особенностями коммерческого  расчета как метода ведения хозяйства  на предприятии является стремление обеспечить торговую выручку от продажи  произведенных товаров и услуг, достаточную для покрытия всех затрат ресурсов и получения прибыли. Основными принципами коммерческого расчета являются предпринимательская самостоятельность, самоокупаемость и прибыльность, самофинансирование, материальная заинтересованность, экономическая ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЦИИ

 

   Коммерция как  научная дисциплина имеет свою  систему основных понятий, с  помощью которых наиболее адекватно  и полно отражаются изучаемые  коммерческие процессы.

Исходным понятием дисциплины «коммерческая деятельность» является коммерция. «Коммерция (коммерциум)» – слово латинского происхождения, в переводе – «торговля».

   Торговля – это отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия которых является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже. В узком смысле слова торговля включает ряд покупок и продаж.

     Основная  цель коммерции – извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в коммерческой деятельности, может использоваться на развитие и расширение предпринимательства для более полного удовлетворения потребностей общества.

    Таким образом, коммерция– это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров и услуг с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

В коммерции используются такие экономические категории, как собственность, рынок, потребность, ресурсы и др. Для обобщения основных свойств коммерческих процессов и коммерческой деятельности в целом применяются понятия: система, организация, структура организации, миссия, цель, субъекты и объекты и др. Технологию и процессы организации управления куплей-продажей и продвижением товаров раскрывают такие определения, как закупка, продажа, перепродажа, товароснабжение, обслуживание и др. При исследовании проблем коммерции и решении коммерческих задач указанные понятия применяются комплексно, во взаимодействии друг с другом.

    В коммерческой  деятельности важную роль играет  ее организация. Под организацией  понимается прежде всего внутренняя  упорядоченность, согласованность,  взаимодействие более или менее  дифференцированных и автономных  частей целого, обусловленные его  строением. По другому определению организация – это совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Исходя из приведенных определений можно заключить, что организации коммерческой деятельности торгового предприятия свойственны определенные закономерности функционирования и взаимодействия ее элементов (частей). Основные организационные законы являются предметом науки теории организации. Наиболее значимые из них применяются и в коммерческой деятельности – это законы организации: пропорциональности и композиции, информированности и упорядоченности, дифференциации и универсализации функции и др.

     Для исследования  коммерческой деятельности предприятия  используются общенаучные методы. Ведущим из них является системный метод, который позволяет рассматривать коммерческую деятельность как систему с присущими ей признаками: элементы, связи, целостность, функции. Математические методы изучают показатели коммерческой деятельности, связанные с закупками, продвижением и продажей товаров. В современных условиях широко распространено исследование коммерции путем построения и изучения моделей, в которых отражаются конъюнктура товарных рынков, покупательский спрос, поведение потребителей, оптимизация использования ресурсов, создание товарных запасов, формирование ассортимента, прогнозируется развитие потребительского рынка.

     Коммерческая  деятельность предприятий тесно  связана с экономикой торговли  и промышленности, что способствует  анализу, планированию и оценке  коммерческой деятельности в целом и отдельных ее процессов. Коммерческое дело невозможно без коммерческого права (формирование хозяйственно-коммерческих связей в сфере товарного обращения, заключение и исполнение коммерческих договоров).

    Особо следует  отметить взаимодействие коммерческой деятельности с маркетингом, результаты которого используются для ведения коммерческих операций. Существует прямая связь маркетинга с коммерческой деятельностью в силу однородности их целей: получение прибыли и удовлетворение потребительских запросов покупателей.

    Термин «маркетинг»  возник в экономической литературе  на рубеже XIX–XX столетий. Содержание  и терминология коммерции постоянно  обновляются, но первоначально  они были связаны с появлением  товарно-денежных отношений, развитием процессов обмена, форм сбыта и взаимодействием производителей с потребителями продукции, товаров и услуг.

     Понятие  «маркетинг» сегодня является  одним из самых популярных  в теории и практике удовлетворения  потребностей. В развитых странах маркетинг составляет концептуальную основу современного предпринимательства, являясь одновременно образом хозяйственного мышления и целостной системой действий предприятий (организаций, фирм, ассоциаций и т.д.).

    Понятие «маркетинг»  («marketing») впервые появилось в США в начале XX столетия. Оно происходит от английского слова market (рынок) и в наиболее адекватном переводе на русский язык означает «деятельность на рынке».

   В начале XX в.  под маркетингом понимали метод  сбыта, цель которого состояла  в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую производитель намерен выпускать. С середины XX в. маркетинг рассматривается как ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятия, направленные на изучение потребительского спроса и его удовлетворение. В настоящее время маркетинг является системой организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров, предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли.

    Базовый принцип  современного маркетинга можно  сформулировать следующим образом:  выявление потребностей рынка,  разработка и реализация маркетинговых  стратегий, обеспечивающих удовлетворение  этих потребностей на более качественном уровне, чем у конкурентов. Стратегия предприятия в условиях непрерывно меняющейся рыночной среды должна строиться таким образом, чтобы предприятие могло сохранить или увеличить свою долю рынка за счет новых товаров, выхода на международные рынки, повышения качества и ассортимента товаров и услуг, обеспечения информационного обмена с потребителями при помощи рекламы и стимулирования сбыта.

    Маркетинг  является инструментом, позволяющим  предприятию достичь желаемого  результата.    Существует множество определений маркетинга, наиболее известное из которых сформулировано    

Американской ассоциацией  маркетинга:

Маркетинг– это процесс планирования и реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг с целью обеспечения обмена, удовлетворяющего потребности индивидуумов и организаций.

   Организация управления  коммерческой деятельностью и  персоналом предприятия непосредственно  связана с менеджментом. Применение  положений менеджмента в коммерции,  прежде всего, касается раскрытия потенциальных возможностей предприятия с ориентацией на трудовой коллектив для достижения поставленных целей в коммерческой деятельности.

В современных условиях особую значимость приобретают знания коммерсантом информатики и информационных систем для учета и обработки товаропотоков с помощью компьютеров, а также специальных дисциплин. Знание коммерческого товароведения и экспертизы помогает на практике решать важнейшие вопросы, связанные с формированием качества и ассортимента, классификацией, кодированием товара.

Коммерсант, вооруженный  знаниями смежных наук и дисциплин, может решать сложные коммерческие задачи в современных условиях.

 

 

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОММЕРЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

 

    В условиях  рыночного хозяйствования коммерческой деятельности в России предстоит занять должное место. В становлении и развитии коммерческой деятельности в современной России нельзя не учитывать традиции отечественного предпринимательства. Реальные предпосылки к предпринимательству в России появились в XVI–XVIII вв. В этот период сформировался слой купцов.

Купечество – это социальный слой, занимавшийся торговлей, покупая товары для последующей перепродажи, выступая посредником между производителем и потребителем и присваивая часть стоимости, создаваемой трудом мелких производителей.

Информация о работе Торговля и коммерция как элементы рынка