Торговля и коммерция как элементы рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 16:38, реферат

Краткое описание

Особенностями коммерческого расчета как метода ведения хозяйства на предприятии является стремление обеспечить торговую выручку от продажи произведенных товаров и услуг, достаточную для покрытия всех затрат ресурсов и получения прибыли. Основными принципами коммерческого расчета являются предпринимательская самостоятельность, самоокупаемость и прибыльность, самофинансирование, материальная заинтересованность, экономическая ответственность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Сущность и содержание коммерции…………………………………….. 5
2. История развития коммерции и предпринимательства в России……….. 7
3. Формулировка современной концепции коммерции……………………. 12
4. Понятие электронной коммерции………………………………………… 16
5. Преимущества ведения бизнеса в сети Internet…………………………. 19
Заключение……………………………………………………………………. 23
Список литературы…………………………………………………………… 24

Вложенные файлы: 1 файл

эконом. печать..doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

    В 1775 г. в  России были образованы гильдии  купечества, которые существовали  до 1917 г. как сословные объединения  купцов.

   В этот период  искусство коммерции в России  достигло высокого уровня. Существовал  своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, включавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по сделкам, стремление честно и добросовестно служить своему делу.

    Репутация  купца в деловом мире ценилась очень высоко. Многие представители российского купечества и предпринимательства внесли большой вклад в развитие и процветание российского государства. Они известны меценатством и благотворительностью, оставили заметный след в истории Отечества (К. Минин, семейства Демидовых, Строгановых, Морозовых, Никита Афанасьев, солеторговцы Панкратьевы, братья Елисеевы и др.).

    Реформы 1861 г. создали более благоприятные  условия для функционирования  частного предпринимательства благодаря  расширению рынка рабочей силы, развитию акционерных обществ и финансово-кредитных организаций.

     Российское  предпринимательство в этот период  формировалось главным образом  путем вытеснения крепостного  вотчинно-дворянского хозяйствования, кустарных и мануфактурных предприятий формами разного рода деятельности. В соответствии с российским законодательством организационными формами предпринимательства являлись единоличные предприятия, торговые дома и акционерно-паевые общества (частно-групповые, частно-коллективные). Участники торгового дома (товарищи) отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т.е. несли полную, неограниченную ответственность в пределах своих вкладов в основной капитал предприятия. Для того чтобы стать участником торгового дома, было достаточно простого засвидетельствования в купеческих или городских управах, и дело считалось открытым. Учреждение предприятий акционерно-паевого типа, а также изменение главных условий их деятельности осуществлялось только с разрешения правительства на основе законодательных актов. Что касается акционерных обществ и товариществ на паях, то они представляли собой два пути перехода от единоличного владения и предпринимательства к коллективному. В первом случае мобилизовывался капитал заинтересованных лиц, и на этой основе открывалось новое предприятие, во втором – пайщики руководствовались мотивами расширения и укрупнения «общественного бизнеса». Зачастую они стремились к ограничению круга пайщиков, чтобы сохранить решающую роль в фирме за ее прежними владельцами. Российское законодательство того времени различало два вида торговых домов: полные товарищества и товарищества на вере. Во втором случае помимо товарищей, несших полную ответственность за дела фирмы, участниками торгового дома были также лица, отвечавшие только в пределах своего вклада.

     В начале XX в. в России ведущую роль  играли акционерные общества  и иные паевые формы предпринимательской  деятельности. Акционерно-паевые фирмы  доминировали в отраслях, дававших  вместе 2/3 всей промышленной продукции. Наиболее доходным был акционерный капитал, помещенный в торговлю, сферу кредита и хлопчатобумажное производство. Менее доходными и даже убыточными были металлургические, металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия. К рентабельно функционирующим акционерным фирмам в 1901–1905 гг. относились страховые, кредитные, сахарные, химические и другие общества, доходность которых достигала 8,9–14,6%.

Иностранный капитал  активно инвестировался и играл  существенную роль в экономике России.    Зарубежные предприниматели вкладывали свой капитал большей частью в обрабатывающую промышленность, ориентируясь прежде всего на развитие внутреннего рынка. Они реинвестировали значительную часть полученной в нашей стране прибыли.

     Таким образом,  в период с конца XIX в. до Первой мировой войны происходило бурное развитие торгово-промышленного капитала.

     Начиная  с 1914 г., включая этап военного  коммунизма, по 1921 г. проводилась  политика ликвидации коммерческого  рынка, характеризующаяся антирыночной  экономикой, насаждающей директивное распределение ресурсов и готовой продукции. Следует отметить, что, несмотря на антирыночные тенденции в стране, не удалось полностью разрушить рынок со всеми его атрибутами. На протяжении долгого времени действовали, хотя и в искаженном виде, банковский механизм, денежная система, предприятия совместного капитала. Распространившаяся государственная монополия на средства производства и объявление предпринимательства вне закона крайне сузили возможности рынка.

Переход от политики военного коммунизма к новой экономической политике (НЭП), частично ориентированной на частнопредпринимательскую деятельность, и использование рыночных принципов хозяйствования, был, во-первых, непоследовательным, во-вторых, рассматривался как вынужденная мера.

     Временное  отступление от антипредпринимательской  политики военного коммунизма  было сопряжено с определенными  трудностями, поскольку речь шла  о пересмотре устоявшихся представлений  и преодолении администрирования  в экономике страны. Государственные  предприятия перестали финансироваться из государственного бюджета, закрывались неэффективные производства, в промышленности наметился переход к трестам – объединениям однотипных предприятий. Тресты рассматривались как государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляло самостоятельность в производстве продукции согласно утвержденному для каждого из них уставу. Они действовали на коммерческих началах в целях извлечения прибыли.

    Произошло  некоторое оживление малого бизнеса,  в том числе единоличного. Относительно быстро происходило становление частного предпринимательства в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, хотя в этих отраслях далеко не все ограничения были сняты. По-прежнему ограничивался ассортимент товаров, предназначенных для свободной купли-продажи. Действовала монополия внешней торговли, а под видом государственного регулирования предпринимательства на деле нередко осуществлялся контроль с позиций «классового пролетарского подхода». Несмотря на это, частным сектором производилось почти 90% продукции местной промышленности.

    В период  НЭПа (1921–1928 гг.) активно возрождались  биржи и ярмарки. С декабря  1921 г. в Москве начала действовать  Центральная товарная биржа. К  1923 г. насчитывалось около 70 бирж, на которые приходилась значительная доля оптового товарооборота. Ведущая роль в биржевой торговле принадлежала не частным владельцам, а государственным структурам. Они охватывали 80% биржевых продаж. Государство не только поддерживало и сохраняло сложившиеся позиции в оптовой торговле, но и неуклонно способствовало вытеснению из этой сферы частного предпринимательства.

Особенно медленно шел  процесс становления кредитно-банковской системы, построенной на принципах  коммерческо-денежного обращения. К  осени 1923 г. в стране было создано два частных коммерческих банка и около 40 обществ взаимного кредита. Сумма балансовых активов этих учреждений на 1 сентября 1923 г. составляла лишь 3% от общих балансовых активов всех государственных кредитных структур во главе с Госбанком.

    Что касается привлечения иностранных инвестиций в период НЭПа, то они имели значительные ограничения как по целям и объектам, так и по объему. Многие зарубежные предприниматели предпочитали не вкладывать капитальные средства в советскую экономику. Они избегали долгосрочных капиталовложений, отказывались инвестировать их в нашу промышленность. Ограниченные капиталы направлялись в сферу торговли в расчете на быстрый оборот, прибыль и минимальный риск. Вместе с тем, Советское государство сдерживало заключение договоров по поступающим от иностранных предпринимателей предложениям на концессию (эксплуатация природных ресурсов).

    В результате  осуществляемого в 1991 г. перехода  на рыночные принципы хозяйствования  с одновременным принятием соответствующих  правовых актов в России стала развиваться предпринимательская деятельность. На смену монопольной государственной торговле пришло торгово-коммерческое предпринимательство, основанное на самоопределении, самоуправлении и независимости.

    Переход к  рыночной экономике не мог быть простым и безболезненным. Решить весь комплекс проблем, причем достаточно в короткие сроки, практически не представлялось возможным. В торговле сказывались пережитки прошлого, усугубляемые трудностями переходного периода. Для того чтобы лучше понять возникшие проблемы и определить позиции в предпринимательстве, необходимо знать особенности функционирования предприятий в условиях административно-командной и рыночной систем (табл. 2).

 

 

Таблица 2

Особенности функционирования предприятий в условиях 
административно-командной и рыночной систем

 

В условиях административно-командной  системы

В условиях рыночной системы

Предприятия – государственная собственность

Предприятия различных форм собственности, обладающие свободой хозяйственной деятельности

Монополия в сфере производства и реализации товаров

Рыночные отношения  и конкуренция в сфере производства и реализации товаров

Директивно-централизованные распределение и поставка товаров

Поставка и реализация товаров в соответствии со спросом покупателей на товары

Ограничение товарной политики дефицитом товаров

Ориентация товарной политики на спрос и предложение

Организационно-распорядительное управление процессом реализации продукции (товаров)

Рыночное системообразующее  управление процессом реализации продукции (товаров)

Централизованное воздействие и манипулирование ценами на товары

Формирование и регулирование  цен на товары посредством механизма  рыночного ценообразования

Прибыль – результат  ценовых манипуляций на реализуемые  товары

Прибыль – результат предпринимательской и коммерческой деятельности


 

     Для рыночной  системы характерны наличие предпринимательства,  коммерция и конкуренция, удовлетворение  спроса покупателей, получение  реальной прибыли.

    Несмотря на  трудности и общую экономическую нестабильность, процесс становления коммерческого предпринимательства в России неуклонно продвигается. В нем можно выделить несколько этапов. На первом этапе (1990–1991 гг.) вступили в действие Законы РСФСР от  
24 октября 1990 г. «О собственности в РСФСР» и от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С этого момента россияне могли легально заниматься предпринимательством. Тогда же создаются всевозможные рыночные структуры: торговые предприятия различных организационных форм, биржи, инвестиционные, холдинговые и страховые компании, коммерческие банки, школы бизнеса и т.д. В 1992 г. был образован Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ныне – Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства – МАП России).

     На втором  этапе (1992–1993 гг.) был продолжен курс на частную собственность, предпринимательство, а также проведена масштабная приватизация. Нормативно-правовые акты того времени направлены на расширение предпринимательской деятельности и передачу государственного торгового имущества в собственность торговых и других частных предприятий.

    Решающее значение имели  постановления Правительства Российской  Федерации: от 1 апреля 1993 г. «О  фонде поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции» и от  
29 апреля 1994 г. «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства». Кроме того, Государственной Думой 14 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Они направлены на реализацию государственных и муниципальных программ поддержки предпринимательства, которые расширяют потенциальные возможности развития малых и средних торговых фирм в масштабе России, обеспечивают формирование инфраструктуры предпринимательства. В то же время программами предусмотрено всемерное содействие становлению рыночных отношений и конкуренции.

    Современный этап развития  предпринимательства характеризуется  совершенствованием Налогового кодекса РФ, направленного на снижение налогового бремени и совершенствование механизма сбора налогов, упрощением регистрационно-разрешительных процедур.

 

3. ФОРМУЛИРОВКА СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ КОММЕРЦИИ

 

     Первоначально  сфера коммерции была ограничена относительно узкими рамками деятельности по сбыту произведенной продукции. Однако со временем эта сфера заняла важнейшее место в теории и практике управления всей производственно-сбытовой деятельностью.

В настоящее время нет строгого и однозначного толкования и определения коммерции.  
В классическом понимании маркетинг чаще всего трактуется как предпринимательская деятельность по управлению продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или как процесс прогнозирования и удовлетворения спроса на товары и услуги.Из этого определения видно, что главное в маркетинге – материальное производство, перемещение товаров и оказание услуг в целях удовлетворения потребностей.

    Современное понимание коммерции можно сформулировать следующим образом.  
Маркетинг – это предвидение и удовлетворение спроса на товары и услуги посредством обмена. Такое понимание коммерции, кроме предпринимательской деятельности, включает маркетинг идей и услуг и маркетинг производства продукции (товаров). Таким образом, маркетинг является комплексным подходом к решению проблем рынка или системой действий на всех стадиях движения товаров, включая изучение потребностей и спроса, производство изделий и оказание услуг, связанных с продажей и потреблением, а также организацию послепродажного обслуживания.

Информация о работе Торговля и коммерция как элементы рынка