Управление территориями и имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:30, лекция

Краткое описание

Термин «государство» может представляться в двух значениях:
Первое - понятие государство для определения страны, как географического образования;
Второе - государство, как форма организации политической власти.

Вложенные файлы: 1 файл

жилищное зк.docx

— 284.78 Кб (Скачать файл)

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат:Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом  исполнительной власти. Это коллегиальныйорган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в 
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со 
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя 
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз 
водства. 

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению кмировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входятфедеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

 

Формы правления. Черты президентско - парламентской республики

Форма правления и ее разновидности  Понятие "форма правления" Форма  правления является одним из главных  элементов формы государства. Это  наиболее консервативный элемент, который  трудно поддается изменениям. Форма  правления - это способ формирования институтов высшей государственной  власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между  ними и степень участия населения  в их создании.

 

Еще в период рабовладения возникли две формы правления, которые  сохранились до настоящего времени, приобретая современный вид: монархия и республика.

 

Различия между ними состоят  в 1) способах организации органов  верховной государственной власти (выборы, назначение, престолонаследие). Данный признак формы правления  определяет 2) степень участия населения Б их формировании. Кроме того, они различаются и 3) принципами взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти.

 

Монархия и ее разновидности  Монархия - это форма единоличного правления, при которой власть передается по наследству.

 

Юридическими признаками монархии являются: 1) существование единоличного главы государства, обладающего  властью пожизненно; 2) престолонаследие как способ передачи верховной власти; 3) монарх правит по собственному усмотрению, а не от имени народа; 4) юридическая  безответст-' венность монарха, то есть он не отвечает за принимаемые решения, за них несут ответственность министры, которые действуют от имени монарха.

 

Монархии бывают абсолютными (примером могут служить государства Персидского  залива), когда власть монарха ничем (например, конституцией) и никем (например, парламентом) не ограничена; и конституционными. Разновидностями конституционной монархии являются: дуалистическая и парламентарная.

 

Дуалистическая монархия характеризуется  разделением властей: исполнительная власть закреплена за монархом, который  осуществляет ее с помощью ответственного перед ним правительства, а законодательная  власть находится у парламента. Монарх обладает и законодательными полномочиями. Он может распустить парламент в  случае несогласия с его решениями.

 

Обычно дуалистические монархии возникали  в переходные периоды, когда общество меняет тип исторического развития, например переходит от феодализма к капитализму. В этих условиях монарх отражает интересы уходящего с исторической арены класса феодалов, а парламент - зародившейся буржуазии. Примером дуалистической монархии может служить Германия в период 1871 - 1918 гг.

 

В парламентарных монархиях, которые  представляют современные Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия и т. п., монарх "царствует, но не правит". Власть распределена между парламентом (законодательная власть) и правительством (исполнительная власть). Правительство несет ответственность за принимаемые решения перед парламентом. В отдельных странах, например Испании, монарх - не только символ нации, не только представляет страну на международной арене, но и выполняет функцию главнокомандующего. Однако серьезного влияния на внутриполитическую жизнь он не оказывает, поскольку все его повеления должны быть одобрены парламентом и согласованы с правительством.

 

Республика и ее разновидности  Республика представляет собой форму  правления, при которой органы верховной  власти избираются населением на определенный период.

 

Юридическими признаками республики являются: 1) выборность высших органов  государственной власти; 2) срочность, то есть органы верховной власти избираются на определенный срок; 3) осуществление  власти от имени народа, а не по собственному усмотрению; 4) юридическая ответственность  органов власти за принимаемые решения; 5) власть функционирует на принципе разделения; 6) гарантированность прав человека и гражданина.

 

Современные республики бывают трех видов: парламентарные, президентские  и смешанные. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует  правительство и перед кем  оно ответственно, и, во-вторых, как  строят свои взаимоотношения законодательная  и исполнительная ветви власти (либо на принципе разделения властей, что  характерно для президентской республики; либо на принципе сотрудничества властей, что свойственно для парламентарной республики).

 

В президентской республике, примером которой являются США, существует жесткое  разделение властей. Президент, избираемый народом, одновременно является главой государства и главой правительства. Правительство назначается президентом  с согласия парламента и ответственно перед президентом. Президент не располагает правом роспуска парламента. Президентская республика как форма  правления может быть эффективной  в чрезвычайных условиях, когда бывает особенно необходимой сильная исполнительная власть для оперативного решения  возникающих проблем.

 

В парламентской республике правительство  формируется победившей на выборах  партией (иЛи коалицией партий), то есть партией, которая располагает большинством мест в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом.

 

Власть президента ограничена, поскольку  он выбирается парламентом. Президент  является главой государства и по конституции имеет право назначать  правительство. Однако на практике правительство  формируется партией или партиями, победившими на выборах. Хотя конституции  парламентских республик наделяют президента широкими полномочиями (он обнародует законы, издает декреты, имеет  право роспуска парламента, является главнокомандующим вооруженными силами), но осуществлять их он может лишь по предложению правительства.

 

Достоинством парламентской республики является единство органов верховной  государственной власти, поскольку  исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной  (парламентом) и зависит от ее поддержки. В случае такой поддержки правительство имеет возможность проводить глубокие реформы.

 

Однако парламентская республика как форма правления имеет  и определенные недостатки. Так, парламентские  республики с большим количеством  партий крайне неустойчивы: поскольку  ни одна партия не обладает большинством в парламенте, то сформировать эффективное  правительство практически невозможно.

 

Так, в Италии часто повторяющиеся  правительственные кризисы (где  примерно два раза в год сменяются  правительства) происходят из-за того, что девять партий в парла-'_ менте не могут договориться о единой программе действий.

 

Президентско-парламентская республика (эта форма существует сегодня во Франции, Австрии, Ирландии, Польше, Португалии, Болгарии и т. п.) отличается двойной ответственностью правительства - перед президентом и парламентом. Схожие черты правления можно найти и в современной России, хотя роль ее парламента существенно ограничена по сравнению с французским.

 

Президентско-парламентскую республику еще называют смешанной, поскольку она сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления. Смешанная форма правления соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики).

 

С одной стороны, президент наделен  широким кругом полномочий: он f является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает |' отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства Г- премьер-министра, имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т. д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесения резолюции порицания (вотума недоверия) им.

9.Законодательный процесс в  РФ (виды нормативно-правовых актов,  этапы принятия законов

В России законы принимаются  Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются  и обнародуются Президентом РФ. Такой  сложный порядок вступления законов  в силу необходим для того, чтобы  исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых  для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Информация о работе Управление территориями и имуществом