Управление трудовыми ресурсами как фактор повышения эффективности структурного подразделения-филиала ОАО «РЖД»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:48, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта являются разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления трудовыми ресурсами ТЧЭ Туапсе для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
В дипломном проекте решаются следующие задачи:
- исследуются современные подходы к организации системы управления трудовыми ресурсами на предприятиях в ОАО «РЖД»;
- анализируется контингент ТЧЭ Туапсе: оценивается степень удовлетворенности работников, изучается их ценностная ориентация, анализируется состав и структура заработной платы;
- даются рекомендации по совершенствованию системы управления трудовыми ресурсами ТЧЭ Туапсе.

Содержание

Введение 11
1 Система управления трудовыми ресурсами на предприятиях ОАО «РЖД» 13
1.1 Управление трудовыми ресурсами: определение и теоретическая база 14
1.2 Проблема снижения эффективности системы управления трудовыми ресурсами в ОАО «РЖД» 20
2 Анализ эффективности системы управления трудовыми ресурсами
ТЧЭ Туапсе 31
2.1 Экономическая характеристика предприятия 31
2.2 Анализ управления трудовых ресурсов 37
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления 69
трудовыми ресурсами ТЧЭ Туапсе 69
4 Безопасность и экологичность решений проекта 91
4.1 Охрана труда 91
4.2 Охрана окружающей среды 98
Заключение 103

Вложенные файлы: 1 файл

ДипломМадилян.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

В тоже время некоторые из видов  прочей деятельности оказались нерентабельными и произошло постепенное их свертывание, например, было свернуто производство шлакоблоков, также отказались от продления договоров со неплательщиками, так как это приводило к росту дебиторской задолженности.

Динамика рентабельности локомотивного  депо Туапсе представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3 - Динамика рентабельности ПВД ТЧЭ Туапсе

 

Итак, на основе проведенного анализа производственно-экономических показателей деятельности локомотивного депо Туапсе  можно сделать вывод, что для дальнейшего его развития в условиях роста объема перевозок (олимпиада в г. Сочи) необходимо улучшать качественные показатели использования подвижного состава за счет модернизации подвижного состава и внедрения новых технологий вождения поездов. Но отсутствие новых и адаптированных методов организации труда локомотивных бригад повлекло за собой увеличение количества часов сверхурочной работы по причине нарушения параметров графика движения. Моральный износ эксплуатационного парка локомотивов, сверхурочные часы работы, простои, не регламентируемый режим работы отсутствие современных технологий эксплуатации подвижного состава негативно сказываются на моральном климате коллектива ТЧЭ Туапсе.

 

2.2 Анализ управления трудовых ресурсов

 

2.2.1 Показатели использования  трудовых ресурсов

Эффективность деятельности предприятия зависит от правильного подбора, расстановки кадрового потенциала. Произведем анализ использования рабочего времени в двух направлениях: выявление потерь рабочего времени и непроизводительного его использования. Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период, а также по степени использования фонда рабочего времени (таблица 5).

Таблица 5 - Использование трудовых ресурсов предприятия

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Общий фонд рабочего времени, чел.-час

864819,2

912729,6

954481,5

Отработано дней 1 рабочим за год

210,8

207,0

211,4

Отработано часов 1 рабочим за год, час.

1625,6

1641,6

1648,5

Средняя продолжительность рабочего дня, час.

7,7

7,9

7,8


 

Фонд рабочего времени зависит  от численности рабочих, количества отработанных дней одним рабочим в среднем за год и средней продолжительности рабочего дня. В локомотивном депо фактический фонд рабочего времени увеличился по отношению к  2010 году на 89662,3 чел-ч, а по отношению к 2011 году фонд рабочего времени увеличился  на 41751,9 чел-ч, в том числе за счёт изменения факторов (таблица 6).

Таблица 6 – Факторный анализ изменения фонда рабочего времени в 2012 году, чел-ч

Наименование фактора

к 2010 году

к 2011 году

Всего изменения, в т.ч. от:

89662,3

41751,9

- численности рабочих

76403,2

37756,8

- количества отработанных  дней одним рабочим

2276,7

19927,1

- продолжительности рабочего  дня

10982,4

-15932,0


 

Как видно из 6 таблицы  на предприятии имеются резервы  по улучшению использования рабочего времени. Количество отработанных дней одним рабочим за три года увеличилось на 4,34 дня или на 0,2 %. Так же на протяжении трех лет продолжает расти число отработанных человеко-часов.Как видно из приведённых данных, имеющиеся трудовые ресурсы предприятие использует недостаточно полно. Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени анализируем использования фонда рабочего времени (таблица 7).

Таблица 7 - Анализ использования фонда рабочего времени

Показатель

Значение показателя

Отклонение

2012 г. от

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2010 г.

2011 г.

Среднесписочная численность  рабочих, чел.

1342

1317

  1324

-18

+7

Средняя продолжительность  рабочего дня, час.

7,7

7,9

7,8

+0,1

-0,1

Число отработанных рабочими человеко-дней

210,84

207,01

211,35

+0,51

+4,34

Число человеко-дней неявок на работу (без праздничных и выходных дней) – всего, в т.ч.:

  43,26

   48,69

41,55

-1,71

-7,14

  - ежегодные отпуска

  31,74

   31,28

28,49

-3,25

-2,79

  - дополнительные  отпуска

    0,04

     0,14

0,19

+0,15

+0,05

  - отпуска по учебе

    1,71

     2,23

2,24

+0,53

+0,01

  - болезни

    7,51

   12,17

8,68

+1,17

-3,49

  - прогулы

    0,03

     0,04

0,03

0

-0,01

  - с разрешения  администрации

    2,05

     2,76

1,87

-0,18

-0,89

  - другие неявки, разрешенные

    законом

    0,18

     0,07

0,05

-0,13

-0,02

Число человеко-дней праздничных и выходных

 

110,90 

 

110,30

 

112,10

 

+1,20

 

+1,80

Число отработанных человеко-часов

 

  1625,60

 

  1641,60

 

  1658,30

+32,7

+16,7


 

Противоположная динамика наблюдается по такому показателю, как количество человеко-дней неявки на работу. Этот показатель за рассматриваемый период уменьшался на 0,51 дня, а по сравнению с 2011 годом на 7,14 дня. Однако не все факторы, повлиявшие на это можно считать отрицательными. Так увеличение количества отпусков по учебе может быть вызвано, отставанием разряда работников от разряда работы. Повышение квалификации, позволит снизить количества браков в работе и повысить производительность труда.

Таблица 8 - Нерациональные затраты рабочего времени, час

Показатель

Значение показателя

Отклонение от

2010 год

2011 год

2012 год

2010 год

2011 год

Простои

7673

9176

12258

+4585

+3082

Следование пассажиром

15799

15507

13573

-2226

-1934

Переотдых

74411

69290

78671

+4260

+9381

Сверхурочно отработанное время

32248

77600

88848

+56600

+11248

Недоработка

0

0

0

0

0


 

Негативным фактором, влияющим на мотивацию персонала депо, является рост простоев локомотива ( рост на 59,8 %) и сверхурочные работы ( рост в 2,5 раза). Данное увеличение  отрицательно сказывается не только на мотивации персонала, но и на финансовом состоянии предприятия. Так увеличение сверхурочно отработанного времени ведет к двойной оплате труда.

Существенны в локомотивном депо потери, вызванные субъективными факторами (дополнительные отпуска с разрешения администрации), что можно считать неиспользованными резервами увеличения фонда рабочего времени. В 2010 году они составили 7675,2 часов, в 2011 году 9178,8 часов, и в 2012 часов 12259,9 часов. Недопущение этих потерь позволило бы высвободить в 2010 году 5 работников (7675,2:1625,6), в 2011 году 10 работников (16984:1641,6), и в 2012 году 17 работников (19524:1165,4).

По итогам работы 2012 года допущено 88,8 тыс.ч сверхурочной работы, а на одного работника-17,8 ч. Сложившаяся ситуация говорит о том, что только постоянным наращиванием контингента локомотивных бригад нельзя полностью уйти от сверхурочной работы. В большей степени на сверхурочные работы оказывает влияние нерациональное использование локомотивных бригад. Из-за недостаточной организаций планирования перевозочного процесса наблюдается невыполнение установленных пробежных норм, которые завышаются практически на всех железных дорогах.

Основной причиной завышения  пробежных норм является неграфиковый простой.

Сверхурочные часы работы привели к снижению на 10,8 % время отдыха локомотивных бригад в пунктах оборота. Анализ выявил, что количество часов непроизводительного использования рабочего времени локомотивных бригад в 2012 году сложилось за счет:

- следования пассажиром (26,5 %);

- непроизводительного  простоя локомотивных бригад  с учетом времени завышения нормативов оборота (43 %);

- переотдыха свыше 100 % рабочего времени (6 %).

В условиях бюджетирования основным показателем, характеризующим экономическую деятельность предприятия, является уровень эксплуатационных расходов.

Анализ эксплуатационных расходов выявил их рост за анализируемый период на 28,6 %. При этом стоит отметить, что в каждом году наблюдается превышение бюджетного задания. Более 50 % приходится на перерасход по фонду оплаты труда локомотивных бригад.

В 2012 году это было обусловлено увеличением количества отработанных часов локомотивными бригадами на 213045 часов или 10 % по сравнению с 2011 годом.

 Основными факторами такого увеличения отработанных часов являются количество проведенных поездов (рост на 6 % к 2011 году) и оборот локомотивных бригад (завышение к норме на 22 %). За счет увеличения отработанных часов фонд вырос на    23 млн. руб. Кроме того, завышение оборота к норме и нерациональное использование локомотивных бригад привело к непроизводительным расходам (сверхурочные простои, следование пассажиром) на         29,1 млн. руб.

Все это подтверждает факт неэффективного использования трудовых ресурсов, когда используются материальные стимулирующие воздействия на персонал организации (надбавки, премии) для выполнения текущих производственных заданий.  На предприятии существует проблема плохой организации перевозочного процесса, которая скорее демотивирует персонал (сверхурочные работы приводят к уменьшению времени отдыха локомотивных бригад между поездками).

Среднесписочный контингент ТЧЭ Туапсе за анализируемый период снизился на 1,3 % и составил в 2012 году 1324 чел.

В 2012 году было создано дополнительно 126 рабочих мест локомотивных бригад, из них 35 рабочих мест было создано уже в 4 квартале, которые невозможно заполнить за короткий период времени.

 По расчету на  плановый объем работы дополнительная  потребность в контингенте локомотивных бригад за счет завышения нормы оборота составила 45 человек, за счет следования пассажиром 49 чел., за счет простоя 20 чел., за счет роста объема на 38 чел. (всего 152 чел.). Т.е. потребность локомотивных бригад за счет завышения фактической нормы оборота локомотивов к плану была выше среднесписочной численности, что и привело к образованию часов сверхурочной работы. Так по станции Туапсе выдано локомотивных бригад  1857 больше, чем в 2011 году, из них пассажиром на 576 бригад (31 %). По станции Адлер выдача бригад увеличилась на 1123 бригады (отправление поездов по ст. Адлер выросло на 13 %).

Текучесть кадров в ОАО «РЖД»  считают важнейшим показателем динамики численности персонала. Существует несколько методов расчета текучести кадров, наиболее распространенный – отношение числа покинувших организацию сотрудников (за исключением уволенных по сокращению штатов) к среднему числу занятых в течение года. Динамика текучести кадров представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Текучесть кадров в ТЧЭ-Туапсе за 2010-2012 гг.

 

Коэффициент текучести непосредственно связан с показателями движения кадров и оказывает аналогичное влияние на эффективность работы предприятия. Несмотря на увеличение объема работы, начиная с 2010 года, проводится сокращение работников при значительном уменьшении приема.

 В 2010 году коэффициент текучести составил 18,2 %, а в 2012 году уже достиг уровня 24,9 %. Отток персонала, наряду с проблемами подбора и адаптации персонала, привел к нехватке и недоукомплектованности локомотивных бригад, что свидетельствует и об неэффективной системы управления трудовыми ресурсами работников ТЧЭ Туапсе – структурного подразделения филиала ОАО «РЖД».

Еще больше усугубляет  проблему текучести персонала потребность  в получении профессиональных квалифицированных навыков машиниста, что занимает довольно продолжительный период времени.

В последнее время  ухудшился качественный состав локомотивных бригад, сократилось количество помощников машинистов, имеющих право самостоятельного управления локомотивом.

Также наблюдается негативная тенденция уменьшения доли машинистов в наиболее трудоспособном возрасте (рисунок 5).

Рисунок 5 – Возрастная категория машинистов за 2010-2012 гг.

 

Анализ  данных показал, что процент работников в возрасте до 40 лет с 2010 года уменьшился за счет увеличения  процента работников  за 40 лет, что свидетельствует об естественном старении контингента.

Так как на предприятии увеличился процент молодых сотрудников, а не все имеют опыт работы, то из этого следует, что этих рабочих нужно направлять на курсы повышения квалификации или на обучение дополнительным профессиям.

Анализ показывает, что в 2012 году по сравнению с 2010 годом прослеживается тенденция к незначительному снижению в процентном отношении категорий высшего и среднего звена работников, что связано с реформами, проводимыми на железнодорожном транспорте, а также с увеличением объема работы.

В тоже время доля рабочих увеличилась. Это свидетельствует о том, что предприятие наращивает объемы производства и последовательно ведет кадровую политику по увеличению рабочих мест.

Сокращение высшего и среднего звена ведет к уменьшению административно-управленческих расходов и увеличению темпов производительности труда.

Информация о работе Управление трудовыми ресурсами как фактор повышения эффективности структурного подразделения-филиала ОАО «РЖД»