Управление трудовыми ресурсами как фактор повышения эффективности структурного подразделения-филиала ОАО «РЖД»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:48, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта являются разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления трудовыми ресурсами ТЧЭ Туапсе для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
В дипломном проекте решаются следующие задачи:
- исследуются современные подходы к организации системы управления трудовыми ресурсами на предприятиях в ОАО «РЖД»;
- анализируется контингент ТЧЭ Туапсе: оценивается степень удовлетворенности работников, изучается их ценностная ориентация, анализируется состав и структура заработной платы;
- даются рекомендации по совершенствованию системы управления трудовыми ресурсами ТЧЭ Туапсе.

Содержание

Введение 11
1 Система управления трудовыми ресурсами на предприятиях ОАО «РЖД» 13
1.1 Управление трудовыми ресурсами: определение и теоретическая база 14
1.2 Проблема снижения эффективности системы управления трудовыми ресурсами в ОАО «РЖД» 20
2 Анализ эффективности системы управления трудовыми ресурсами
ТЧЭ Туапсе 31
2.1 Экономическая характеристика предприятия 31
2.2 Анализ управления трудовых ресурсов 37
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления 69
трудовыми ресурсами ТЧЭ Туапсе 69
4 Безопасность и экологичность решений проекта 91
4.1 Охрана труда 91
4.2 Охрана окружающей среды 98
Заключение 103

Вложенные файлы: 1 файл

ДипломМадилян.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Динамика контингента по категориям приведена на рисунке 6.

 

Рисунок 6 - Соотношения сотрудников по категориям за 2010-2012 гг.

 

Повышение квалификации позволяет  работнику принимать более квалифицированные решения, которые повысят эффективность производственно-хозяйственной деятельности ТЧЭ Туапсе.

Для предприятия такая ситуация имеет положительные стороны:

- более квалифицированный работник выполнит работу лучше и быстрее, за наименьшим нарушением дисциплины, что скажется на увеличении производительности труда и эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- наличие резерва работников с высшим образованием для дальнейшего «выращивания» руководителей;

- уменьшения количества работников с начальным образованием.

Из этого следует, что для  предприятия целесообразно повышать квалификацию работников, и вести переподготовку кадров на предприятии.

Динамика контингента по образовательному критерию представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 - Соотношения работников по образовательному критерию

 

Из этого следует, что для предприятия целесообразно повышать квалификацию работников, и вести переподготовку кадров на предприятии.

Распределение работников по должностям представлено в таблице 9.

Таблица 9 - Распределение работников по должностям

Показатель

2010 г.

2012 г.

всего

инженеры

техники

всего

инженеры

техники

Инженерные должности, чел.

70

53

11

58

46

12

Инженерные должности, доли, проценты

100,0

75,7

15,7

100,0

79,3

20,7

Технические должности, чел.

104

8

88

92

80

12

Технические должности, доли, проценты

100,0

7,7

84,6

100,0

87,0

13,0


 

Динамика качественного состава  руководителей и специалистов представлена на рисунке 8.

 

Рисунок 8 - Соотношения качественного состава руководителей и

                    специалистов за 2010-2012 гг.

 

Анализ качественного состава руководителей и специалистов показывает, что в 2012 году 20,7 % инженерных должностей занимали техники, с другой стороны 79,3 % технических должностей занимали инженеры. Это свидетельствует о нерациональном использовании потенциала работников с высшим образованием. Это приводит к тому, что специалисты с высшим образованием не имеют мотивации для получения максимальных результатов своей деятельности. А с другой стороны технические работники часто из-за недостатка знаний не могут принимать эффективные решения.

В совокупности это приводит к снижению эффективной  производственно-хозяйственной деятельности ТЧЭ Туапсе – структурного подразделения ОАО «РЖД».

Основным показателем  эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда. Рост производительности труда оказывает влияние на снижение фонда заработной платы и оптимизацию издержек, а также является одним из важнейших показателей повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Наибольшее влияние  на уровень производительности труда  оказывает объем перевозок, так как чем она выше, тем более эффективно используется контингент ТЧЭ Туапсе.

Основными путями повышения  производительности труда работников структурного подразделения – филиала ОАО «РЖД» являются:

- использование достижений  научно-технического прогресса,  внедрение прогрессивной техники,  механизация, автоматизация производственных  процессов, способствующих сокращению  затрат ручного труда;

- совершенствование технологических  процессов, кооперирование и специализация производства;

-внедрение научной  организации труда и повышение  ее эффективности;

- рост объема перевозок;

- улучшение качественных  показателей работы дирекции;

- укрепление трудовой, исполнительской дисциплины и  принципов материальной заинтересованности работников;

- совершенствование нормирования  труда, в частности, работников  с повременной оплатой труда,  лучшее использование рабочего  времени;

- повышение квалификации  и культурно-технического уровня  работников.

Динамика производительности труда представлена на рисунке 9.

За анализируемый период производительность труда возросла на 3,1 %, за счет возрастающего объема перевозок (на 2,6 %) при сокращения численности работников (1,4 %).

Надо заметить, что  дальнейшее сокращение штата может ухудшить производственно-хозяйственную деятельность предприятия, поэтому предприятию надо находить другие источники повышения производительности труда.

 

Рисунок 9 – Динамика производительности труда ТЧЭ Туапсе

Таким образом, основными проблемами ТЧЭ Туапсе, говорящими и о низкой эффективности системы управления трудовыми ресурсами, являются:

- интенсификация перевозочного процесса (увеличение плеч обслуживания) привела к внедрению на сети железных дорог новых технологии вождения поездов, но из-за отсутствия новых и адаптированных методов организации труда локомотивных бригад это новшество повлекло за собой увеличение количества часов сверхурочной работы (в 2,75 раза) по причине нарушения параметров графика движения;

- сокращение численности кадрового состава (на 1,4 %);

-  высокая текучесть кадров (в 2012 году 24,9 %);

- недостаточная обеспеченность  качественными трудовыми ресурсами:  основную долю в группе рабочих  по возрасту занимают люди  в возрасте свыше 40 лет, что свидетельствует о недостаточной обеспеченности наиболее качественными трудовыми ресурсами, т. к. именно этот возрастной состав работников свидетельствует о том, что у них имеются навыки, опыт, квалификация и т.д.);

- ухудшение качественного состава работников: сокращается число работников с высшим образованием и наблюдается тенденция к уменьшению доли работников, имеющих среднее специальное образование;

- удельный вес пенсионного и предпенсионного возраста увеличился, что связано с отсутствием текучести среди сотрудников в возрасте свыше 50 лет и естественного старения контингента.

Таким образом, системы управления трудовыми ресурсами в ТЧЭ Туапсе не справляется с текучестью персонала и оттоком высококвалифицированных работников. Сдерживание совершенствования системы мотивации может привести к возрастанию угрозы безопасности движения поездов, что скажется  и на железнодорожной сети в целом.

Отсюда следует, что ТЧЭ Туапсе нужно увеличивать процент молодых работников и повышать их квалификацию; также надо увеличивать количество работников среднего звена; надо более рационально распределять рабочую силу, ведь неправильное ее распределение ведет к уменьшению производительности на предприятии; уменьшать процент текучести кадров, что положительно скажется на эффективности производственно-хозяйственной деятельности структурного подразделения филиала ОАО «РЖД».

Далее рассмотрим эффективность использования трудовых ресурсов ТЧЭ Туапсе через действующую систему мотивации персонала в ее трех элементах: прямой материальной, косвенной материальной и нематериальной мотивации.

2.2.2 Прямая материальная мотивация

Система прямого материального  стимулирования работников ТЧЭ Туапсе включает выплату заработной платы и премий.

С 1 апреля 2007 г. на предприятии  действует новая 18 разрядная система оплаты работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД». Основной целью внедрения новой корпоративной системы оплаты труда является закрепление кадрового потенциала путем усиления материального стимулирования мотивации работников.

Трудовой доход работника складывается из тарифной и надтарифной частей заработка по индивидуально измеряемым результатам, а также из доли его трудового участия в конечном итоге коллективной деятельности. Оплата труда локомотивных бригад (машинисты и помощники машинистов электровозов, тепловозов, паровозов, электропоездов и дизель-поездов) осуществляется по тарифным ставкам, соответствующим установленным им разрядам оплаты труда и тарифным коэффициентам четвертого уровня оплаты труда.

В целях обеспечения дифференциации размера заработной платы руководителей и специалистов в зависимости от опыта работы, уровня квалификации и результативности труда в новой системе для каждой должности предусматривается достаточно большой диапазон должностных окладов. При этом исходили из условия, что в платежном балансе ОАО «РЖД» предусмотрены дополнительные средства на повышение заработной платы при введении новой системы оплаты труда в пределах 10 %.

Минимальный размер оплаты труда в  ОАО «РЖД» на 01.01.12 г.  установлен в размере 5853 руб. Оплата труда рабочих осуществляется  по часовым тарифным ставкам на основе тарифной сетки по оплате труда рабочих (ТСР), состоящей из 12-ти разрядов по оплате труда и 4-х уровней тарифных коэффициентов. Конкретный перечень профессий рабочих с распределением по соответствующим уровням оплаты труда ТСР утверждается руководителем филиала, структурного подразделения филиала.

Тарификация работ производится в  пределах восьми разрядного диапазона с соблюдением требований, установленных ЕТКС, являющимся государственным нормативным документом. В настоящее время действует семьдесят один выпуск ЕТКС. Наименование профессии рабочего устанавливается в строгом соответствии с наименованием, предусмотренным ЕТКС.

Средний разряд квалификации в бригаде рабочих, выполняющих работы коллективно, не должен превышать среднего разряда выполняемых бригадой работ.

При обнаружении несоответствия разряда  работы и рабочего вследствие изменения  организационных или технологических  условий труда в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации, работник с его согласия может быть переведен на другую работу в соответствии с его квалификацией или, при отказе или отсутствии такой работы, трудовой договор может быть расторгнут в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

По результатам тарификации  рабочему устанавливается разряд оплаты труда и тарифный коэффициент  соответствующего уровня оплаты труда.

Оплата труда рабочих осуществляется по часовым тарифным ставкам по утвержденным ОАО «РЖД» системам организации оплаты труда: повременно - премиальной, сдельно – премиальной, аккордно - премиальной или иным, утвержденным ОАО «РЖД», для рабочих локомотивных бригад - преимущественно по повременно-премиальной системе оплаты труда.

Часовая тарифная ставка рабочего первого  разряда первого уровня оплаты труда определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного в компании, на среднемесячную норму рабочего времени данного календарного года, и округляется по правилам арифметики до двух знаков после запятой, т.е. до рублей и копеек.

Часовые ставки остальных рабочих  определяются умножением часовой тарифной ставки рабочего первого разряда первого уровня на тарифный коэффициент разряда оплаты труда соответствующего уровня оплаты труда, и также округляются до двух знаков после запятой.

Руководителю филиала ОАО «РЖД»  предоставляется право устанавливать отдельным высококвалифицированным рабочим персональные месячные оклады, размер которых не должен превышать ранее установленную рабочему месячную тарифную ставку в 2 раза.

Стимулирующие надбавки таким рабочим  не устанавливаются. По решению руководителя филиала наиболее квалифицированным машинистам локомотивов, занятым на сложных и ответственных видах работ (вождение скоростных пассажирских поездов, скоростных и комфортабельных электропоездов «Экспресс», грузовых поездов на наиболее напряженных участках сети железных дорог; выполнение маневровой работы на внеклассных железнодорожных станциях и сортировочных горках и т.д), вместо тарифной ставки могут устанавливаться персональные месячные вклады. Стимулирующие выплаты, включающиеся в оклад машинистов, представлены в таблице 10.

Таблица 10 – Стимулирующие выплаты машинистов ТЧЭ Туапсе

Разряды оплаты труда, устанавливаемые в трудовом договоре

Вид выполняемых работ

машинист

помощник

машиниста

12

8

Вождение скоростных и высокоскоростных пассажирских поездов (скоростные поезда со среднетехнической скоростью 141-200 км/ч,

высокоскоростные поезда-свыше 200км/ч);

11

8

Вождение пассажирских, пригородных грузовых (сквозных,участковых,сборных)

10

7

Вождение передаточных, вывозных, хозяйственных,восстановительных и др. вспомогательных поездов; на подталкивании поездов

9

6

Маневровая работа на решающих участках производства и в напряжённых маневровых районов на железнодорожных станциях;

8

5

Маневровая работа на железнодорожных станциях, кроме отнесённых к 9-му разряду оплаты труда; на экипировке локомотивов

Информация о работе Управление трудовыми ресурсами как фактор повышения эффективности структурного подразделения-филиала ОАО «РЖД»