Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:48, дипломная работа
Целью дипломного проекта являются разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления трудовыми ресурсами ТЧЭ Туапсе для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
В дипломном проекте решаются следующие задачи:
- исследуются современные подходы к организации системы управления трудовыми ресурсами на предприятиях в ОАО «РЖД»;
- анализируется контингент ТЧЭ Туапсе: оценивается степень удовлетворенности работников, изучается их ценностная ориентация, анализируется состав и структура заработной платы;
- даются рекомендации по совершенствованию системы управления трудовыми ресурсами ТЧЭ Туапсе.
Введение 11
1 Система управления трудовыми ресурсами на предприятиях ОАО «РЖД» 13
1.1 Управление трудовыми ресурсами: определение и теоретическая база 14
1.2 Проблема снижения эффективности системы управления трудовыми ресурсами в ОАО «РЖД» 20
2 Анализ эффективности системы управления трудовыми ресурсами
ТЧЭ Туапсе 31
2.1 Экономическая характеристика предприятия 31
2.2 Анализ управления трудовых ресурсов 37
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления 69
трудовыми ресурсами ТЧЭ Туапсе 69
4 Безопасность и экологичность решений проекта 91
4.1 Охрана труда 91
4.2 Охрана окружающей среды 98
Заключение 103
Рабочим локомотивных бригад
могут устанавливаться
а) до 30% часовой тарифной ставки:
- при работе на удлиненных участках обслуживания ( свыше 250 км);
- при работе с тяжеловесными поездами;
- при работе с длинносоставными поездами.
б) до 50% часовой тарифной ставки:
- при работе с соединенными поездами;
- при работе с поездами
повышенной массы и длины с
распределенными по длине
Машинистам локомотивов, работающим без помощника машиниста локомотивов, устанавливаются доплаты:
а) 50% часовой тарифной ставки – при вождении пассажирских и пригородных поездов;
б) от 10% до 50% часовой тарифной ставки – при работе в маневровом и вывозном движении;
в) остальным машинистам локомотивов, работающим без помощников, могут устанавливаться доплаты в размере до 50% часовой тарифной ставки.
Конкретный размер и порядок установления доплат определяются руководителем филиала ОАО «РЖД» с учетом степени загрузки работников.
Рабочим локомотивных бригад устанавливаются надбавки за класс квалификации и право управления локомотивом (таблица 11).
Таблица 11 – Надбавка машинистам
Рабочие локомотивных бригад |
Размер ежемесячной надбавки (в процентах к тарифной ставке) | |
при наличии прав управления локомотивами | ||
одного вида тяги |
двух и более видов тяги | |
Машинист локомотива 1 класса |
20 |
25 |
Машинист локомотива 2 класса |
10 |
15 |
Машинист локомотива 3 класса |
5 |
10 |
Помощник машиниста локомотива, имеющий право управления локомотивом |
5 |
10 |
Кроме того, машинистам предусмотрены компенсационные выплаты:
1) доплата за работу в ночное время – в размере 40% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (с 22.00 до 6.00);
2) доплата за сверхурочную работу;
3) доплата за работу
в выходной или нерабочий
Кроме этого, в целях регулирования заработной платы с учетом специфики региональных рынков труда к заработной плате работников могут устанавливаться региональные компенсационные надбавки – в размере до 60 % тарифной ставки (оклада).
Право филиалов на региональные надбавки и размер дополнительных финансовых средств определяется централизованно в соответствии с методикой, предусмотренной «Положением о корпоративной системе оплаты труда», на основе следующих показателей: соотношения уровня заработной платы в промышленности региона; текучести кадров в подразделении филиалов; прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе.
Перечень работников отдельных производственных групп с наибольшей сложностью в укомплектовании кадрами для установления надбавок, конкретные размеры региональных надбавок работникам устанавливаются руководителем филиала.
К прочим выплатам относят:
1) оплата времени следования пассажиром, доплата за работу в сверх урочное время начисляется из расчета часовой тарифной ставки установленного разряда оплаты труда;
2) при выполнении работ более высокой квалификации, соответствующих более высокому разряду оплаты труда по сравнению с установленным в трудовом договоре, оплата производится по выполняемой работе;
3) в подразделениях, проблемных
по укомплектованию кадрами,
4) в соответствии с п. 4.2.2 Коллективного
договора локомотивными
Премии выплачиваются по 8 позициям: за выполнение работы предприятия, высокие достижения в труде, улучшение качества выполняемых работ, рост производительности труда, снижение себестоимости работ и другие конечные результаты хозяйственной деятельности. Отметим, что более высокая премия у работников основных профессий; в условиях премирования мало уделяется внимания повышению качества работы и повышению производительности труд
С 1 января 2011 г. на предприятии, как пилотный проект, действует новая трехуровневая система премирования в структурных подразделений ОАО «РЖД». Основной целью внедрения новой корпоративной системы премирования является закрепление кадрового потенциала путем усиления материального стимулирования работников. Новая система премирования включает уровни:
Первый уровень – отсутствие аварий, сходов, случаев травматизма со смертельным исходом по вине работодателя, роста числа нарушений безопасности движения. Это обязательное условие, дающее право на получение премии. Второй уровень – результаты работы предприятия. Третий – индивидуальные показатели работы. Для машинистов это техническая скорость, соблюдение нормативов подготовительно-заключительных действий, недопущение перерасхода топлива и электроэнергии.
Первые месяцы внедрения данной системы премирования выявили и первые недостатки. К таким относятся слабая регламентация и начисления премии за выполненные показатели. То есть принятая система привела к уменьшению выплат работникам депо.
Далее рассмотрим сравнительную таблицу среднемесячной заработной платы работников ТЧЭ Туапсе и Туапсинского морского торгового порта (ТМТП).
Таблица 12 - Среднемесячная заработная плата за 2010-2012 годы, руб.
Предприятие |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
ТЧЭ Туапсе |
25316 |
27646 |
31644 |
ТМТП |
37290 |
38637 |
40782 |
Российская Федерация |
12468 |
14014 |
15153 |
Согласно приведенным данным видно опережающий уровень оплаты труда в Туапсинском морском торговом порту. Также усугубляет ситуацию то, что ТЧЭ Туапсе не предоставляет жилье для работников, а банк, обслуживающий локомотивное депо и предоставляющий услугу ипотечного кредитования, предлагает слишком высокий банковский процент, который не могут выплатить работники депо, в то время как порт построил несколько домов и предоставлял жилье своим рабочим на разных условиях. Отсюда понятен отток более квалифицированной рабочей силы, что связано с неудовлетворенностью уровнем заработной платы и не достаточного уровня социальной защищенности.
Но при этом, можно выделить ряд недостатков данной системы мотивации:
- относительно невысокий уровень оплаты при существующих условиях труда машинистов (12 часовой рабочий день, сверхурочная работа, плохие условия труда, большая ответственность);
- оплата труда машиниста-
- разница между оплатой
- машинист на маневрах получает меньше помощника машиниста на линии;
- низкая заработная плата
Поэтому данный стимул неполностью мотивирует персонал, что приводит к его оттоку, и при этом в первую очередь по своему желанию увольняются наиболее высоквалифицированные молодые работники. Эти сотрудники переходят на предприятия среднего и малого бизнеса, где постоянно организовываются новые высокооплачиваемые рабочие места.
Таким образом, наличие превышения уровня оплаты труда порту в сравнении с заработной платой в ТЧЭ Туапсе при оттоке высококвалифицированных работников подтверждает проблему неэффективной системы управления трудовыми ресурсами, в которой запас прочности материальных стимулов почти исчерпан.
2.2.3 Косвенная материальная мотивация
Социальная защита и поддержка работников ТЧЭ Туапсе определяется коллективным договор между руководством ОАО «РЖД» и ее работниками.
Коллективный договор
– это правовой акт, регулирующий
социально-трудовые отношения в
организации и заключаемые
В коллективном договоре с целью снижения социальной напряженности, предотвращения сокращения численности (штата) работников при падении объемов работы, снижения предъявления грузов к перевозкам, предусмотрены следующие возможные действия администрации:
На предприятии согласно положениям коллективного договора предоставляются дополнительные отпуска за работу во вредных условиях по «Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» сверх отпуска продолжительностью 28 календарных дней.
Устанавливается сменный режим работы для отдельных категорий работников (утвержденный график сменности).
В случае гибели работника при исполнении служебных обязанностей выплачивается семье единовременное пособие в размере не менее 3-х годовых заработков и полностью оплачиваются ритуальные услуги за счет предприятия.
При увольнении в связи с уходом на пенсию выплачивается единовременное поощрение за добросовестный труд на железнодорожном транспорте.
Работникам, награжденным знаком «Почетному железнодорожнику» или имеющим звание «Лауреат Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей», размер указанного поощрения увеличивается на 50%. На предприятии также производятся выплаты разовой благотворительной помощь (дополнительную пенсию) бывшим работникам железнодорожного транспорта, профсоюзным работникам и работникам бюджетных организаций, оставившим работу в связи с уходом на пенсию, а также ветеранам железнодорожного транспорта, прибывшим на постоянное место жительства на территорию СКЖ Пенсионерам, награжденным знаком «Почетному железнодорожнику или имеющим звание «Лауреат премии Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей», размер пенсии увеличивается на 50 %.
На пенсионеров, ушедших после 1 марта 2011 г. вышеуказанная помощь не распространяется. Инвалидам (получившим увечье на железнодорожном транспорте), имеющим стаж менее 5 лет, благотворительная помощь выплачивается в размере 2-х минимальных пенсий.
Анализ выплат социального характера в ТЧЭ Туапсе представлен в таблице 12.
Таблица 12 – Мероприятия, направленные на обеспечение социальной защищенности работников ТЧЭ Туапсе за 2010-2012 годы
Мероприятия |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |||
чел. |
тыс.руб. |
чел. |
тыс.руб. |
чел. |
тыс.руб. | |
1.Предоставление работникам и членам их семей, бесплатного проезда по годовому билету 2.Предоставление дополнительного отпуска по 23 профессиям за тяжелые и вредные условия труда продолжительностью от 6 до 12 рабочих дней 3.Предоставление дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день машинистам инструкторам локомотивных бригад, имеющим прикрепленные бригады; 4.Возмещение расходов с постоянной работой в пути и с разъездным характером работ 5.Возмещение расходов машинистам и помощникам машинистов локомотивов в поездном движении – за поездку туда и обратно в размере норм суточных 6. При увольнении впервые, в связи с уходом на пенсию, и по инвалидности, независимо от возраста. Выплачено единовременных поощрений |
1524
763
484 |
1318,4
1614,7 |
1990
774
600 |
1680,6
2973,6 |
1403
786
12
16
554 |
4925,7
4100,1
1200,7
2927,9 |
7.Оказание материальной помощи бывшим работникам железнодорожного транспорта, оставившим работу в связи с уходом на пенсию |
16 |
123,0 |
25 |
287,0 |
20 |
4410,0 |
Итого: |
7718,7 |
13210,3 |
15600,9 |