Управление трудовыми ресурсами как фактор повышения эффективности структурного подразделения-филиала ОАО «РЖД»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:48, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта являются разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления трудовыми ресурсами ТЧЭ Туапсе для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
В дипломном проекте решаются следующие задачи:
- исследуются современные подходы к организации системы управления трудовыми ресурсами на предприятиях в ОАО «РЖД»;
- анализируется контингент ТЧЭ Туапсе: оценивается степень удовлетворенности работников, изучается их ценностная ориентация, анализируется состав и структура заработной платы;
- даются рекомендации по совершенствованию системы управления трудовыми ресурсами ТЧЭ Туапсе.

Содержание

Введение 11
1 Система управления трудовыми ресурсами на предприятиях ОАО «РЖД» 13
1.1 Управление трудовыми ресурсами: определение и теоретическая база 14
1.2 Проблема снижения эффективности системы управления трудовыми ресурсами в ОАО «РЖД» 20
2 Анализ эффективности системы управления трудовыми ресурсами
ТЧЭ Туапсе 31
2.1 Экономическая характеристика предприятия 31
2.2 Анализ управления трудовых ресурсов 37
3 Рекомендации по совершенствованию системы управления 69
трудовыми ресурсами ТЧЭ Туапсе 69
4 Безопасность и экологичность решений проекта 91
4.1 Охрана труда 91
4.2 Охрана окружающей среды 98
Заключение 103

Вложенные файлы: 1 файл

ДипломМадилян.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

 

Рабочим локомотивных бригад могут устанавливаться следующие  доплаты:

а) до 30% часовой тарифной ставки:

- при работе на удлиненных  участках обслуживания ( свыше 250 км);

- при работе с тяжеловесными  поездами;

- при работе с длинносоставными  поездами.

б) до 50% часовой тарифной ставки:

- при работе с соединенными  поездами;

- при работе с поездами  повышенной массы и длины с  распределенными по длине поезда  локомотивами.

Машинистам локомотивов, работающим без помощника машиниста  локомотивов, устанавливаются доплаты:

а) 50% часовой тарифной ставки – при вождении пассажирских и пригородных поездов;

б) от 10% до 50% часовой тарифной ставки – при работе в маневровом и вывозном движении;

в) остальным машинистам локомотивов, работающим без помощников, могут устанавливаться доплаты  в размере до 50% часовой тарифной ставки.

Конкретный размер и порядок установления доплат определяются руководителем филиала ОАО «РЖД» с учетом степени загрузки работников.

Рабочим локомотивных бригад устанавливаются надбавки за класс  квалификации и право управления локомотивом (таблица 11).

Таблица 11 – Надбавка машинистам

Рабочие локомотивных бригад

Размер ежемесячной  надбавки (в процентах к тарифной ставке)

при наличии прав управления локомотивами

одного вида тяги

двух и более видов тяги

Машинист локомотива 1 класса

20

25

Машинист локомотива 2 класса

10

15

Машинист локомотива 3 класса

5

10

Помощник машиниста  локомотива, имеющий право управления локомотивом

5

10


 

Кроме того, машинистам предусмотрены  компенсационные выплаты:

1) доплата за работу в ночное время – в размере 40% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (с 22.00 до 6.00);

2) доплата за сверхурочную  работу;

3) доплата за работу  в выходной или нерабочий праздничный  день.

Кроме этого, в целях регулирования заработной платы с учетом специфики региональных рынков труда к заработной плате работников могут устанавливаться региональные компенсационные надбавки – в размере до 60 % тарифной ставки (оклада).

Право филиалов на региональные надбавки и размер дополнительных финансовых средств определяется централизованно  в соответствии с методикой, предусмотренной «Положением о корпоративной системе оплаты труда», на основе следующих показателей: соотношения уровня заработной платы в промышленности региона; текучести кадров в подразделении филиалов; прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе.

Перечень работников отдельных производственных групп  с наибольшей сложностью в укомплектовании  кадрами для установления надбавок, конкретные размеры региональных надбавок работникам устанавливаются руководителем филиала.

К прочим выплатам относят:

1) оплата времени следования пассажиром, доплата за работу в сверх урочное время начисляется из расчета часовой тарифной ставки установленного разряда оплаты труда;

2) при выполнении работ более  высокой квалификации, соответствующих более высокому разряду оплаты труда по сравнению с установленным в трудовом договоре, оплата производится по выполняемой работе;

3) в подразделениях, проблемных  по укомплектованию кадрами, по  решению начальника филиала работникам могут устанавливаться зональные надбавки;

4) в соответствии с п. 4.2.2 Коллективного  договора локомотивными бригадами  при работе с пассажирскими,  пригородными, грузовыми поездами  выплачивается возмещение расходов в размере суточных (100 руб.) за каждую поездку туда и обратно продолжительностью не менее 7 часов.

Премии выплачиваются по 8 позициям: за выполнение работы предприятия, высокие достижения в труде, улучшение качества выполняемых работ, рост производительности труда, снижение себестоимости работ и другие конечные результаты хозяйственной деятельности. Отметим, что более высокая премия у работников основных профессий; в условиях премирования мало уделяется внимания повышению качества работы и повышению производительности труд

С 1 января 2011 г. на предприятии, как пилотный проект, действует новая трехуровневая система премирования в структурных подразделений ОАО «РЖД». Основной целью внедрения новой корпоративной системы премирования является закрепление кадрового потенциала путем усиления материального стимулирования работников. Новая система премирования включает уровни:

  • условия для премирования;
  • ключевые задачи предприятия;
  • индивидуальные задания.

Первый уровень – отсутствие аварий, сходов, случаев травматизма  со смертельным исходом по вине работодателя, роста числа нарушений безопасности движения. Это обязательное условие, дающее право на получение премии. Второй уровень – результаты работы предприятия. Третий – индивидуальные показатели работы. Для машинистов это техническая скорость, соблюдение нормативов подготовительно-заключительных действий, недопущение перерасхода топлива и электроэнергии.

Первые месяцы внедрения  данной системы премирования выявили  и первые недостатки. К таким относятся  слабая регламентация и начисления премии за выполненные показатели. То есть принятая система привела к уменьшению выплат работникам депо.

Далее рассмотрим сравнительную таблицу среднемесячной заработной платы работников ТЧЭ Туапсе и Туапсинского морского торгового порта (ТМТП).

 Таблица 12 - Среднемесячная заработная плата за 2010-2012 годы, руб.           

Предприятие

2010 год

2011 год

2012 год

ТЧЭ Туапсе

25316

27646

31644

ТМТП

37290

38637

40782

Российская Федерация

12468

14014

15153


 

Согласно приведенным  данным видно опережающий уровень  оплаты труда в Туапсинском морском торговом порту. Также усугубляет ситуацию то, что ТЧЭ Туапсе не предоставляет жилье для работников, а банк, обслуживающий локомотивное депо и предоставляющий услугу ипотечного кредитования, предлагает слишком высокий банковский процент, который не могут выплатить работники депо, в то время как порт построил несколько домов и предоставлял жилье своим рабочим на разных условиях. Отсюда понятен отток более квалифицированной рабочей силы, что связано с неудовлетворенностью уровнем заработной платы и не достаточного уровня социальной защищенности.

Но при этом, можно выделить ряд  недостатков данной системы мотивации:

- относительно невысокий уровень оплаты при существующих условиях труда машинистов (12 часовой рабочий день, сверхурочная работа, плохие условия труда, большая ответственность);

- оплата труда машиниста-инструктора  отстает в оплате труда помощника машиниста;

- разница между оплатой машиниста  пассажирского и грузового поезда  составляет 10 %;

- машинист на маневрах получает  меньше помощника машиниста на  линии;

- низкая заработная плата приемщиков  локомотивов.

Поэтому данный стимул неполностью мотивирует персонал, что приводит к его оттоку, и при этом в первую очередь по своему желанию увольняются наиболее высоквалифицированные молодые работники. Эти сотрудники переходят  на предприятия среднего и малого бизнеса, где постоянно организовываются новые высокооплачиваемые рабочие места.

Таким образом, наличие превышения уровня оплаты труда порту в сравнении с заработной платой в ТЧЭ Туапсе при оттоке высококвалифицированных работников подтверждает проблему  неэффективной системы управления трудовыми ресурсами, в которой запас прочности материальных стимулов почти исчерпан.

2.2.3 Косвенная материальная мотивация

Социальная защита и  поддержка работников ТЧЭ Туапсе  определяется коллективным договор между руководством ОАО «РЖД» и ее работниками.

Коллективный договор  – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в  организации и заключаемые работниками  и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор в ТЧЭ Туапсе заключается на основании Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», Отраслевого тарифного соглашения и других нормативных и правовых актов. Договор направлен на обеспечение эффективной работы дороги и безопасности движения, полное удовлетворение потребностей в грузовых и пассажирских перевозках, повышение социального уровня железнодорожников путем повышения реальной заработной платы, обеспечение долгосрочной гарантии занятости, надлежащего уровня медицинского обслуживания и жилищного обеспечения.

В коллективном договоре с целью снижения социальной напряженности, предотвращения сокращения численности (штата) работников при падении объемов работы, снижения предъявления грузов к перевозкам, предусмотрены следующие возможные действия администрации:

  • временная приостановка найма новых работников, за исключением приема специалистов и рабочих, которые отсутствуют на предприятии;
  • перевод работников на работу по режиму неполного рабочего времени, за исключением работников предпенсионного возраста, которым до выхода на пенсию осталось не более 2-х лет и работников – участников ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС;
  • в соответствии с законодательством о труде РФ постоянно проводить работу по обеспечению занятости высвобождаемых работников федерального железнодорожного транспорта, уделяя особое внимание упреждающей переподготовке второй профессии и созданию новых рабочих мест.
  • по договоренности сторон предоставлять высвобождаемым работникам 1 день в неделю для самостоятельного поиска работы.

На предприятии согласно положениям коллективного договора предоставляются дополнительные отпуска за работу во вредных условиях по «Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» сверх отпуска продолжительностью 28 календарных дней.

Устанавливается сменный режим  работы для отдельных категорий  работников (утвержденный график сменности).

В случае гибели работника при исполнении служебных обязанностей выплачивается семье единовременное пособие в размере не менее 3-х годовых заработков и полностью оплачиваются ритуальные услуги за счет предприятия.

При увольнении в связи с уходом на пенсию выплачивается единовременное поощрение за добросовестный труд на железнодорожном транспорте.

Работникам, награжденным знаком «Почетному железнодорожнику» или имеющим  звание «Лауреат Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей», размер указанного поощрения увеличивается на 50%. На предприятии также производятся выплаты разовой благотворительной помощь (дополнительную пенсию) бывшим работникам железнодорожного транспорта, профсоюзным работникам и работникам бюджетных организаций, оставившим работу в связи с уходом на пенсию, а также ветеранам железнодорожного транспорта, прибывшим на постоянное место жительства на территорию СКЖ Пенсионерам, награжденным знаком «Почетному железнодорожнику или имеющим звание «Лауреат премии Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей», размер пенсии увеличивается на 50 %.

  На пенсионеров, ушедших  после 1 марта 2011 г. вышеуказанная помощь не распространяется.   Инвалидам (получившим увечье на железнодорожном транспорте), имеющим стаж менее 5 лет, благотворительная помощь выплачивается в размере 2-х минимальных пенсий.

Анализ выплат социального характера  в ТЧЭ Туапсе представлен в  таблице 12.

Таблица 12 – Мероприятия, направленные на обеспечение социальной защищенности работников ТЧЭ Туапсе за 2010-2012 годы

Мероприятия

2010 г.

2011 г.

2012 г.

чел.

тыс.руб.

чел.

тыс.руб.

чел.

тыс.руб.

1.Предоставление работникам и членам их семей, бесплатного проезда по годовому билету

2.Предоставление дополнительного отпуска по 23 профессиям за тяжелые и вредные условия труда продолжительностью от 6 до 12 рабочих дней

3.Предоставление дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день машинистам инструкторам локомотивных бригад, имеющим прикрепленные бригады;

4.Возмещение расходов с постоянной работой в пути и с разъездным характером работ

5.Возмещение расходов  машинистам и помощникам машинистов локомотивов в поездном движении – за поездку туда и обратно в размере норм суточных

6. При увольнении впервые, в связи с уходом на пенсию, и по инвалидности, независимо от возраста. Выплачено единовременных поощрений

 

 

1524

 

 

 

 

763

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

484

 

 

 

 

 

 

 

1318,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1614,7

 

 

1990

 

 

 

 

774

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

600

 

 

 

 

 

 

 

1680,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2973,6

 

 

1403

 

 

 

 

786

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

554

 

 

 

 

 

 

 

4925,7

 

 

 

 

 

4100,1

 

 

 

 

 

1200,7

 

 

 

 

2927,9

7.Оказание материальной помощи бывшим работникам железнодорожного транспорта, оставившим работу в связи с уходом на пенсию

16

123,0

25

287,0

20

4410,0

Итого:

 

7718,7

 

13210,3

 

15600,9

Информация о работе Управление трудовыми ресурсами как фактор повышения эффективности структурного подразделения-филиала ОАО «РЖД»