Управление финансовыми ресурсами страховой компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 02:08, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы: является выработка стратегии управления финансовыми ресурсами предприятия. Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть теоретические основы управления финансовыми ресурсами предприятия: сущность, цели, задачи, основные направления реализации стратегии управления;
разработать стратегический план управления финансовыми ресурсами;
экспериментально изучить управление финансовыми ресурсами на ЗАО «Макс» предприятия, дать анализ финансовых показателей повышения эффективности деятельности предприятия;

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ГОТОВЫЙ.doc

— 2.92 Мб (Скачать файл)

Кроме перечисленных  основных видов текущих финансовых планов на предприятии могут разрабатываться  и другие их виды (например, программа реальных инвестиций в разрезе отдельных инвестиционных проектов, эмиссионный план и т.п.).

Цели финансового планирования:

  1. новаторские – творческие, перспективные цели;
  2. решение проблемы (зачем нам нужна прибыль);
  3. обычные рабочие обязанности (предъявляем требования к работникам, планируем заранее);
  4. самосовершенствование (личные творческие цели конкретных специалистов).

Задачи финансового  планирования:

  1. определить источники и размеры собственных финансовых ресурсов (прибыли, амортизационного фонда и устойчивые пассивы – кредиторская задолженность, которая законно находится в обороте);
  2. принятие решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов. Уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций. Развиваться лучше не за счет своих средств, а за счет внешних кредиторов. Главные кредиторы в мире – банки;
  3. выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности;
  4. определить финансовые взаимоотношения предприятия с госбюджетом, банками, с вышестоящими организациями. Нужны ли нам эти взаимоотношения? В госбюджете сейчас должна быть проведена оптимизация налогообложения;
  5. обеспечивается соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
  6. контролируется финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия.

Существует следующие  методы разработки стратегического плана управления финансовыми ресурсами предприятия:

  1. расчетно-аналитический. В основе лежит использование экспертной оценки. (Отчетные данные за предплановый период - Экспертная оценка динамики отчетных показателей - Экспертная оценка перспектив развития - Расчет финансового показателя). Этот метод не оптимален – метод от достигнутого;
  2. нормативный. На основе заранее установленных нормативов рассчитывается потребность организации в финансовых ресурсах и их источниках. Этот метод более научный;
  3. балансовый. Применяется при прогнозировании поступления выплат из фондов потребления и накопления, при составлении квартального плана доходов и расходов, при составлении платежного календаря. Применяется по чисто финансовым показателям, следовательно, достигается синхронность во времени;
  4. метод оптимизации плановых решений. Он же метод многовариантности расчетов. Предполагает составление нескольких вариантов расчетов и выбора оптимального на основе принятого критерия. Существует 2 направления выбора: 1 вариант – если даны ресурсы, то стремятся получить наилучший результат от их использования; 2 вариант – если задан результат, то ищут вариант минимизации затрат;
  5. экономико-математическое моделирование (ЭММ). Эти методы количественно выражают тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными определяющими их факторами с помощью математических приемов.

Процесс разработки стратегического  плана управления финансовыми ресурсами  включает в себя несколько этапов:

Анализ финансовой ситуации. Он строится на основе:

Бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках (Ф-2), отчета о движении денежных средств (Ф-4).

Задача анализа: оценить  финансовые возможности фирмы и  определить проблемы;

Разработка общей финансовой стратегии фирмы. Составление перспектив, стратегического плана;

Составление текущего плана. Уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов путем составления текущего плана;

Корректировка, увязка и  конкретизация плана. Производится стыковка показателей финансового плана с другими планами и программами, разрабатываемыми фирмой;

Разработка оперативных  финансовых планов;

Практическое внедрение  планов и контроль за их выполнением.

При разработке стратегического  плана определенное место занимает перспективное планирование, которое определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширения воспроизводства. Составляется на срок 3-5 лет. В настоящее время им занимаются редко. Задачи:

  1. обоснование путей максимального использования для достижения своих целей, благоприятных факторов и способов нейтрализации неблагоприятных факторов. Оптимизация рисков;
  2. выбор и обоснование источников финансирования выбранной стратегии. Включает в себя:
    1. разработку финансовой стратегии предприятия;
    2. прогнозирование финансовой деятельности.

Финансовая стратегия  должна соответствовать целям и  направлениям экономической стратегии. Иногда финансовая стратегия оказывает  решающее влияние на общую стратегию [34, с.12].

Существует 6 типов стратегий  поведения фирмы:

  1. вхождение в новый бизнес;
  2. стратегия «дойной коровы» базируется на предположениях:
  1. путем эффективного управления прямыми издержками (переменными) фирма стремится к получению устойчивого солидного денежного потока;
  1. занимает большую долю рынка для использования эффекта масштаба – это позволяет ей какое то время при минимальных капитальных вложениях «снимать сливки»;
  1. стратегия выхода из данного бизнеса;
  1. расширение данного бизнеса;
  2. инновации в данный бизнес;
  3. стратегия выживания.

Этапы разработки финансовой стратегии предприятия:

- расчет периода реализации стратегии;

- анализ фактов внешней  финансовой среды фирмы, изучение  экономико-правовых условий фирмы,  факторов риска;

- формирование стратегических целей финансовой деятельности. Требования к стратегическим целям: их система должна быть четкой и краткой, каждая цель должна быть представлена в виде конкретных нормативов;

- разработка финансовой  политики фирмы по конкретным  направлениям финансовой деятельности (отдельно налоговая, дивидендная,  амортизационная политика);

- разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;

- оценка разработанной  финансовой стратегии, в т.ч.  ее согласование.

Текущее финансовое планирование это конкретизация показателей  стратегических планов. Составляется на 1 год, разбивается на кварталы и/или месяцы.

Цель – оценка финансового  положения фирмы на конец планируемого года. В основе планирования лежит  определение объема будущих продаж. Прогнозируется объем натуральных  продаж, цены и объем реализации по стоимости. Чем короче период, тем точнее информация.

Далее рассчитывают план по производству. Затем определяется количество необходимых материальных и трудовых ресурсов, прогнозируются изменения цен на них, определяются прямые (переменные) затраты на производство. План движения денежных средств. Учитывая приток денежных средств (поступления и платежи) и отток (затраты и расходы), рассчитываем чистый денежный поток (избыток, дефицит).

Значение: данная форма  позволяет проверить реальность источников поступления средств, обоснованность расходов, синхронность их возникновения, определить возможную величину потребности в заемных средствах.

Составление бухгалтерского баланса. Цели:

  1. определение необходимого прироста отдельных видов активов;
  2. формирование оптимальной структуры капитала;

Оперативное финансовое планирование. Цель – контроль над формированием и расходованием финансовых ресурсов, ожидаемых в ближайшем будущем. Задачи:

  1. эффективный контроль над формированием и использованием финансовых ресурсов;
  2. обеспечение и поддержание ликвидности фирмы. Ликвидность в большей мере зависит от движения денежных потоков, нежели чем от запасов, сырья и материалов. Коэффициент ликвидности = оборотные средства – запасы. Коэффициент ликвидности – краткосрочная кредиторская задолженность. Показывает число дней, в течение которых фирма может работать исключительно за счет имеющихся у нее ликвидных активов.

3) расчет объема возможных  денежных поступлений с учетом  объема реализации и дебиторской  задолженности;

4) оценка денежных  расходов, ожидаемых в плановом периоде. (Относительно постоянные и относительно переменные);

5) расчет потребности  в краткосрочном кредите;

6) определение денежного  сальдо и подведение итогов.

5 и 6 этапы допустимо  менять местами. Кроме платежного  календаря составляется еще и  налоговый календарь, что позволяет избежать просрочек и пени.

Составляется 3 плана.

      1. Составление и исполнение платежного календаря.
      2. Составление кассового плана.
      3. Расчет потребности в краткосрочном кредите.

Платежный календарь  составляется на квартал с разбивкой  по месяцам или более мелким периодам. Обязательно сбалансируются притоки и оттоки денежных средств.

Назначение:

  1. координация во времени денежных поступлений и предстоящих расходов;
  2. формирование информации о приходе и расходе денег, обеспечивающей ежедневный учет изменений;
  3. анализ неплатежей (по суммам и источникам), организация конкретных мероприятий по их преодолению;
  4. расчет потребности в краткосрочном кредите и оперативное приобретение заемных средств;

5) расчет по суммам  и срокам временно свободных  денежных средств;

6) анализ финансового  состояния предприятия с позиции  наиболее надежного и выгодного  размещения временно свободных  денежных средств.

Процесс составления.

    1. Выбор периода планирования (чаще квартал, но может быть и чаще).

2. Планирование объема реализации [23, с.25].

Основывается этот этап на результатах анализа внутренней и внешней информации. Окончательный  объем продаж увязывают с производством. Существует 2 варианта увязки:

1) поддержать тесную  взаимосвязь между производством  и реализацией;

2) удерживать производство на относительно стабильном уровне. (Более эффективен).

Кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты  наличных денег через кассу. Обеспечивает контроль над поступлением и расходованием наличных. Разрабатывается на квартал и представляется в коммерческий банк. Исходные данные для его составления:

  1. предполагаемые выплаты по фонду зарплаты и фонду потребления в денежной форме;
  2. информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам;
  3. информация о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами;
  4. сведения о сумме налогов (в основном с зарплаты рабочих).

Заключительный этап финансового плана – составление  аналитической записки, в которой  указываются: величина и структура  доходов и расходов и взаимоотношения предприятия с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования. Большее внимание уделяется распределению прибыли. В заключении делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами в структуре источников их формирования [30, с.45].

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «МАКС»

 

2.1. Технико-экономическая характеристика деятельности предприятия

 

Закрытое  акционерное общество «Московская акционерная страховая компания» (ЗАО «МАКС») зарегистрирована 13 марта 1992 года, регистрационный номер - 9055 по реестру Московской регистрационной палаты, лицензия № 0950-Д Министерства Финансов РФ на право проведения страховой деятельности. Основные направления деятельности - личное страхование (включая страхование лекарственного обеспечения, обязательное и добровольное медицинское страхование), страхование жилого фонда и нежилых помещений, другие виды имущественного страхования, страхование ответственности, в том числе страхование гражданской ответственности эксплуатирующих организаций - объектов использования атомной энергии и предприятий - источников повышенной опасности, страхование ядерных рисков, автострахование (страхование автомобилей (КАСКО), обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев), страхование грузов, страхование строительно-монтажных рисков, агрострахование, страхование залогового имущества [2].

Объектом преддипломной практики является филиал ЗАО «МАКС» в г. Уфе. На сегодняшний день компания «МАКС» - это одни из крупнейших страховых организаций России со своим легко узнаваемым почерком ведения бизнеса. Безукоризненная репутация, финансовая надежность, обязательность и профессионализм персонала, уникальность страховых программ и проектов делают сотрудничество с компанией наиболее оптимальным и оправданным.

Информация о работе Управление финансовыми ресурсами страховой компании