Уровень и качество жизни в Пермском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – проанализировать уровень жизни населения России. Объектом изучения является экономические и социальные процессы происходящие в экономике страны и края.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы уровня и качества жизни населения……………..5
1.1.Понятия уровня и качества жизни……………………………………….5
1.2. Основные совокупные показатели и индикаторы……………………..10
2. Текущее состояние уровня жизни в Пермском крае………………….....19
2.1. Анализ уровня жизни в Пермском крае………………………………..19
2.2. Перспективы улучшения уровня жизни………………………………..27
3.Современное состояние уровня жизни в России…………………………34
3.1. Оценка изменения уровня жизни……………………………………….34
3.2. Проблемы и перспективы повышения уровня жизни населения …….47
Заключение……………………………………………………………………61
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

моя работа после отправки.docx

— 146.29 Кб (Скачать файл)




          Уровень жизни населения

          Уровень жизни населения

Денежные доходы населения  края за девять месяцев 2012 года составили 505636,3 млн. рублей (21353,2 рубля в среднем на душу в месяц), и увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8,1%.

Реальные располагаемые  денежные доходы (доходы за вычетом  обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) населения за январь-сентябрь 2012 года по сравнению с январём-сентябрём 2011 годом выросли на 0,5%.

Денежные расходы населения  края в январе-сентябре 2012 года составили 477183,6 млн. рублей, по сравнению с январём-сентябрём 2011 года увеличились на 8,7%, из них 389417,5 млн. рублей (на 10,8% больше) направлены на покупку товаров и оплату услуг.

Среднемесячная начисленная  заработная плата одного работника  за январь-август 2012 года составила 20701,2 рубля и возросла по сравнению с январём-августом 2011 года на 14,0%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, по отношению к аналогичному периоду 2011 года увеличилась на 8,1%.

По данным организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства (без организаций с численностью до 15 человек), сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 1 октября 2012 года, суммарная задолженность составила 99,8 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с 1 октября 2011 года на 5,3%. Вся задолженность по заработной плате образовалась из-за отсутствия собственных средств организаций. Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по заработной плате на 1 октября 2012 года, составила 7761 человек. В расчете на одного работника сумма просроченной задолженности сложилась в размере 12860 рублей.

Из общей суммы просроченной задолженности 17,9% приходится на задолженность, образовавшуюся в 2011 году, 50,2% – в 2010 году и ранее. Из общего объёма задолженности 45,4 млн. рублей составляет сумма долга  лицам, уволенным из организаций в 2011 году и ранее [7].

Занятость и безработица

Число замещённых рабочих  мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях, не являющихся субъектами малого предпринимательства (без организаций с численностью до 15 человек) составило в августе 2012 года 688,0 тыс. человек и уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,3%.

К концу сентября 2012 года в Агентстве по занятости населения  Пермского края состояло на учете 20277 незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 18546 человек имели статус безработного (на 24,5% меньше, чем год назад).

На начало октября 2012 года пособие по безработице было назначено 17727 безработным или 95,6% от их общего числа.

Общая потребность в  работниках, заявленная в Агентство  по занятости населения работодателями на конец сентября 2012 года составила 34911 человек. Более половины вакансий приходится на г. Пермь (61,5%). Нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 58,1 человек [9].

Таблица 4

Усредненных статистических данных о занятости и безработице в Пермском Крае по годам

Год

Экономически  Активные

Занятые

Безработные

Уровень Безработицы

2011

1 438 000

1 329 000

109 000

7,60

2010

1 441 000

1 318 000

123 000

8,51

2009

1 449 000

1 302 000

146 000

10,10

2008

1 446 000

1 324 000

123 000

8,48

2007

1 436 000

1 342 000

94 000

6,53

2006

1 438 000

1 340 000

99 000

6,85

2005

1 419 000

1 319 000

99 000

7,01

2004

1 447 000

1 346 000

101 000

6,97

2003

1 411 000

1 311 000

99 000

7,05

2002

1 441 000

1 310 000

131 000

9,08

2001

1 430 000

1 332 000

98 000

6,87

2000

1 429 000

1 278 000

152 000

10,61




 

 

2.2. Перспективы улучшения уровня жизни в Пермском крае

Одним из основных условий  интенсивного развития Пермского края

является формирование здорового, прогрессивного поколения, потребностью которого станет использование различных  видов спорта и физической культуры в своей повседневной жизни. Зачастую болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и вредными привычками. Привлечение жителей нашего региона к занятиям физической культурой и спортом, повышение качества спортивно-оздоровительных услуг рассматривается как один из основных механизмов оздоровления всех категорий населения.

Спортивная политика Пермского края, направленная на формирование потребности здорового образа жизни у населения, проводимая в последние годы, выражается в:

- увеличении количества занимающихся физической культурой и спортом;

- материальном стимулировании  спортсменов и тренеров;

- строительстве новых  спортивных сооружений и реконструкции  старых [8, 9].

      Стратегический приоритет Правительства Пермского края в сфере развития физической культуры и спорта – это развитие массового спорта и прежде всего повышение популярности и востребованности занятия спортом среди детей и молодежи. В Пермском крае реализуется краевая целевая программа «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2008–2010 гг.», целевым ориентиром которой является увеличение численности населения, систематически занимающегося разными формами физической культуры и спорта. В рамках программы осуществляется комплекс мероприятия по разработке новых механизмов деятельности в системе предоставления физкультурно-оздоровительных услуг различным категориям жителей края, а также создания условий для развития детско-юношеского спорта и воспитания олимпийского резерва. За последние годы физкультурно-спортивная активность населения Пермского края увеличилась. В 2010 г. удельный вес населения, занимающегося физической культурой в организованной форме, в крае составил почти 15%. В существующих условиях развития общества неотъемлемой составляющей спортивного образа жизни и новых достижений становятся современные стадионы, спортивные залы, бассейны и корты. [8,9,11].

Повышение эффективности оказания услуг в сфере здравоохранения

Реформирование отрасли  здравоохранения в Пермском крае началось

намного раньше, чем в  других регионах России. В частности, с 1 января 2007 г. был осуществлен переход  учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. Этому предшествовала работа по формированию нормативно-правовой базы, формированию тарифной политики, ориентированной на одноканальное финансирование; разработка методики и порядка расчета полного тарифа. Существовавшая ранее система финансирования лечебных учреждений Прикамья формировалась из двух источников. По пяти статьям затрат (заработная плата, начисления, мягкий инвентарь, питание и медикаменты) – из системы обязательного медицинского страхования, а по остальным – из местных бюджетов.

Отсутствие единого заказчика  медицинской услуги для населения  не позволяло анализировать эффективность работы лечебных учреждений в целом, оставляло интересы пациента незащищенными и не допускало участия бизнеса в оказании бесплатной медицинской помощи населению. Это стало возможным после внедрения одноканальной системы финансирования здравоохранения в Пермском крае.

Одноканальная система финансирования и увеличение тарифов на медицинские услуги позволили через конкурс привлечь к исполнению государственного заказа поставщиков медицинских услуг всех форм собственности. Построение конкурентной модели отрасли здравоохранения в Пермском крае сегодня соответствует поставленным на федеральном уровне задачам создания условий равного доступа медицинским организациям различных форм собственности к реализации территориальных программ государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.

Уже сегодня в крае большая  часть непрофильных услуг в здравоохранении выведена на аутсорсинг: лабораторные исследования, питание, стирка белья, транспорт, вывоз и утилизация медицинских отходов и т.д.[11]

Кроме конкурсного отбора поставщиков медицинских услуг, другой

составляющей конкурентной модели здравоохранения является свободный выбор гражданами страховой медицинской организации по системе обязательного медицинского страхования.

         В Пермском крае – единственном субъекте Российской Федерации – такой выбор страховых компаний неработающим населением реализован с 1 июля 2005 года. Проект предусматривает конкурсный отбор страховых  медицинских организаций и право гражданина 1 раз в год выбирать страховую компанию из перечня прошедших конкурс. За время реализации этого проекта число страховых медицинских организаций по страхованию неработающих граждан увеличилось более чем в 2 раза (с 4 до 9). Более 60% неработающего населения сменили страховые медицинские организации, осуществив право свободного выбора.

Другое немаловажное направление  отрасли здравоохранения – укрепление материально-технической базы и превращение регионального здравоохранения в высокотехнологичную отрасль. С этой целью в крае реализовано несколько крупных проектов.

        Удовлетворенность населения медицинской помощью, по данным Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования, имеет положительную динамику – с 67% в 2008 году до 87,7% в 2010 г.

Это подтверждает динамика количества поступивших от пациентов жалоб. По сравнению с 2008 г. количество жалоб снизилось в 2 раза, а по сравнению с 2005 г. – почти в 20 раз. В докладе Минздравсоцразвития России «О ходе реализации в 2009 году Программы госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи» удовлетворенность населения медицинской помощью в Пермском крае оценена как высокая [10,11].

Повышение уровня образованности населения

С середины 90-х годов проблема нехватки мест в детских садах  была

одной из самых серьезных. В большинстве регионов России этот вопрос

остается острым и до настоящего времени.

         В Пермском крае в 2007 году было принято решение о введении социальных выплат семьям, чьи дети не посещают детские сады. Проект получил в народе название «Мамин выбор». Суть его состоит в том, что семья имеет выбор: отдать ребенка в детский сад или до 5 лет воспитывать его дома, получая пособие. Дети же из неблагополучных семей получили возможность посещать детский сад в первоочередном порядке.

Цель заключалась в том, чтобы снять проблему нехватки мест в детских садах, расширить рынок дошкольных образовательных услуг и тем самым способствовать повышению рождаемости. Сначала пособия стали выплачиваться далеко не во всех территориях. Однако уже в 2010 году выплаты производились в 36 территориях Пермского края, а в 2011 году в проекте будут участвовать 43 муниципальных образования. В результате в городах и районных центрах края, участвующих в краевом проекте по выплатам пособий, произошло существенное снижение очереди в детские сады. Если в 2008 году она составляла 39,4тыс. человек, то в 2010 году – 7,3 тыс. человек. При этом в большинстве пилотных территорий очередь практически отсутствует. К 2013 году мы планируем полностью ликвидировать очередь в детские сады [11, 8].

         Повышение безопасности

Долгие годы наш регион характеризовался высоким уровнем криминогенной обстановки, что исторически обусловлено таким социальным фактором, как высокая концентрация мест лишения свободы, производной которой является наличие в составе жителей большого числа ранее судимых граждан, что, в свою очередь, приводит к высоким показателям рецидивной (повторной) преступности. Чрезмерное развитие пенитенциарной системы не только формирует негативный имидж территории, но и требует значительных дополнительных затрат, поскольку способствует постоянному воспроизводству и увеличению числа таких социальных патологий, как преступность, наркомания, алкоголизм и в том числе в среде несовершеннолетних и молодёжи.

Если тяжкие преступления против личности, как правило, не выходят

за рамки того социального  круга, который их и воспроизводит, то для

добропорядочной части населения  гораздо более опасны грабежи, разбои, кражи, которые чаще всего не имеют тяжелых последствий, но создают тот самый вал преступности.

Профилактика этих преступлений строится на комплексной основе

с постоянным совершенствованием нормативно-правового, научно методического, информационного, кадрового обеспечения, имеет четкую вертикаль контроля и взаимодействия между органами власти всех уровней, отвечающих за данное направление деятельности.

Информация о работе Уровень и качество жизни в Пермском крае