Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 19:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать уровень жизни населения России. Объектом изучения является экономические и социальные процессы происходящие в экономике страны и края.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы уровня и качества жизни населения……………..5
1.1.Понятия уровня и качества жизни……………………………………….5
1.2. Основные совокупные показатели и индикаторы……………………..10
2. Текущее состояние уровня жизни в Пермском крае………………….....19
2.1. Анализ уровня жизни в Пермском крае………………………………..19
2.2. Перспективы улучшения уровня жизни………………………………..27
3.Современное состояние уровня жизни в России…………………………34
3.1. Оценка изменения уровня жизни……………………………………….34
3.2. Проблемы и перспективы повышения уровня жизни населения …….47
Заключение……………………………………………………………………61
Список литературы……………
Денежные доходы населения края за девять месяцев 2012 года составили 505636,3 млн. рублей (21353,2 рубля в среднем на душу в месяц), и увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8,1%.
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) населения за январь-сентябрь 2012 года по сравнению с январём-сентябрём 2011 годом выросли на 0,5%.
Денежные расходы населения края в январе-сентябре 2012 года составили 477183,6 млн. рублей, по сравнению с январём-сентябрём 2011 года увеличились на 8,7%, из них 389417,5 млн. рублей (на 10,8% больше) направлены на покупку товаров и оплату услуг.
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника за январь-август 2012 года составила 20701,2 рубля и возросла по сравнению с январём-августом 2011 года на 14,0%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, по отношению к аналогичному периоду 2011 года увеличилась на 8,1%.
По данным организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства (без организаций с численностью до 15 человек), сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 1 октября 2012 года, суммарная задолженность составила 99,8 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с 1 октября 2011 года на 5,3%. Вся задолженность по заработной плате образовалась из-за отсутствия собственных средств организаций. Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по заработной плате на 1 октября 2012 года, составила 7761 человек. В расчете на одного работника сумма просроченной задолженности сложилась в размере 12860 рублей.
Из общей суммы просроченной задолженности 17,9% приходится на задолженность, образовавшуюся в 2011 году, 50,2% – в 2010 году и ранее. Из общего объёма задолженности 45,4 млн. рублей составляет сумма долга лицам, уволенным из организаций в 2011 году и ранее [7].
Число замещённых рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях, не являющихся субъектами малого предпринимательства (без организаций с численностью до 15 человек) составило в августе 2012 года 688,0 тыс. человек и уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,3%.
К концу сентября 2012 года в Агентстве по занятости населения Пермского края состояло на учете 20277 незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 18546 человек имели статус безработного (на 24,5% меньше, чем год назад).
На начало октября 2012 года пособие по безработице было назначено 17727 безработным или 95,6% от их общего числа.
Общая потребность в
работниках, заявленная в Агентство
по занятости населения
Таблица 4
Усредненных статистических данных о занятости и безработице в Пермском Крае по годам
Год |
Экономически Активные |
Занятые |
Безработные |
Уровень Безработицы |
2011 |
1 438 000 |
1 329 000 |
109 000 |
7,60 |
2010 |
1 441 000 |
1 318 000 |
123 000 |
8,51 |
2009 |
1 449 000 |
1 302 000 |
146 000 |
10,10 |
2008 |
1 446 000 |
1 324 000 |
123 000 |
8,48 |
2007 |
1 436 000 |
1 342 000 |
94 000 |
6,53 |
2006 |
1 438 000 |
1 340 000 |
99 000 |
6,85 |
2005 |
1 419 000 |
1 319 000 |
99 000 |
7,01 |
2004 |
1 447 000 |
1 346 000 |
101 000 |
6,97 |
2003 |
1 411 000 |
1 311 000 |
99 000 |
7,05 |
2002 |
1 441 000 |
1 310 000 |
131 000 |
9,08 |
2001 |
1 430 000 |
1 332 000 |
98 000 |
6,87 |
2000 |
1 429 000 |
1 278 000 |
152 000 |
10,61 |
2.2. Перспективы улучшения уровня жизни в Пермском крае
Одним из основных условий интенсивного развития Пермского края
является формирование здорового, прогрессивного поколения, потребностью которого станет использование различных видов спорта и физической культуры в своей повседневной жизни. Зачастую болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и вредными привычками. Привлечение жителей нашего региона к занятиям физической культурой и спортом, повышение качества спортивно-оздоровительных услуг рассматривается как один из основных механизмов оздоровления всех категорий населения.
Спортивная политика Пермского края, направленная на формирование потребности здорового образа жизни у населения, проводимая в последние годы, выражается в:
- увеличении количества занимающихся физической культурой и спортом;
- материальном стимулировании спортсменов и тренеров;
- строительстве новых
спортивных сооружений и
Стратегический приоритет Правительства Пермского края в сфере развития физической культуры и спорта – это развитие массового спорта и прежде всего повышение популярности и востребованности занятия спортом среди детей и молодежи. В Пермском крае реализуется краевая целевая программа «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на 2008–2010 гг.», целевым ориентиром которой является увеличение численности населения, систематически занимающегося разными формами физической культуры и спорта. В рамках программы осуществляется комплекс мероприятия по разработке новых механизмов деятельности в системе предоставления физкультурно-оздоровительных услуг различным категориям жителей края, а также создания условий для развития детско-юношеского спорта и воспитания олимпийского резерва. За последние годы физкультурно-спортивная активность населения Пермского края увеличилась. В 2010 г. удельный вес населения, занимающегося физической культурой в организованной форме, в крае составил почти 15%. В существующих условиях развития общества неотъемлемой составляющей спортивного образа жизни и новых достижений становятся современные стадионы, спортивные залы, бассейны и корты. [8,9,11].
Повышение эффективности оказания услуг в сфере здравоохранения
Реформирование отрасли здравоохранения в Пермском крае началось
намного раньше, чем в других регионах России. В частности, с 1 января 2007 г. был осуществлен переход учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. Этому предшествовала работа по формированию нормативно-правовой базы, формированию тарифной политики, ориентированной на одноканальное финансирование; разработка методики и порядка расчета полного тарифа. Существовавшая ранее система финансирования лечебных учреждений Прикамья формировалась из двух источников. По пяти статьям затрат (заработная плата, начисления, мягкий инвентарь, питание и медикаменты) – из системы обязательного медицинского страхования, а по остальным – из местных бюджетов.
Отсутствие единого заказчика медицинской услуги для населения не позволяло анализировать эффективность работы лечебных учреждений в целом, оставляло интересы пациента незащищенными и не допускало участия бизнеса в оказании бесплатной медицинской помощи населению. Это стало возможным после внедрения одноканальной системы финансирования здравоохранения в Пермском крае.
Одноканальная система финансирования и увеличение тарифов на медицинские услуги позволили через конкурс привлечь к исполнению государственного заказа поставщиков медицинских услуг всех форм собственности. Построение конкурентной модели отрасли здравоохранения в Пермском крае сегодня соответствует поставленным на федеральном уровне задачам создания условий равного доступа медицинским организациям различных форм собственности к реализации территориальных программ государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
Уже сегодня в крае большая часть непрофильных услуг в здравоохранении выведена на аутсорсинг: лабораторные исследования, питание, стирка белья, транспорт, вывоз и утилизация медицинских отходов и т.д.[11]
Кроме конкурсного отбора поставщиков медицинских услуг, другой
составляющей конкурентной модели здравоохранения является свободный выбор гражданами страховой медицинской организации по системе обязательного медицинского страхования.
В Пермском крае – единственном субъекте Российской Федерации – такой выбор страховых компаний неработающим населением реализован с 1 июля 2005 года. Проект предусматривает конкурсный отбор страховых медицинских организаций и право гражданина 1 раз в год выбирать страховую компанию из перечня прошедших конкурс. За время реализации этого проекта число страховых медицинских организаций по страхованию неработающих граждан увеличилось более чем в 2 раза (с 4 до 9). Более 60% неработающего населения сменили страховые медицинские организации, осуществив право свободного выбора.
Другое немаловажное направление
отрасли здравоохранения –
Удовлетворенность населения медицинской помощью, по данным Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования, имеет положительную динамику – с 67% в 2008 году до 87,7% в 2010 г.
Это подтверждает динамика количества поступивших от пациентов жалоб. По сравнению с 2008 г. количество жалоб снизилось в 2 раза, а по сравнению с 2005 г. – почти в 20 раз. В докладе Минздравсоцразвития России «О ходе реализации в 2009 году Программы госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи» удовлетворенность населения медицинской помощью в Пермском крае оценена как высокая [10,11].
Повышение уровня образованности населения
С середины 90-х годов проблема нехватки мест в детских садах была
одной из самых серьезных. В большинстве регионов России этот вопрос
остается острым и до настоящего времени.
В Пермском крае в 2007 году было принято решение о введении социальных выплат семьям, чьи дети не посещают детские сады. Проект получил в народе название «Мамин выбор». Суть его состоит в том, что семья имеет выбор: отдать ребенка в детский сад или до 5 лет воспитывать его дома, получая пособие. Дети же из неблагополучных семей получили возможность посещать детский сад в первоочередном порядке.
Цель заключалась в том, чтобы снять проблему нехватки мест в детских садах, расширить рынок дошкольных образовательных услуг и тем самым способствовать повышению рождаемости. Сначала пособия стали выплачиваться далеко не во всех территориях. Однако уже в 2010 году выплаты производились в 36 территориях Пермского края, а в 2011 году в проекте будут участвовать 43 муниципальных образования. В результате в городах и районных центрах края, участвующих в краевом проекте по выплатам пособий, произошло существенное снижение очереди в детские сады. Если в 2008 году она составляла 39,4тыс. человек, то в 2010 году – 7,3 тыс. человек. При этом в большинстве пилотных территорий очередь практически отсутствует. К 2013 году мы планируем полностью ликвидировать очередь в детские сады [11, 8].
Повышение безопасности
Долгие годы наш регион характеризовался высоким уровнем криминогенной обстановки, что исторически обусловлено таким социальным фактором, как высокая концентрация мест лишения свободы, производной которой является наличие в составе жителей большого числа ранее судимых граждан, что, в свою очередь, приводит к высоким показателям рецидивной (повторной) преступности. Чрезмерное развитие пенитенциарной системы не только формирует негативный имидж территории, но и требует значительных дополнительных затрат, поскольку способствует постоянному воспроизводству и увеличению числа таких социальных патологий, как преступность, наркомания, алкоголизм и в том числе в среде несовершеннолетних и молодёжи.
Если тяжкие преступления против личности, как правило, не выходят
за рамки того социального круга, который их и воспроизводит, то для
добропорядочной части населения гораздо более опасны грабежи, разбои, кражи, которые чаще всего не имеют тяжелых последствий, но создают тот самый вал преступности.
Профилактика этих преступлений строится на комплексной основе
с постоянным совершенствованием нормативно-правового, научно методического, информационного, кадрового обеспечения, имеет четкую вертикаль контроля и взаимодействия между органами власти всех уровней, отвечающих за данное направление деятельности.
Информация о работе Уровень и качество жизни в Пермском крае