Не менее
удивительные цифры получаются при
определении фонда заработной платы
крупных и средних предприятий, путем
умножения среднемесячной начисленной
зарплаты в размере 22353 руб. на 36,4 млн. по
числу занятых рабочих мест. В этом случае
фонд заработной платы составляет 4882 млрд.
руб., а 1230 – 1280 млрд. руб. за полгода получило
неизвестное число работников малого
бизнеса.
3.2.Проблемы и перспективы повышения
уровня и качества жизни населения
России
Анализ показывает, что
главные проблемы социально сферы
России в настоящее время связаны
с адаптацией населения к новым
социально-экономическим условиям.
Причем они неодинаковы для различных
слоев и групп. Для экономически
активных граждан основные проблемы
связаны с соблюдением социальных
гарантий в области труда: отсутствие
работы, низкие трудовые доходы, нарушение
трудовых прав.
Многочисленные проблемы
и негативные явления в социально-трудовой
сфере в зависимости от степени
остроты, настоятельности решения
и их причин могут быть представлены
следующим образом:
- бедность значительной части населения;
- длительное сохранение низкого уровня трудовых доходов населения. Хотя в структуре доходов ведущее место по-прежнему занимает заработная плата, отмечается устойчивая тенденция к снижению ее удельного веса в совокупных доходах. Несмотря на рост заработной платы в абсолютном выражении, ее покупательная способность падает;
- глубокое социальное расслоение. При наметившемся замедлении процесса расслоения населения по уровню материальной обеспеченности одновременно продолжает происходить процесс перераспределения доходов в пользу более обеспеченных групп;
- ухудшение демографической ситуации, выражающейся в старении населения, увеличении смертности, ухудшении здоровья и снижении продолжительности жизни;
- несоблюдение социальных гарантий в сфере труда, выражающееся в длительных задержках выплаты заработной платы из-за взаимных неплатежей и несвоевременного финансирования организаций бюджетных отраслей;
- снижение правовой и экономической грамотности работающих, возможное в ближайшее время падение качества труда;
- низкий уровень оплаты труда работников бюджетной сферы. Это ведет к вымыванию наиболее активной и дееспособной части высококвалифицированных специалистов из социально-значимых отраслей народного хозяйства;
- аварийное состояние все растущего количества предприятий социальной сферы. Ветшает материально-техническая база отраслей социальной сферы: в аварийном состоянии находятся многие здания учреждений образования, больниц, библиотек, домов культуры. Безотлагательного ремонта требуют объекты теплоснабжения, электрические сети и другое инженерное оборудование;
- миграционная ситуация требует обустройства вынужденных переселенцев, обеспечения их жильем и работой.
Преодоление негативных явлений
в социально-трудовой сфере должно,
на наш взгляд, включать решение
нескольких ключевых задач, а именно:
- повышение мотивации труда, личной заинтересованности трудящихся. Обеспечение роста заработной платы и предпринимательских доходов в связи с конечными результатами, повышением производительности труда. Плодотворный труд и предпринимательская деятельность должны позволять жить достойно;
- обеспечение полной занятости как мощного фактора роста производства, повышения у экономически активного населения уверенности в росте доходов и умножении имущества;
- усиление страховых принципов социальной политики, увязку материального положения населения с размерами его взносов, а также платежей работодателей и государства на компенсацию утраты доходов в связи с наступлением страховых случаев;
- обеспечение всему населению минимальных социальных гарантий ( в потреблении, жилище, образовании, охране здоровья и др.), а наиболее социально-уязвимым слоям и прежде всего нетрудоспособным - адресной социальной поддержки от предпринимателей и государства;
- развитие способностей людей, создание эффективной системы общего и профессионального образования, подготовки и повышения квалификации кадров.[13,3]
С целью решения указанных
проблем Правительство Российской
Федерации будет принимать меры, направленные
на дальнейшее осуществление институциональных
преобразований и повышение уровня и качества
жизни населения России. Рассмотрим перспективные
планы правительства более подробно.
Модернизация
образования
Сложившаяся система образования
не в полной мере соответствует потребностям
рынка труда. В связи с этим необходимо
модернизировать систему образования,
начиная с дошкольного и заканчивая высшим
и послевузовским профессиональным образованием,
путем совершенствования образовательных
программ и стандартов, большей ориентации
на потребности рынка труда, четкого определения
границ обязательств государства в области
образования на разных его уровнях.
Основные усилия Правительства
Российской Федерации в среднесрочной
перспективе будут направлены на реализацию
приоритетного национального проекта
в сфере образования. Предусматривается
осуществление следующих мероприятий:
- стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
- информатизация образования;
- расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву;
- дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство, в том числе учителей начальных классов;
- ежегодное поощрение лучших учителей.
Кроме того, первоочередными
мерами являются:
- оказание государственной поддержки высшим и общеобразовательным учреждениям в приобретении лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовке преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;
- внедрение в образовательных учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети Интернет;
- переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса;
- оказание способной и талантливой молодежи государственной поддержки, включая предоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов.
Модернизация здравоохранения
Целью модернизации здравоохранения
является повышение доступности и качества
медицинской помощи для широких слоев
населения. Этой цели соответствуют следующие
направления и мероприятия реформы:
1) законодательное закрепление
государственных гарантий оказания медицинской
помощи населению.
Гарантируемые объемы оказания
медицинской помощи конкретизируются
на основе стандартизации медицинских
технологий, в том числе профилактики
заболеваний. Для каждого вида заболеваний
на федеральном уровне разрабатываются
и утверждаются стандарты оказания медицинской
помощи, включающие перечни медицинских
услуг и лекарственных средств, а также
алгоритмы выполнения медицинских услуг,
единые для всей страны.
2) модернизация системы обязательного
медицинского страхования, предполагающая:
- упорядочение положения субъектов правоотношений по обязательному медицинскому страхованию;
- завершение перевода системы обязательного медицинского страхования и в целом отрасли здравоохранения на страховые принципы;
- перенесение части финансовой ответственности в негосударственный сектор.
- укрепление финансовой основы системы обязательного медицинского страхования путем реализации территориальных программ и более жестких обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения. Страховые взносы субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения должны устанавливаться в размере не меньшем, чем размер, обеспечивающий сбалансированность суммы средств из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования, и ее стоимости;
3) совершенствование системы
оказания медицинской помощи, в том числе:
- обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профилактику заболеваний, осуществление программы развития общих врачебных практик.
- повышение доступности высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и, прежде всего, их использование при лечении детей. Число граждан, которым за счет средств федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, должно вырасти к 2008 году не менее чем в 4 раза.
- перемещение части объемов оказания медицинской помощи со стационарного этапа на амбулаторный, сокращение части излишних мощностей больниц, их использование для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи;
- преобразование значительной части медицинских учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающих эти ресурсы за результаты своей деяте<spa