Уровень и качество жизни в Пермском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – проанализировать уровень жизни населения России. Объектом изучения является экономические и социальные процессы происходящие в экономике страны и края.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы уровня и качества жизни населения……………..5
1.1.Понятия уровня и качества жизни……………………………………….5
1.2. Основные совокупные показатели и индикаторы……………………..10
2. Текущее состояние уровня жизни в Пермском крае………………….....19
2.1. Анализ уровня жизни в Пермском крае………………………………..19
2.2. Перспективы улучшения уровня жизни………………………………..27
3.Современное состояние уровня жизни в России…………………………34
3.1. Оценка изменения уровня жизни……………………………………….34
3.2. Проблемы и перспективы повышения уровня жизни населения …….47
Заключение……………………………………………………………………61
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

моя работа после отправки.docx

— 146.29 Кб (Скачать файл)

150 –  180 тыс. рублей, а в Испании,  Греции и Португалии при средней  зарплате 55 – 90 тыс. рублей. Массированное  наступление на уровень жизни  наемных работников и членов  их семей требует от профсоюзов  адекватной реакции. Приходится  констатировать, что ФНПР плохо  вооружен для защиты интересов  членов профсоюзов. Нет комплексной  стратегии и пограничных значений  показателей (количественно измеряемых  социальных стандартов), за которыми  компромисс с работодателями  является сдачей позиций. Комплексная стратегия позволит отказаться от поиска решений в узких рамках отдельно взятого вопроса, которое, как показывает практика, ведет к ущемлению прав работника.[5,20]

Например, Правительство, добиваясь отказа от индексации МРОТ, пусть прямо заявит, - не надо рожать пока у нас бюджет дефицитный, а заодно объяснит, почему он дефицитный при стремительном размножении в стране долларовых миллиардеров. А сейчас ответственность за низкий уровень МРОТ перед молодыми рабочими без опыта разделяет ФНПР.

Наличие собственного видения проблем социально-экономического развития страны позволило бы более  обоснованно формулировать задачи и требовать от исполнительной власти их рассмотрения по существу. Обратимся к тексту Генерального соглашения, в котором поставлен вопрос о государственном регулировании цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги, повышение качества и доступности предоставляемых услуг об ограничении роста цен на товары первой необходимости. Решение проблемы требует системного подхода. Очевидно, что при сложившемся уровне доходов (зарплата и/или пенсия) подавляющее большинство населения окажется перед дилеммой, остаться без жилья или без коммунальных услуг. Одновременно необходимо разобраться с основанием для ежегодного повышения цен на газ и тарифов на электроэнергию, занимающих значительную долю в затратах коммунального хозяйства. Требуется жесткое нормирование удельных затрат на реконструкцию сетей и модернизацию оборудования, чтобы не получилось как в строительстве дорог – в разы при больших затратах, чем за рубежом качество дорог не выдерживает критики.

Доклад  ИНСОРа и опубликованные материалы  экспертных групп по подготовке новой  редакции Стратегии 2020 показывают стремление вытащить экономику России из системного кризиса за счет человека труда. Либералы в правительстве будут активно использовать их рекомендации при проведении намеченных мер перевода отраслей социальной сферы на самоокупаемость, подменяя ими результаты объективных независимых экспертиз. В связи с этим для усиления позиций ФНПР необходима упреждающая оценка последствий намечаемых реформ.

      

 Положение на рынке труда и денежные доходы населения

         По официальным данным, численность экономически активного населения (ЭАН) за последние полтора года колебалась в пределах 74,6 – 76,3 млн. человек, составив в июне 2011г. 76,0 млн. человек. Изменение численности ЭАН и занятых в экономике происходило за счет изменения численности экономически неактивного населения. За период с января 2010 по июнь 2011 года численность населения в возрастной группе 15-72 года сократилась на 1,1 млн. человек (111,3 – 110,2), но за этот же период доля занятых увеличилась с 60,8 до 64,4 процента.

Корректировка численности ЭАН может происходить  и по другим причинам. С начала 2011 г. Росстат внес изменения в методологию обследования населения по вопросам занятости, которые привели к увеличению численности ЭАН на 423 тыс. человек и снизили численность безработных на 10 процентных пунктов при неизменной численности занятых.[20]

        Данные Росстата о структуре занятости говорят о том, что из общего числа занятых 70,7 млн. чел. 65 млн. работают по найму. [1,4]

В ежемесячнике Росстата со ссылкой на результаты июньского обследования по вопросам занятости, приводится следующая информация. «Число замещенных рабочих мест штатными работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в мае 2011г. составило 36,4 млн. человек». В данном случае речь идет скорее о числе рабочих мест, а не о численности работающих, так как совместители и договорники учитываются по эквиваленту полной занятости.

Как сжимается  число наемных работников за счет пересчета численности лиц, выполнявших оплачиваемую работу (хотя бы один час в неделю) в эквивалент полной занятости, является производственной тайной статистиков. Тем более, что численность наемных работников в субъектах малого предпринимательства статистическим наблюдением не охвачена.

Информация  о динамике приема и выбытия работников (Росстат, Социально-экономическое положение России, июнь 2011 г., стр. 260) содержит данные о наличии 250-280 тысяч вакантных рабочих мест в диапазоне помесячной динамики. Следовательно, число рабочих мест на крупных и средних предприятиях составляет примерно 36,9 млн. (36,4 + 0,3). Еще 28 млн. человек (65 минус 36,9) заняты в неформальном секторе (субъекты малого предпринимательства), в котором они считаются наемными работниками чисто условно. [14]

Далее необходимо разобраться еще с одной нестыковкой. При наличии 0,3 млн. вакансий Росстат  приводит заявку работодателей в  органы по трудоустройству о потребной численности в работниках. На июнь 2011 г. она составила около 1,6 млн. человек, более чем в 5 раз превысив число не занятых рабочих мест. Объяснений этому феномену не дает Росстат (это не его функция) и Минздравсоцразвития, которое курирует состояние рынка труда. Тем не менее, заявка в 1,6 млн. человек удивительным образом корреспондирует с разрешением на привлечение иностранной рабочей силы. потребность в иностранной рабочей силе на 2012г в 1750 тыс. человек и устанавливает квоту на приглашения на въезд 460 тыс. человек, т.е. 460 тыс. оформляются визы, а остальные въезжают из стран СНГ без визового оформления. Минздравсоцразвития распределяет эти квоты на привлечение иностранной рабочей силы по субъектам федерации. Не известно учитывается ли при этом ситуация в моногородах и анализируется ли обоснованность заявок, составляющих 5% от числа рабочих мест в формальном секторе.

Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики включила в перечень 335 монопрофильных населенных пункта, в которых в результате кризиса остановились или оказались на грани остановки градообразующие предприятия. Минздравсоцразвития совместно с органами исполнительной власти субъектов федерации ведет мониторинг ситуации на рынке труда в моногородах.

Констатация снижения зарегистрированных безработных мало о чем говорит. В большинстве моногородов ситуация остается крайне тяжелой. Для нормализации ситуации в основном организуются временные работы, оказывается помощь по переселению или открытию собственного дела. Только по системообразующим предприятиям разрабатываются планы модернизации и перепрофилирования производств. Главным по этому направлению считается упреждающая переподготовка кадров. Однако число реализуемых проектов ограничено из-за финансовых проблем         муниципалитетов.

Пособие по безработице, размеры которого были установлены в 2009 году, сохраняются  на 2012 г. без индексации на уровень  инфляции. Максимальная величина пособия составит 4,9 тыс. руб. в месяц, а минимальная - 850 руб.[4,20]

Следует отметить еще одну характерную черту  российского рынка труда. Текучесть  кадров составляет очень высокую  величину. За месяц увольняются и  вновь принимаются на работу примерно по 3% от списочного состава. Это значит, что за год персонал предприятий  обновляется на треть и у трети  персонала опыт работы не превышает 1 год. Главная причина такого положения  низкий уровень зарплаты, побуждающий  работника переходить с места  на место в поисках более высокой  зарплаты. Экономика оказывается  в западне. С одной стороны  обостряется дефицит квалифицированных  кадров, с другой – не создаются  стимулы для повышения работником своей квалификации, хотя бы за счет приобретения опыта.

При наличии  острых проблем Минздравсоцразвития  осуществляет мониторинг положения на рынке труда с позиции стороннего наблюдателя. Процитируем стандартное вступление к результатам мониторинга. «Минздравсоцразвития России продолжает мониторинг рынка труда в разрезе субъектов Российской Федерации, который базируется на официальной информации о планируемых увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращении численности или штата работников, представляемой работодателями.

Ниже  приведена выдержка из очередного информационного  сообщения Минздравсоцразвития:

«С 16 по 30 ноября 2011 года численность безработных  граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, возросла на 1 % или 12 293 человека и по состоянию на 30 ноября 2011 года составила 1 229 383 человека. Напомним, что на конец ноября прошлого года (на 24.11.2010) безработных насчитывалось 1 523 359 человек, то есть за год снижение составило около 300 тысяч человек.

За отчетный период рост численности безработных  граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, отмечен в 65 регионах России, в том числе в республиках Северная Осетия-Алания и Алтай, Амурской области, Алтайском крае.

Численность безработных граждан снизилась  в 17 регионах. Максимальное снижение отмечено в Чувашской, Чеченской и Карачаево-Черкесской республиках, в Бурятии.

С начала октября 2008 года общая численность  уволенных работников достигла 2 049 254 человека. Из числа уволенных 641 135 человек трудоустроено при содействии работодателей, в том числе 341 975 – в прежней организации; 225 255 человек трудоустроено в рамках предоставления государственных услуг органами службы занятости.

С 16 по 30 ноября суммарная численность работников, находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по соглашению сторон, составила 196 576 человек. В том числе:

- численность работников, находившихся в простое по вине администрации, составила 28 481 человек;

- численность работников, работавших неполное рабочее время, – 156 192 человека;

- численность работников, которым были предоставлены отпуска по соглашению сторон, – 11 903 человека».

         Приведенная констатация подвижек численности зарегистрированных безработных отражает результаты работы службы занятости, но по ней невозможно судить о состоянии рынка труда и о господствующих на нем тенденциях.

Ниже  дана информация о динамике безработицы  во втором полугодии текущего года. Средний возраст безработных  в июне 2011г. составил 34,8 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,0%, лица в возрасте 50 лет и старше – 16,7%. Приведенные цифры говорят о полугодии сменилось неожиданным скачком в июле, после которого положение стабилизировалось перед сезонным повышением.

Анализ информации о денежных доходах населения считаем целесообразным начать с отчетных данных, публикуемых МЭР, что позволяет максимально расширить отчетный период за счет предварительных оценок министерства.

Следует отметить снижение располагаемых денежных доходов за все последние 5 месяцев  и низкие темпы роста реальной заработной платы при том, что  в базе были учтены высокие темпы  инфляции во 2-м полугодии 2010 года. Обращает на себя внимание расхождение в значениях  показателей у МЭР и Росстата. Среднедушевой доход в июне 2011 г. у МЭР составляет 21129 руб. в месяц, тогда как Росстат дает цифру 20851. Разница с обратным знаком по номинальной заработной плате 24137 и 24601 руб. в месяц соответственно. Не существенная, на первый взгляд, разница приобретает значение в связи с тем, что относительные (темповые) показатели отличаются на доли процента.

Далее рассматриваются  итоги 1 полугодия 2011 г. по данным Росстата. Наиболее значимым представляется то, что сумма денежных расходов населения 15971 млрд. руб. превысила денежные доходы 15919 млрд. рублей. На 52 млрд. руб. сократились сбережения населения, что подтверждает данные о снижении располагаемых доходов по сравнению с 2010 годом.

Росстат констатирует, что в структуре  денежных доходов населения во II квартале 2011г. по сравнению с соответствующим  периодом 2010г. возросла доля оплаты труда (включая скрытую заработную плату), доходов от предпринимательской деятельности при снижении доли социальных выплат и доходов от собственности.

В 2010 г. оплата труда, включая скрытую заработную плату, составила 22640 млрд. рублей. Эта  сумма делилась на оплату труда (вкл. ЕСН) 16220 млрд. руб. и на скрытую заработную плату 6420 млрд. руб. (28,3% от суммы). Поскольку  объем скрытой заработной плата  определяется экспертно, то будет уместным предположить, что структурные 66,9% делятся на оплату труда с учетом страховых взносов в размере 48,0% и скрытую зарплату 18,9%.

С учетом этого денежные доходы в 1-м полугодии 2011 г. в объеме 15919 млрд. руб. распределяются следующим образом (млрд. руб.):

оплата  труда с учетом страховых взносов  – 7640;

социальные  выплаты – 2850;

доходы  от предпринимательской деятельности – 1465;

доходы  от собственности – 637;

прочие  доходы – 317;

скрытая зарплата (смешанные доходы) – 3010.

Скрытую заработную плату предприниматель  платит не из своего кармана. Первоначально статистическое расхождение между доходами и расходами Росстат квалифицировал как «смешанные доходы», заменив их «скрытой заработной платой», что, безусловно, занижает предпринимательский доход, используемый на личное потребление. Источник теневой зарплаты и теневого предпринимательского дохода один – скрытая от налогообложения прибыль корпораций.

Оплата  труда в размере 7640 млрд. руб. включает страховые взносы. Ставка страховых  взносов составляет 34%, но от уплаты взносов освобождена зарплата св. 463 тыс. руб. в год. Эффективная ставка, то есть реальное соотношение заработной платы и уплаченных взносов не известна. Если предположить, что она составляет 24 – 25% (по аналогии с ЕСН и регрессивной шкалой), то фонд заработной платы составит 6110 – 6160 млрд. рублей. Подоходный налог с этой суммы составит 795 – 800 млрд. рублей. Сопоставим эту величину с отчетными данными Федеральной налоговой службы. В 1-м полугодии 2011 г. поступление НДФЛ составило 885,3 млрд. рублей. Из них согласно приведенному расчету подоходный налог с заработной платы составил 800 млрд. руб., а с остальных денежных доходов, кроме необлагаемых социальных выплат, поступило 85-90 млрд. рублей налогов. Если их отнести только к предпринимательскому доходу, то налоговая ставка составит 6% вместо минимально возможной - в размере 9%.

Информация о работе Уровень и качество жизни в Пермском крае