Уровень и качество жизни в Пермском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – проанализировать уровень жизни населения России. Объектом изучения является экономические и социальные процессы происходящие в экономике страны и края.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы уровня и качества жизни населения……………..5
1.1.Понятия уровня и качества жизни……………………………………….5
1.2. Основные совокупные показатели и индикаторы……………………..10
2. Текущее состояние уровня жизни в Пермском крае………………….....19
2.1. Анализ уровня жизни в Пермском крае………………………………..19
2.2. Перспективы улучшения уровня жизни………………………………..27
3.Современное состояние уровня жизни в России…………………………34
3.1. Оценка изменения уровня жизни……………………………………….34
3.2. Проблемы и перспективы повышения уровня жизни населения …….47
Заключение……………………………………………………………………61
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

моя работа после отправки.docx

— 146.29 Кб (Скачать файл)

Выбранный курс на стабилизацию криминогенной обстановки был

основан на решении таких  важных задач, как:

- сокращение лимита наполнения исправительных учреждений осужденными, направляемыми для отбывания наказания в Пермский край

из других регионов;

- снижение преступности в состоянии алкогольного опьянения;

- социальная реабилитация отбывших сроки наказания и условно-до-

срочно освобожденных  из мест лишения свободы;

- поддержка деятельности правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений, профилактике правонарушений;

- профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи.

Повышение уровня социальной защищенности населения

         Краевое правительство оказывает поддержку наиболее незащищенным категориям населения, в том числе инвалидам, детям-инвалидам, участникам войны, гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, ветеранам труда, семьям с детьми, а также многодетным семьям. Меры социальной помощи, поддержка и социальное обслуживание предоставляются в Пермском крае по адресному принципу конкретным гражданам с учетом их нуждаемости. Оказание адресной социальной помощи и поддержки стало возможным за счет создания электронной базы «Социальный регистр населения», которая содержит информацию о всех получателях и объеме предоставляемых им мер.

В 2009 году на Международной  конференции Правительство края стало победителем в номинации «Лучшее решение в сфере обеспечения социального обслуживания населения».

         Ежегодно мерами социальной поддержки за счет средств краевого бюджета пользуется каждый 4-й житель края. Расходы на реализацию мер ежегодно увеличиваются.

Пермский край одним из первых применил технологию «Самообеспечение». Семьям – участникам технологии выплачивается социальное семейное пособие в размере 20 тысяч рублей для развития личного подсобного хозяйства при условии предоставления индивидуального семейного плана выхода семьи на самообеспечение. За 5 лет количество участников технологии достигло 12 тысяч человек.

          Пожилым людям, инвалидам, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, оказывается социальное обслуживание на дому, предоставляются места в интернатах, социальных гостиницах, осуществляется их консультирование.

Ежегодно растут количество граждан, получающих социальные услуги,

и объем средств, направленных на эти цели. Большое внимание мы уделяем проблемам граждан, имеющих инвалидность. С июля 2010 года они могут пройти курс реабилитации с использованием сертификата, а значит, самостоятельно выбрать реабилитационную службу. При этом количество реабилитационных служб увеличилось с 7 до 25.

В крае широко применяются  альтернативные формы социального

обслуживания. С 2008 года с  целью утраты одиночества, продления жизненной активности людей преклонного возраста реализуется технология «Семья для пожилого». Проживая в атмосфере домашнего уюта, они сохраняют психологически комфортное состояние и находятся в привычной социальной среде. Помощник, принявший в семью нетрудоспособного гражданина и осуществляющий уход за ним, получает выплату в размере 3300 рублей.

Семьям, принявшим одиноких престарелых граждан, оказывается социально-психологическое и социально-правовое консультирование. Это позволяет своевременно защитить пожилых людей от возможных рисков и способствует предотвращению конфликтных ситуаций в семьях. «Семья для пожилого» динамично развивается, количество участников выросло с 377 человек в 2008 году до 1006 человек в 2010 году. С 2009 года в ней участвуют также и недееспособные граждане. В 2013 году планируется 1141 участник.[11, 6]

 

3. Современное состояние уровня и качества жизни в России

3.1.Оценка изменения уровня жизни населения

 

Приведем данные социального  блока прогноза Министерства Экономического Развития.

Таблица 5

Динамика  социальных показателей

 

   

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

1

Фонд заработной платы, трлн. руб.

10,2

10,6

11,8

13,3

14,7

16,2

18,0

2

Номинально начисленная среднемесячная з/пл на одного работника, руб.

17290

18638

21193

23940

26473

29293

32341

3

Реальная  з/пл  в % к пред. году

111,5

96,5

104,6

103,3

104,3

104,5

105,0

4

Реально располагаемые доходы населения в % к пред. году

102,3

102,1

104,1

101,5

104,0

104,4

105,0

5

Средний размер труд. пенсии (среднегодовой) руб/мес

4286

5322

7693

8665

9347

10158

10990

6

Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год), руб/мес

4593

5153

5688

6359

6900

7779

8378

7

Численность населения с доходами  ниже прожиточного минимума, в % к общей  численности населения

13,4

13,2

13,1

12,9

12,5

12,6

12,4

8

Экономически  активное население

73,3

73,6

73,3

73,2

73,1

72,9

72,2

9

Занято в  экономике

68,5

67,3

67,7

68,2

68,3

68,3

68,0

 

Уровень безработицы

             

10

Млн. человек

4,8

6,3

5,6

5,0

4,8

4,6

4,2


 

На 2013 год  запланирован переход на новую корзину  для расчета прожиточного минимума. Приведенные данные по темпу роста реальной заработной платы и пенсий данные должны были бы радовать, если бы проектировки МЭР не были голословными. О завышенных ожиданиях МЭР по всей гамме макроэкономических показателях и игнорировании реальных угроз уже было сказано выше. Остановимся подробнее на социальных показателях, вызывающих наибольшее сомнение.

Начнем  с численности наемных работников, поскольку данные МЭР существенно  расходятся с результатами обследования Росстата по проблемам занятости. Росстат сообщает, что из примерно 70 млн. человек (данные по кварталам отличаются максимум на 1 млн.) занятых в экономике, по найму работают 64 млн. человек. В обследованиях Росстата для последних лет удельный вес наемных работников устойчиво составляет 92-93% от занятых. МЭР не приводит численность наемных работников, а лишь фонд заработной платы и среднюю номинальную заработную плату. Если разделить одно на другое, то численность наемных работников по годам колеблется в диапазоне численности и мэрского фонда заработной платы, то номинальная заработная плата в 2010 году составит не 21193 руб. в месяц, а только 15360 рублей.[14]

Вопросы, возникающие при этом, далеко не праздные. Какова численность застрахованных работников, какова база для исчисления страховых взносов и каково соотношение застрахованных и претендентов на страховое возмещение? Это одна сторона, но есть и другие, например, обеспеченность рабочих мест собственными трудовыми ресурсами и потребность в трудовых мигрантах.

МРОТ

Будет ли расти номинальная и реальная заработная плата в запланированных размерах зависит от множества факторов, включая негативные форс-мажоры. В отличие от этого изменение МРОТ является индикатором государственной политики в области заработной платы. К тому же, как показывает практика прошлых лет, рост средней зарплаты происходит в основном за счет ее роста в экспортном секторе и в сфере финансовых услуг. Повышение МРОТ включает в рост средней зарплаты отрасли, ориентированные на внутренний рынок, и бюджетников.

Потребительские цены в 2014 г. по отношению к 2010 г. вырастут по прогнозу на 29,1%, а прожиточный  минимум за тот же период увеличится на 47,3%. О переходе на новую потребительскую  корзину информация дана, а о сроках и размерах индексации МРОТ – ничего не известно.

Россия  игнорирует решения МОТ по критериям  определения прожиточного минимума и по задачам, решаемым при установлении и индексации МРОТ. При наступлении кризиса размер МРОТ был заморожен, а измененная редакция Трудового кодекса дала возможность учитывать в размере МРОТ стимулирующие и компенсационные выплаты. Практика эта в условиях кризиса приобрела массовый характер, снизив обязательства работодателя по оплате труда низкооплачиваемых на 15-20% и более.

МОТ в  докладе «Заработная плата в  мире в 2010 – 2011 гг. Политика в области  заработной платы в период кризиса» подчеркивает, что повышение заработной платы в условиях кризиса решает не только социальные задачи, но и обеспечивает рост спроса. При этом особое значение имеет установление и индексация МРОТ, закрепляющие обязательства работодателя на законодательном уровне. По результатам мониторинга МОТ зафиксировал, что из 108 стран, охваченных наблюдением, только в 51 МРОТ не индексировался в 2009 году. В 14 из 17 развитых стран МРОТ был проиндексирован в разгар кризиса, как мера по восстановлению платежеспособного спроса, а в трех остальных это было сделано в 2010 году.

Значение  МРОТ для формирования платежеспособного  спроса становится понятным, если учесть его размеры. В богатых странах Европы  значение МРОТ для формирования платежеспособного спроса становится понятным, если учесть его размеры. В богатых странах Европы он составляет от 45 до 70 тыс. рублей (пересчет по курсу ЦБ), а в США 35 тыс. рублей. Российский МРОТ в два раза ниже, чем в прибалтийских республиках бывшего СССР (9247 – 11253). В преддефолтной Греции даже после реализации жесточайших мер по бюджетной экономии МРОТ останется в 6 раз выше, чем в РФ (в июле с.г. он составлял почти 35 тыс. руб.). Однако даже российские 4,6 тыс. рублей выполняют функцию увеличения спроса, так как при повышении МРОТ образуются «горячие» деньги, т.е. деньги которые немедленно оказываются в магазинах и в платежках за услуги ЖКХ.

По проведенным  расчетам повышение МРОТ до прожиточного минимума коснется, прежде всего, 2-х нижних децильных группы, на которые приходится около 6% фонда заработной платы. В условиях 2012 года при повышении МРОТ до 6900 руб. фонд заработной платы повысится примерно на 400 млрд. руб., из которых 280 млрд. составят дополнительные расходы бюджета на оплату труда занятых в бюджетной сфере.

При этом следует иметь в виду, что 172 млрд. сразу вернутся в бюджет и внебюджетные фонды (13% в виде подоходного налога и 30% в виде страховых взносов от всей суммы в 400 млрд. рублей).[16,20] Дополнительные затраты бюджетной системы снизятся также за счет экономии на жилищных субсидиях и другого рода социальной помощи. Так, доведение минимальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера лишило их права на жилищные субсидии. Потери пенсионеров от отмены жилищных субсидий превысили увеличение пенсий. Незнание чиновниками арифметики лишило правящую партию и претендента на президентский пост мощного и, по существу, бесплатного предвыборного хода.

Прожиточный минимум

Переход на новую корзину осуществляется не с целью доведения норм потребления  до уровня, обеспечивающего человеку приемлемых условий существования. Главным был переход на новую  методологию расчета, которая предусматривает наблюдение за ценами только по ограниченной номенклатуре продуктов питания. Полученный процент удорожания продуктовой части будет распространяться на непродовольственные товары и услуги. Проект новой методологии был внесен на обсуждение в прошлом году. Представители профсоюзов, понимая, что повышение норм потребления приведет к резкому росту числа бедных, предложили, своего рода, размен. Для определения уровня бедности и численности малоимущих, нуждающихся в мерах социальной поддержки, сохранить действующую корзину, а для осуществления политики в области заработной платы перейти к минимальному семейному бюджету (работник + ребенок на иждивении).      Это предложение не было услышано, но и переход на новую методологию определения прожиточного минимума Минздравсоцразвития затормозило.

  Цель перехода на новую методологию проста - снизить темп роста прожиточного минимума, спрятав за умеренным ростом цен на продукты питания ежегодный опережающий рост стоимости услуг ЖКХ. В подтверждение этого заметим, что прирост индекса потребительских цен в 2014 году по сравнению с 2013 снизился на 10% (с 5 до 4,5%) тогда как темп роста прожиточного минимума - на 40% (с 12,7 до 7,7%).[5,20]

Вернемся  к оценке динамики прожиточного минимума. Выше отмечалось, что задача преодоления дефицита бюджетной системы будет решаться в значительной мере за счет социального сектора. Федеральный бюджет практически снимает с себя финансирование ЖКХ, сокращает финансирование образования, здравоохранения и культуры. Положение в ЖКХ подробно рассмотрено ниже в аналитической записке «Финансово-экономическое обоснование необходимости поэтапного снижения федерального норматива максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи». Из этой записки следует, что в ближайшие годы стоимость услуг ЖКХ будет ежегодно увеличиваться в 1,3 – 1,5 раза. В расчет прожиточного минимума рост затрат на услуги ЖКХ не включен, так как Минздравсоцразвития меняет методологию расчета корзины, а МЭР «не замечает» решений Госсовета и даже методики расчета тарифов, подготовленной в подведомственной Федеральной службе по тарифам.

Рост  расходов населения в связи с  реформой бюджетной системы на школьное образование, на медицинскую помощь и т.п. не учитывается в 2012 году, поскольку в номенклатуре корзины таких статей расхода нет, а, начиная с 2013 года рост их стоимости, как и по ЖКХ будет определяться повышением цен на хлеб и картофель.

Бизнес, в соответствии со своей природой, сопротивляется росту зарплаты, так как лишний рубль, выплаченный работнику, уменьшает любезный ему предпринимательский доход. Но и общество и, что прискорбно, профсоюзы в полной мере не осознали, что Российское государство с социально ориентированной экономикой разрешает бизнесу и себе, как работодателю в бюджетной сфере, тратить на работника меньше, чем рабовладелец на раба в Римской империи: МРОТ, установленный в июне текущего года, меньше расходов на питание и ночлег, а ведь еще надо оплачивать поездки на работу, с чем рабовладелец не сталкивался.

Еще одним  примером алчности бизнеса и потворства ему государством является отношение  к восстановлению размера страховых  платежей (34,6%; 26%; 34%). Бизнес, де, гибнет от непомерной нагрузки. Рассмотрим претензии. Суммарно начисленная зарплата со страховыми взносами вырастет с 35 тыс. рублей до 42,8 в 2014 году (32341 х 1,34). Но конкуренты нашего бизнеса не гибнут в богатых странах Европы при средней зарплате 150 – 180 тыс. рублей, а в Испании, Греции и Португалии при средней зарплате 55 – 90 тыс. рублей.

Информация о работе Уровень и качество жизни в Пермском крае