Уровень и качество жизни населения как основные критерии устойчивого социально-экономического развития общества (Республика Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить вопросы, связанные с определением уровня благосостояния населения, а также рассмотреть пути повышения уровня и качества жизни в РБ. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить понятия «уровень жизни» и «качество жизни» и их основные характеристики;
- рассмотреть системы показателей уровня развития, определяющие благосостояние населения стран мира;
- проанализировать уровень и качество жизни населения Республики Беларусь и пути их повышения.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 345.28 Кб (Скачать файл)

Бедность представляет собой  глобальную проблему. Это много аспектное социально- экономическое явление, связанное с низким уровнем потребления, нестабильностью общественной жизни, слабыми возможностями эффективной  реализации трудового потенциала.

Масштабы бедности в мире

  • Из 6 млрд людей, населяющих нашу планету, 2,8 млрд(47%) живут менее чем на 2 дол. в день, а более 1,2 млрд(20%)- менее чем на 1 дол. США в день.
  • Каждый шестой взрослый в мире не грамотен.
  • 115 млн детей не посещают даже начальную школу.
  • Каждый день более 30тыс. детей умирают от болезней, поддающихся лечению.
  • Из каждых 100 детей младенческого возраста 6 не доживают до года, а 8- до пяти лет.
  • Более 1 млрд человек не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды, более 2 млрд- к современным средствам санитарии.
  • Около 800 млн человек не получают необходимого минимального уровня питания и почти 0,5 млрд хронически не доедают, треть из которых- дети.

Бедность может иметь  различные формы. В зависимости  от основания для сравнения выделяют абсолютную и относительную бедность. Критерием первой служит минимальный набор жизненных средств, в соответствии с которым к бедным относят тех, кто испытывает недостаток элементарных средств к существованию. При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями, а со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране.

Объективная бедность- состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов. Уровень и масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым.

Основным инструментом определения  численности бедных в стране является черта, или граница, бедности – минимально допустимый критический уровень, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. Граница бедности позволяет разделить население на бедных и небедных. Данный показатель зависит не только от уровня минимально необходимых потребностей людей, но и от экономических возможностей государства: состояния экономики, среднего уровня жизни населения, его менталитета. То, что является бедностью в одной стране, не является таковой в другой. Вследствие этого черта бедности в мире неодинакова: в развитых государствах  она выше, чем в развивающихся.

В Беларуси в качестве границы  бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным  потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.

Прожиточный минимум- это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе. На сегодняшний день прожиточный минимум в РБ составляет 574тыс.790руб.

Бюджет прожиточного минимума - стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально- демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально- культурных потребностей человека. Он рассчитывается для различных социально- демографических групп населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей их двух взрослых и двух детей.

Основой натурально- вещественной структуры минимальных потребительских  бюджетов является система потребительских  корзин. Потребительская корзина- это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя их конкретных условий, сложившихся в стране. Он включает блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала. В РБ потребительская корзина включает 280 видов продовольственных товаров, 270 позиций непродовольственных товаров, 40 видов услуг.

Дифференциация бюджета  на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

  • бедные семьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума или равен ему;
  • малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;
  • обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;
  • богатые семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета [8, с. 433].

Крайним проявлением бедности является нищета.  Домохозяйства признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80% минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80% их совокупного дохода.

Для решения проблем бедности, чрезмерного социального расслоения в Беларуси реализуются ежегодные  программы занятости населения, государственные программы поддержки  и развития предпринимательства, Концепция  совершенствования оплаты труда, Президентская  программа «Дети Беларуси», Основные направления государственной семейной политики, Государственная программа  «Жилье», Программа по проблемам  пожилых людей и др.

 2. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

2.1 Понятие качества жизни населения

В середине 1950-х гг. в мировом  обиходе появился термин «качество жизни». Стало очевидным, что понятие уровня жизни не в полной мере отражает изменившиеся условия жизнедеятельности человека: загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д.

В странах с развитой рыночной экономикой происходит переоценка представлений  об уровне жизни и ее качестве, а  также о месте этих категорий  в системе социально-экономических отношений.

Одними из первых к изучению качества жизни приступили американские ученые. По их мнению, качество жизни связано с интерпретацией высших потребностей личности — достоинством, самоуважением, свободой и т.д. Исследованием данной проблемы занимались и советские ученые. Интересен тот факт, что, когда в 1991 г. Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) было проведено первое социологическое исследование по проблеме качества жизни, выяснилось, что само это понятие в сознании людей не получило адекватного отражения. На первый план ими выдвигались материальные потребности, которым отдавалось предпочтение по сравнению с потребностями более высокого порядка. Это типично для общества, где высок удельный вес людей с низким уровнем материального достатка, и свидетельствует о том, что при достижении определенного приемлемого уровня жизни человек постепенно все большее внимание уделяет качественной ее составляющей.

Категория качества жизни  является предметом дискуссии среди ученых.

Американский исследователь  О. Тоффлер рассматривает данную категорию как логическое и историческое следствие стандарта жизни, переход  от удовлетворения «основных материальных нужд потребителя» к этапу удовлетворения «утонченных, видоизмененных личных потребностей потребителя в красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношениях». В целом его точка зрения на категорию качества жизни сводится к равновесию между человеком и окружающей средой.

В интерпретации И.О. Потаповой  качество жизни является, наряду с уровнем, одной из составляющих образа жизни.

Вместе с тем наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что качество жизни — это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей.

Качество и уровень  жизни тесно взаимосвязаны, причем качество жизни как более широкое  понятие отражает намного больший спектр потребностей людей. Качество жизни объективно. Это предполагает, что критерием оценки данной категории выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. Если степень удовлетворения той или иной потребности невелика, это свидетельствует о неблагоприятной ситуации, сложившейся в том или ином секторе экономики.

Вместе с тем потребности  субъективны. Каждый человек имеет  свою шкалу предпочтений, вследствие чего одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности по-разному оценивается разными индивидами. Поэтому определить удовлетворенность людей качеством их жизни на данном этапе развития человеческой цивилизации не представляется возможным.

И, наконец, качество жизни, объединяя многие аспекты уровня жизни, делает в них акцент на качественную определенность. Так, говоря о питании как одной из важнейших составляющих в удовлетворении потребностей, нельзя ограничивать анализ количеством килограммов потребляемых продуктов или калорийностью рациона, следует также обратить внимание на такие качества питания, как регулярность, разнообразие и т.п.

Нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:

- от географического положения;

- от наличия природных ресурсов;

- от исторических условий развития;

- от традиций населения и его обычаев;

- от уровня развития производительных сил;

- от социальной направленности общества.

 
  Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.

Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:

- наличие многообразных форм собственности;

- преобладание свободных цен на товары и услуги;

- развитая система свободной конкуренции;

- распространение предпринимательской деятельности;

- определенная система государственного регулирования экономики.

Можно выделить несколько  характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.

АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ

Эта модель получила название “либеральная модель капитализма”. Ее характерными особенностями являются:

- малый удельный вес государственной собственности. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами или резким подъемом экономики;

-   минимальная регулирующая роль государства в экономике;

-  всемерное поощрение предпринимательства.

-  большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110- кратных разрывов между главой фирмы и служащими;

-  приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ

Функционирование этой модели больше основано на исторических традициях Японии, на приоритете интересов нации над личными интересами, высокой трудовой дисциплинированности и ответственности работников, сильно развитой восприимчивости ко всему новому. За счет перечисленных и других факторов достигается значительное снижение себестоимости продукции, ее высокое качество, что обеспечивает высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке. Японцы не преувеличивали роль “свободного рынка” с послевоенных лет активно применяют механизмы макроэкономического планирования. К основным чертам японской модели относятся:

- высокий уровень гос. воздействия на основные направления национальной экономики;

- составление пятилетних планов укрепления и развития сил самообороны, которые развиваются с 1957г. Перед тем как произошло “Японское чудо”, был составлен 30-летний стратегический план вывода экономики из кризисного состояния и создания высокоэффективных производств;

-  широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;

         -  незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;

          -  социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы и ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.

 НЕМЕЦКАЯ МОДЕЛЬ или КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ (Германия, Австрия, Швейцария, отчасти Франция)

Информация о работе Уровень и качество жизни населения как основные критерии устойчивого социально-экономического развития общества (Республика Беларусь)