Уровень и качество жизни населения как основные критерии устойчивого социально-экономического развития общества (Республика Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить вопросы, связанные с определением уровня благосостояния населения, а также рассмотреть пути повышения уровня и качества жизни в РБ. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить понятия «уровень жизни» и «качество жизни» и их основные характеристики;
- рассмотреть системы показателей уровня развития, определяющие благосостояние населения стран мира;
- проанализировать уровень и качество жизни населения Республики Беларусь и пути их повышения.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 345.28 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Категории уровня и качества жизни являются относительно новыми в экономике. Их появление и разработка относятся ко второй половине двадцатого века и связаны с переходом  развитых стран к социально-ориентированным  моделям развития. Такие модели подразумевают, что задачей и основной целью  экономического роста является повышение  благосостояния населения, его социальной защищенности. Данная проблематика имеет  особое значение для Республики Беларусь в условиях реформирования и стабилизации экономики, а также в связи  с переходом к построению социально-ориентированной  модели рыночной экономики. Проводимые в последнее десятилетие социально-экономические  реформы  привели к радикальным  изменениям в жизни общества. Происходит смена ценностных ориентиров населения, активизация деловой активности, развитие рыночных отношений. В условиях переходной экономики важно рассматривать  человека не как средство экономического роста, а как цель, на которую этот рост должен быть направлен. В центре социально-ориентированной экономики  стоит человек, поэтому так важно  четко определить его потребности  и прилагать все усилия к их удовлетворению.

Цель данной работы –  изучить вопросы, связанные с  определением уровня благосостояния населения, а также рассмотреть пути повышения  уровня и качества жизни в РБ. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- изучить понятия «уровень жизни» и «качество жизни» и их основные характеристики;

- рассмотреть системы показателей уровня развития, определяющие благосостояние населения стран мира;

- проанализировать уровень и качество жизни населения Республики Беларусь и пути их повышения.

Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью создания условий для обеспечения  стабильного уровня и качества жизни  населения, а также для развития человеческого потенциала.

 

 

 

 

 

 

1. УРОВЕНЬ  ЖИЗНИ И БЕДНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ,  ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ИЗМЕРЕНИЯ

1.1 Категория «уровень жизни»

Уровень и качество жизни  населения являются обобщающими показателями социальной политики государства, а также развития экономической системы в целом.

Понимание категории «уровень жизни» формировалось долгие годы. Еще 50 лет назад Комитет экспертов  ООН рекомендовал понимать под этим термином фактически сложившиеся условия жизни населения, включающие, наряду с материальными условиями, здоровье людей, занятость, условия труда, уровень человеческой свободы. Тогда же было рекомендовано при изучении уровня жизни населения использовать показатели «жизненный стандарт», соответствующий по своему содержанию «бюджету высокого достатка», и «норма жизни» («минимальный потребительский бюджет»).

Проблемой оценки уровня жизни  занимались советские ученые, хотя в их исследованиях чаще встречалось  понятие «благосостояние народа», а уровень жизни рассматривался как его количественная составляющая.

На современном этапе  одни ученые рассматривают уровень жизни как оценку степени удовлетворения измеримых потребностей, другие — как компоненту образа жизни, третьи — как «уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления». В документах ООН отмечается, что уровень жизни — это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.

Наиболее часто в научной  литературе встречается более широкое  понимание этой категории, в соответствии с которым уровень жизни отражает развитие физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей .

Системообразующей основой  категории «уровень жизни» являются разнообразные человеческие потребности, которые представляют собой нужду человека в чем-либо. Природа потребностей очень разнообразна. С одной стороны, человек — это биологическое существо, которое имеет физиологические потребности, данные ему природой, с другой — он член общества и ему присущи духовные и социальные потребности, порожденные в процессе общения с себе подобными. Потребности тесно связаны с уровнем и образом жизни человека. Во-первых, сам круг потребностей характеризует жизнь людей с позиций их желаний, устремлений, интересов. Ведь потребности могут быть и возвышенными, и низменными, и рациональными, и иррациональными (вредными). Они зависят не только от степени развития производства, природно-климатических условий, но и в значительной мере от возраста, привычек и вкуса отдельных людей. Из всего многообразия потребностей целесообразно выделить семейные. Они близки к личным, но круг их шире, поскольку у семьи возникают дополнительные нужды, обусловленные совместным ведением хозяйства и воспитанием детей: острее становится необходимость иметь отдельное жилье, предметы хозяйственного обихода, возникают потребности в средствах ухода за детьми. Вместе с тем общая семейная потребность может быть меньше суммы потребностей ее членов, так как ряд потребностей удовлетворяется семьей совместно.

Следует также различать реальные и нормативные потребности. Реальные потребности — это потребности конкретных людей или групп в получении определенного количества благ и услуг. Нормативные потребности — это нормативный уровень удовлетворения данных реальных потребностей, другими словами — это нормы потребления, установленные расчетным путем на основе анализа. При помощи их рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который представляет собой теоретически построенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ и услуг в их определенном целесообразном с научной точки зрения наборе. Он является важнейшим инструментом социально-экономического анализа уровня жизни.

В зарубежной научной литературе при оценке уровня жизни используется понятие «средний класс»,  к которому относят людей, имеющих собственность  в виде накопленного имущества (средние  и мелкие предприятия, магазины, мастерские и др.); высокий уровень образования (высшее или среднее специальное), что можно охарактеризовать как  интеллектуальную собственность; доход, близкий к среднему по стране, а также занимающихся профессиональной деятельность, считающейся в обществе престижной.

Таким образом, категория  «уровень жизни» может рассматриваться в узком смысле слова, как уровень потребления благ и услуг, а также в широком смысле, включающем весь спектр социально-экономических условий жизни конкретного общества.

1.2 Критерии оценки уровня жизни населения. Минимальные социальные стандарты

Уровень жизни невозможно выразить с помощью единственного критерия, поскольку в каждом направлении исследования этого явления присутствуют объективные и субъективные начала. Так, потребность человека в пищевых веществах, витаминах, минеральных солях является абсолютно объективной, тогда как набор продуктов, составляющих этот комплекс веществ, субъективен. Вследствие этого количественная оценка потребностей затруднена и характеристика уровня жизни осуществляется с использованием множества показателей, каждый из которых отражает одну из сторон жизнедеятельности человека. По методам измерения они делятся:

  • на статистические, полученные на основе отчетности;
  • нормативные, разработанные на основе специальных нормативных отчетов;
  • аналитические, получаемые расчетным путем на основе статистических и нормативных показателей;
  • оценки, полученные на основе опросов населения;
  • экспертные оценки специалистов.

Показатели уровня жизни  могут измеряться в натуральных единицах (среднедушевое потребление мяса в год, кг), в текущих или сопоставимых ценах (доходы, объем товарооборота), в процентах или рангах (по месту расположения в ранжированном ряду однородных показателей).

Существуют классификации  показателей по отдельным признакам.

К общим показателям относятся, например, размеры национального дохода на душу населения, к частным — уровень и способы потребления, условия труда и т.д. Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей. Объективные показатели имеют объективную базу, субъективные основаны на мнении людей.

Количественные показатели характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, качественные — качественную сторону благосостояния населения.

Организация Объединенных Наций, обобщая характерные черты национальных концепций уровня жизни в разных странах мира, указывает на общие существенные компоненты этих концепций: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и организация труда, жизненные удобства, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.

Основные сравнительные  социально-экономические показатели уровня жизни, разработанные в рамках ЕС, выглядят следующим образом.

  1. Население: плотность проживания на 1 км2, рождаемость, смертность, половозрастная структура, период удвоения численности населения.
  2. Занятость: уровень трудовой активности, доля работающих по найму, структура по профессиям и отраслям.
  3. Уровень жизни: душевое производство ВВП, потребительские расходы на душу в день; число легковых машин, телевизоров, телефонных аппаратов на 1000 чел.
  4. Душевое потребление мяса, зерна и риса, энергии, в том числе в домашнем хозяйстве.
  5. Индекс потребительских цен.
  6. Здоровье: детская смертность, общая предстоящая продолжительность жизни.
  7. Образование: доля школьников и студентов от общей численности населения, лиц с начальным, неполным средним, законченным средним и высшим образованием.

В большинстве стран мира разработаны аналогичные системы показателей уровня жизни, имеющие некоторые особенности. Способы агрегирования данных в разделах и методика расчета самих показателей существенным образом варьируются, что затрудняет их межстрановую сопоставимость. Вместе с тем общей тенденцией в исследовании уровня жизни на современном этапе является перенесение акцентов с показателей, характеризующих рост доходов и материального потребления, на показатели, отражающие здоровье, образование, досуг человека.

В Беларуси оценка уровня жизни  осуществляется по трем направлениям.

  1. Распределение и дифференциация населения по уровню доходов (ряд распределения населения по размеру среднедушевого денежного дохода, кривая Лоренца, индекс Джини, коэффициент фондов, децильный коэффициент дифференциации).
  2. Уровень и распределение низких доходов (величина прожиточного минимума, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, дефицит дохода, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности).
  3. Исследование Баланса денежных доходов и расходов населения (доходы и их структура, расходы и их структура, превышение расходов над доходами, и наоборот).

         В оценке уровня жизни населения  важную роль играют показатели, предназначенные для сопоставления между странами. В этих целях в 1991 г был введен в практику показатель индекс человеческого развития (ИЧР), разработанный специалистами ООН. В последующих ежегодных докладах ПРООН было введено новое название- индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). 

ИРЧП является интегральным показателем, включающим в себя три составляющих: ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, реальный ВВП на душу населения.

Ожидаемая продолжительность  жизни. Данный показатель представляет собой обобщенную характеристику уровня смертности во всех возрастах и дает ответ на вопрос, сколько лет в среднем прожил бы человек, родившийся в данном году, если бы на протяжении его жизни уровень смертности в каждом году оставался таким, как сейчас. Улучшение здоровья населения рассматривается как важный фактор физического развития, повышения работоспособности населения и соответственно - расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и пр.

Уровень образования. Повышение уровня образования как отдельного человека, так и населения в целом существенно влияет на качество человеческого капитала – основного фактора приумножения богатства общества – и обусловливает рост общественной производительности труда. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений- духовное богатство общества.

Реальный  ВВП на душу населения. Благосостояние, или доходы населения, измеряется показателем ВВП на душу населения, а не показателем национального богатства. Хотя последний характеризует накопленные результаты экономической деятельности на определенный отрезок времени, он исчисляется не во всех странах, и механизм еще расчета пока не отработан.  Поэтому в настоящее время в качестве компонента ИРЧП используется показатель ВВП, характеризующий лишь текущую экономическую деятельность.

Согласно «индексу»,  в 2011г. Беларусь занимает 65-ое место среди 187 стран мира и попадает в категорию стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.

Одним из критериев, используемых для оценки уровня жизни населения, является показатель бедности. Согласно концепции ООН, бедность- состояние длительного вынужденного отсутствие необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного уровня жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению.

Информация о работе Уровень и качество жизни населения как основные критерии устойчивого социально-экономического развития общества (Республика Беларусь)