Уровень и качество жизни населения как основные критерии устойчивого социально-экономического развития общества (Республика Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить вопросы, связанные с определением уровня благосостояния населения, а также рассмотреть пути повышения уровня и качества жизни в РБ. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить понятия «уровень жизни» и «качество жизни» и их основные характеристики;
- рассмотреть системы показателей уровня развития, определяющие благосостояние населения стран мира;
- проанализировать уровень и качество жизни населения Республики Беларусь и пути их повышения.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 345.28 Кб (Скачать файл)

-  совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;

- регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;

-  развитие социального партнерства на всех уровнях управления;

-  усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается:

- повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;

- рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике;

Минимальная заработная плата  является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства. Имеется в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, а в дальнейшем — к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30—40 %, что соответствует параметрам экономически развитых стран.

Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения  размера минимальной заработной платы» установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и её применения. Минимальная  заработная плата применяется исключительно  в сфере трудовых отношений как  государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда  за работу в нормальных условиях при  выполнении установленной нормы  труда.

  Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря  2010 г. № 1844 «Об установлении размера минимальной заработной платы» с 1 января 2011 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 460000 руб., часовая – 2710 рублей.

  Важным направлением  социальной политики является  оптимизация структуры и норм потребления во взаимодействии с изменением структур производства.

Определение объемов и  структуры потребления продуктов питания и обеспечения непродовольственными товарами следует производить с учетом, с одной стороны, необходимости более полного удовлетворения потребностей населения в материальных благах, а с другой — повышения требований к ассортименту и качеству, т.е. сфере производства.

Мероприятия в этой области  должны быть ориентированы:

- на достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного и высококачественного питания за счет роста потребления мяса и мясопродуктов преимущественно нежирных сортов, рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод; переход от «хлебного» к мясомолочному, насыщенному витаминами питанию; замену высококалорийного питания со значительной долей жиров и углеводов менее калорийным;

- рациональную структуру гардероба, способную удовлетворить разнообразные потребности (повседневные, сезонные, эпизодические и др.), связанные с различными видами деятельности (трудовой, бытовой, досуговой и др.);

- существенное расширение использования предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения как городским, так и сельским населением.

Повышение уровня потребления  и его рационализация возможны лишь на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения по оптимизации производства товаров и развития сферы услуг, совершенствования системы распределительных отношений.

Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

С увеличением минимальной  заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов, изменилась доля населения  с доходами ниже бюджета прожиточного минимума сократится к  2012 г.  до  20  %   (в 2004 г. — 57 %).

Основная цель реформирования пенсионной системы — повышение уровня жизни пенсионеров путем создания стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям( см. приложение 1).Предусматривается создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.

В соответствии с концепцией реформы пенсионное обеспечение будет включать три уровня (составляющих):

первый — пенсионное обеспечение на государственной основе (социальные пенсии), имеющее своей целью ограничение бедности;

второй — обязательное пенсионное страхование (страховые пенсии);

третий — дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (профессиональные пенсии) с сохранением ведущей роли государственного обязательного социального страхования в организации пенсионной системы как целого.

На ближайшие годы намечено:

- проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;

- развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработной платы;

-  совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании с целью наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;

- обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.

В перспективе на основе роста денежных доходов, в том  числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить дополнительное пенсионное страхование. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления призвано повысить уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.

Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной защиты населения представлена социальными программами, которые, однако, не обладают достаточной степенью скоординированности.

В ближайший период предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленное на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.

Политику в области социальной помощи населению следует направить и на обеспечение гарантии дохода лицам, имеющим доход или ресурсы ниже определенного уровня, сориентировать на те группы и слои населения, которые не могут быть охвачены программами занятости или мерами социальной защиты и не могут воспользоваться услугами социального обеспечения. (Речь идет о различного рода льготах и разовых выплатах при несчастных случаях, бедствиях и др.) Наряду с государственными формами предполагается параллельное развитие негосударственных форм оказания социальной помощи (спонсорства, благотворительности и др.). В число приоритетов должна войти задача удовлетворения социальных потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей.

Дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматриваются преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.

Важным направлением является создание комплексных территориальных  центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся.

В комплексе мер по обеспечению  устойчивого развития необходимо существенно повысить значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное прежде всего на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.

Таким образом, основной целью социально-экономического развития РБ на 2011—2015 гг. является дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

 
 
3.2 Система социального обеспечения Республики Беларусь

 

Государственное регулирование в Республике Беларусь сориентировано на стабильное проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание условий для более широкого привлечения в нее внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций. Благодаря этому Республика Беларусь не только не утратила важнейшие социальные завоевания предыдущих лет, но многое сделала для развития и совершенствования всей социальной сферы: здравоохранения, образования, науки и культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Несмотря на сложные экономические  условия, государство стремится  в пределах имеющихся ресурсных  возможностей непрерывно увеличивать  долю государственных расходов на развитие образования. Индекс уровня образования  составил 0,961 и сравнялся с такими странами, как Швейцария, Польша, Латвия. Республика Беларусь по этому показателю удерживает лидирующие позиции среди  стран СНГ (Россия- 0,933, Украина – 0,960, Узбекистан – 0,888).

Стратегической целью  является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.

Для реализации этой цели требуется  решить следующие задачи:

- создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей человека;

- обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования;

-   повышение интеллектуального и культурного потенциала населения на основе совершенствования и оптимизации национальной системы образования;

- обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

Период реформирования в  белорусской системе образования завершен. С 2011- 2015гг.    предусматривается обновить содержание и повысить качество образования, чтобы создать школу, откуда выходит интеллектуальная молодежь, владеющая информационными   технологиями. 
Первоочередными задачами являются повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития. 
Для их решения предусматривается реализация следующих направлений:

- развитие системы образования на основе внедрения современных коммуникационных и информационных технологий;

- оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствии с потребностями развития экономики;

- придание университетам функций центров научно–инновационной деятельности, создание и развитие при них субъектов инновационной инфраструктуры;

- совершенствование системы воспитательной и идеологической работы с учащейся молодежью;

-   интеграция профессионального образования, науки и производства;

-  улучшение материально–технического и финансового обеспечения отрасли посредством многоканального финансирования учреждений образования;

-  повышение кадрового потенциала системы образования;

-  увеличение уровня обеспечения студентов дневной формы получения образования местами в общежитиях, расширение сети студенческих деревень;

         -  интеграция     национальной     системы     образования   в    единое

Европейское пространство высшего  образования, присоединение к болонскому процессу, создание национальной системы оценки качества образования с учетом международных требований. 
            Решение поставленных задач в области образования позволит поднять престиж профессионально–технических и средних специальных учебных заведений, обеспечить органичное вхождение в европейское образовательное пространство, не теряя достижений и традиций отечественной высшей школы.

Информация о работе Уровень и качество жизни населения как основные критерии устойчивого социально-экономического развития общества (Республика Беларусь)