Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:30, курсовая работа
Цель данной работы – изучить вопросы, связанные с определением уровня благосостояния населения, а также рассмотреть пути повышения уровня и качества жизни в РБ. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить понятия «уровень жизни» и «качество жизни» и их основные характеристики;
- рассмотреть системы показателей уровня развития, определяющие благосостояние населения стран мира;
- проанализировать уровень и качество жизни населения Республики Беларусь и пути их повышения.
Отличительными особенностями немецкой модели являются:
- сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем;
- различие в уровне заработной платы является незначительным;
- решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия.
ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ или СКАНДИНАВСКАЯ (Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия)
Отличительной особенностью
шведской модели является: социальная
направленность, сокращение имущественного
неравенства, забота о мало - обеспеченных
слоях населения. Высокая норма
налогообложения позволяет
Качество жизни характеризует уровень и условия жизни, состояние самого субъекта общественной жизни, человека. Качество жизни населения того или иного государства определяется экономическими, социальными, демографическими, экологическими, географическими, политическими и моральными факторами. К объективным факторам можно отнести: потребление продуктов питания, обеспеченность товарами и услугами, жилищные условия, уровень занятости, образования, социального обеспечения и др. Среди субъективных факторов выделяют: удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением и др.
Организация экономического сотрудничества и развития, характеризуя качество жизни, выделяет восемь основных аспектов жизнедеятельности человека: здоровье, развитие через образование, занятость и качество трудовой жизни, досуг и отдых, состояние потребительского рынка товаров и услуг, окружающей среды, личная безопасность, социальные возможности и социальная активность.
Качество жизни определяется
также уровнем физического и пс
В самом широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.
Качество населения (блок 1) включает:
Свойства воспроизводства: рождаемость, смертность, заболеваемость, ожидаемая продолжительность жизни.
Способность образовывать семьи: брачность, разводимость.
Уровень образованности: доля населения со средним и высшим образованием, средняя продолжительность срока обучения.
Уровень квалификации: доля ИТР в численности работающих, численность научных работников, количество докторов и кандидатов наук.
Уровень жизни населения (блок 2) включает:
1 ГРУППА
Состояние здоровья: физические и умственные возможности людей, длительность и тяжесть болезней.
Качество питания: состав, ценность, вкусовые качества, экологическая чистота продуктов, регулярность питания.
Состояние образования и культуры: уровень обучения, степень овладения научными знаниями, доступность библиотек, телевидения, музеев.
Качество жилья: удобство планировки и благоустройство населенных пунктов, обустройство и обстановка жилища.
Условия и характер труда: напряженность и эффективность, уровень производственного травматизма, соответствие личным склонностям людей, моральное удовлетворение трудом, микроклимат в коллективе.
Качество проведения свободного времени и условия отдыха: разнообразие занятий, характер просмотра телепередач, время на самообразование, удовлетворенность досугом, продолжительность отдыха.
Благополучие семейной жизни: ощущение личного счастья и удовлетворенность жизнью.
2 ГРУППА
Реальные доходы и расходы населения: покупательная способность доходов, дифференциация доходов населения, реальная заработная плата, уровень потребления продуктов питания, минимальные социальные гарантии (минимальная заработная плата, потребительский бюджет, пенсии).
Экономическая активность: уровень экономической активности населения, соотношение занятых в экономике и общей численности населения, уровень безработицы.
Обеспеченность населения услугами здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры.
Обеспеченность населения жильем и другой собственностью: наличие, состав и состояние жилищного фонда, жилищные условия населения.
Социальная защита населения: социальное обеспечение, система предоставления пенсий, пособий, материальной помощи больным, престарелым детям.
Социальная безопасность (3 блок) включает:
Уровень физической и имущественной безопасности: характеристики социальной патологии, криминогенности, организованной преступности.
Качество
морально-политического
Качество окружающей среды (блок 4) включает:
Антропогенное воздействие на воздушный бассейн: масса вредных веществ, выброшенных в атмосферу на 1 км площади территории (т/год), на душу населения (кг/год) или на 1000 дол. ВВП (т/1000 дол. ВВП).
Антропогенное воздействие на водный бассейн: объем сброшенных в поверхностные водоемы загрязненных вод на 1 км2 площади территории (м3/год), отношение объема сброшенных сточных вод к объему свежей воды, забранной из водных объектов.
Состояние почв и лесов.
С качеством жизни
непосредственно связано
Главными условиями, обеспечивающими качество трудовой жизни (КТЖ), являются следующие:
1.Справедливое и надлежащее вознаграждение за труд.
2.Безопасные и здоровые условия труда.
3.Непосредственная
4.Трудовая демократия
и правовая защищенность
5.Возможность профессионального роста и уверенность в будущем.
6.Достойное место работы в человеческой жизни.
7.Социальная полезность работы.
Зарубежный опыт показывает, что оценка КТЖ производится на различных уровнях: с позиции работника, с позиции предпринимателя и с позиции общества.
А. Оценки КТЖ с позиции работника: удовлетворенность трудом; наличие (отсутствие) стрессовых ситуаций на производстве; возможности личностного возвышения; климат в коллективе; условия труда; возможности профессионального роста и самовыражения.
Б. Оценки с позиции предпринимателя: эффективность труда; профессиональная адаптация; текучесть; наличие (отсутствие) случаев воровства, производственного саботажа, забастовок; отождествление целей работника с целями предприятия.
В. Оценка с позиции общества: валовой внутренний продукт; занятость и безработица; повышение качества рабочей силы; стоимость системы социальной защиты работников и их иждивенцев; забастовочное движение; политическое поведение; потребительское поведение; социальная адаптация; коэффициенты удовлетворенности жизнью; отчуждение от общества; качество жизни.
Подытоживая сказанное выше, следует отметить, что качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия как в личностном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др.
Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи, полностью выполнить социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и другими малообеспеченными слоями населения и др.
В соответствии с поставленной целью основными направлениями социальной политики должны стать:
- создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
- обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.;
- обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;
- повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
- постепенное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе — к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов;
- содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;
- улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования;
- снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;
- повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.
Социальное пространство, в котором предусматривается реализация указанных направлений, все в большей степени будет формироваться на рыночных принципах цивилизационного развития. Поэтому совершенствование политики доходов необходимо осуществлять исходя из принципа постепенного переноса социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а также пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. Другим системообразующим принципом политики доходов и инструментом регулирования оплаты труда является развитие социального партнерства. Этот социальный институт, обеспечивающий взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества в лице трехсторонней системы представительства наемных работников (профсоюзов и объединений работающих), нанимателей (объединений работодателей и частного бизнеса) и органов государственной власти, становится важным средством защиты интересов работающих и влияния на рынок труда. И, наконец, третьим фактором, формирующим рыночное социальное пространство, является новая роль государства в решении социальных проблем, заключающаяся в его переходе на инструменты тонкой настройки (финансовые, бюджетные, налоговые, кадровые, информационные), на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.
В данном контексте приоритетными направлениями политики в области оплаты труда являются: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышения производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, роста инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.
Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:
- обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
- формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;