Уровень и качество жизни населения как основные критерии устойчивого социально-экономического развития общества (Республика Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить вопросы, связанные с определением уровня благосостояния населения, а также рассмотреть пути повышения уровня и качества жизни в РБ. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить понятия «уровень жизни» и «качество жизни» и их основные характеристики;
- рассмотреть системы показателей уровня развития, определяющие благосостояние населения стран мира;
- проанализировать уровень и качество жизни населения Республики Беларусь и пути их повышения.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 345.28 Кб (Скачать файл)

В 2010 г. в Республике Беларусь составил индекс уровня образования в стране до 0,96, а к 2020 г. – до 0,98. В 2011 – 2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.

Для решения поставленных перед образованием целей и задач  следует обеспечить его необходимое  финансирование, создать условия  для привлечения инвестиций в  сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования. Намечается создать цивилизованный рынок образовательных услуг, включить систему образования Республики Беларусь в мировой образовательный  процесс.

Стратегической целью  в области здравоохранения Республики Беларусь является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью, создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения. Для конечного достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- совершенствование государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя;

- формирование системы государственных приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный механизм поддержки здорового образа жизни населения;

-  укрепление и обновление материально-технической базы, увеличение доли финансирования в ВВП на развитие здравоохранения, увеличение объемов финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развитие форм добровольного медицинского страхования;

- повышение уровня и качества медицинских услуг и обеспечение их доступности; рациональное сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности;

- создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности;

- уделение особого внимания охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы;

- совершенствование медицинской помощи пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода при ее организации различным группам населения, медико-социальной реабилитации, охраны психосоматического здоровья, адекватного дозиметрического сопровождения;

- совершенствование системы контроля качества лекарственных средств, развитие отечественного производства медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Благодаря целенаправленной социальной политике государства по возрождению белорусской культуры сохранен культурный потенциал Республики Беларусь. Дальнейшее развитие получило профессиональное искусство, поддерживается историко-культурное наследие, увеличилось  число театров, музеев, выпуск книг и брошюр.

Однако из-за недостаточных  объемов бюджетного финансирования культуры в республике возникают  проблемы укрепления материально-технической  базы отрасли, комплектования библиотечных фондов, обеспечения современными техническими средствами и др.

Стратегической целью  государственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций. Для реализации этой цели требуется решение следующих задач:

-  развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечивающей доступ граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и других фондов культуры;

- сохранение и развитие культурного наследия, национально-культурной самобытности белорусского народа, белорусского языка, расширение сферы его применения, создание условий для свободного творчества, развитие профессионального творчества и профессионального художественного образования, народного художественного творчества, народных промыслов и традиционной культуры;

- обеспечение условий для свободного развития культур всех социально-этнических групп, проживающих в Республике Беларусь;

-   достижение здорового нравственного климата в обществе;

-  обеспечение доступности культурных ценностей для всех социальных слоев населения;

- усиление роли деятелей и учреждений культуры в решении социально-экономических задач, формировании гражданской позиции и социально активной личности;

- интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры как равноправного участника глобальных социально - культурных процессов.

Целями жилищной политики, проводимой в нашей республике, являются повышение уровня обеспеченности граждан жильем, развитие жилищного строительства с преимущественным использованием средств внебюджетных источников финансирования и долгосрочных форм кредитования граждан на приобретение жилья, дальнейшее развитие рынка жилья и жилищных услуг, эффективное использование существующего жилищного фонда.

Преимущество в структуре  жилищного строительства Республики Беларусь должно получить возведение жилых домов высоких потребительских  качеств, где наряду с традиционными  получат развитие новые системы  благоустройства с низким уровнем  энергопотребления, с использованием нетрадиционных источников энергии. Эти  же направления, наряду с мероприятиями  по усилению теплозащитных свойств  домов, должны получить развитие при  реконструкции и модернизации имеющегося жилищного фонда, особенно в сельской местности.

Устойчивое развитие жилищно-коммунального  хозяйства определяется созданием  эффективной и устойчивой инженерно-технической  инфраструктуры населенных пунктов  по производству и поставке услуг  жизнеобеспечения населению и обеспечению  жизнедеятельности производств, оказанию других видов коммунальных услуг, связанных  с управлением жилищным фондом, его  содержанием и ремонтом.

Дальнейшее реформирование жилищно-коммунального хозяйства  должно направляться на создание экономических, правовых и организационных условий  развития отрасли с целью повышения  эффективности и надежности ее функционирования, улучшения качества услуг и снижения их себестоимости.

Реализация этих направлений  должна обеспечиваться решением следующих  целевых задач:

- внедрение высокоэффективных, надежных, экологически безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг жилищно-коммунального хозяйства, основанных на использовании достижений научно-технического прогресса, местных возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;

- обеспечение минимальных нормативов социального стандарта по представлению населению услуг в области жилищно-коммунального обслуживания;

- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;

- совершенствование организационной структуры управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды в этой системе;

Таким образом, для содействия роста уровня жизни населения  Республики Беларусь необходимо разрабатывать  комплекс мер по преодолении бедности, повышении благосостояния, в области  формирования доходов населения, социальной защиты, в области здравоохранения  и других сферах жизни. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели - создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев все вышеизложенные вопросы, можно сделать  выводы:

1) интегральной характеристикой  благосостояния граждан страны  являются уровень и качество  жизни населения. Эта характеристика — историческая категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.

2) если под уровнем  жизни традиционно понимается  комплекс жизненных стандартов  преимущественно материального  характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия как в личностном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др.

3) существуют многочисленные  классификации показателей уровня  жизни населения: по методам  измерения (статистические, нормативные,  аналитические и др.), общие и  частные, объективные и субъективные, количественные и качественные  и др.

4) для сопоставления уровня  жизни между странами используется  показатель индекс развития человеческого потенциала. По ИРЧП РБ в 2011 г находилась на 65 месте из 187 стран анализа.

5) в самом широком смысле  понятие качества жизни населения  включает четыре блока характеристик:  качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.

6) основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг. является дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. 
       Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Уровень жизни населения – важнейший критерий оценки эффективности социально-экономической политики государства. Его повышение является основной целью общественного развития социального государства. Поэтому каждое государство заинтересовано в повышении уровня жизни населения. Так в Республике Беларусь для повышения уровня жизни предпринимаются следующие меры: повышение минимальной заработной платы, уровня прожиточного минимума, производится защита социально уязвимых категорий населения, совершенствование пенсионной системы, ее финансовое укрепление, своевременность выплаты населению заработной платы и пенсий, поддержка многодетных семей, материальная поддержка учащейся молодежи.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абакумова Н.Н., Подовалова  Р.Я. Политика доходов и заработной  платы: Учеб. Пособие. Новосибирск:  НГАЭиУ.М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Лига М.Б. Качество  жизни как основа социальной  безопасности. М, 2006.

3. Макроэкономика: учеб. пособие  / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев[ и  др.]. – Минск: БГЭУ, 2007.- 415 с.

4. Национальная экономика  Беларуси: учебник/ В.Н. Шимов,  Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н. Шимова. -2-е изд., перераб.  и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. -751 с.

5. Основные положения  программы социально- экономического  развития Республики Беларусь  на 2010 -2015 годы. Основные положения  социально- экономического развития  Республики Беларусь на период  до 2015 г.

6. Потапова И.О. Уровень  жизни населения: содержание, формы  и факторы роста. Мн.: ООО «Мисанта», 2001.

7. Проблемы повышения  уровня и качества жизни населения  Республики Беларусь: Сб. науч.тр. Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики  Беларусь, 2002.

8. Республика Беларусь  в цифрах: Крат. Стат.сб.Мн., 2006.

9. Социальная политика  Беларуси в начале XXI века: Сб. научных трудов.- Мн.: НИЭИ Мин-ва экономики Респ. Беларусь, 2005.- 280 с.

10. Социальная политика  в Республики Беларусь: Учеб. Пособие  / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 146 с.

11. Социальная политика  Республики Беларусь в условиях  реформирования экономики: Сб. научных  трудов. – Минск: НИЭИ Минэкономики  Республики Беларусь, 1997. 261 с.

12. Социально-экономическое  положение домашних хозяйств. Стат.сборник.  Мн., 2005. 78 с.

13. Теоретические основы  экономики и социологии труда:  Учебник для студентов вузов.  – М.: Издательство МИК, 1999. – 336 стр. с илл.

14. www.belstat.gov.by

15. http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Proekt-osnovnyx-polozhenij-Programmy-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-2011-2015-gody_i_531148.html#4_5

16. http://mintrud.gov.by

         

Приложение  №1

Основные социально-экономические  показатели уровня жизни населения

 

2003 

2004 

2005 

2006 

2007 

2008 

2009

2010

Денежные доходы в расчете  на душу населения, тыс. руб. в месяц 

192,4 

250,8 

329,3 

416,9 

503,9 

648,2 

753,6

952,4

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему  год

103,9 

109,8 

118,4 

117,8 

113,2 

111,8 

102,7

115,1

Реальные располагаемые  денежные доходы населения, в процентах  к предыдущему году

100,7 

109,3 

118,1 

115,9 

113,1 

111,8 

103,7

114,8

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

250,7 

347,5 

463,7 

582,2 

694,0 

868,2 

981,6

1217,3

Реальная заработная плата,в  процентах к предыдущему году

103,2 

117,4 

120,9 

117,3 

110,0 

109,0 

100,1

115,0

Средний размер назначенных  пенсий

(на конец года), тыс.  руб.

113,9 

172,6 

211,0 

277,6 

328,2 

389,4 

429,5

584,7

Реальный размер назначенных  пенсий, в процентах к предыдущему  году

101,4 

132,4 

113,2 

123,4 

105,4 

104,7 

100,2

123,9

Информация о работе Уровень и качество жизни населения как основные критерии устойчивого социально-экономического развития общества (Республика Беларусь)