Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:27, курсовая работа
Цель работы – анализ тенденций формирования услуг. Целевая направленность предопределила круг решаемых задач:
исследование услуг как составляющей конкурентоспособности;
анализ услуг, осуществляемых ОАО «Буровая компания «Дельта»;
оценка эффективности организации на рынке услуг.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 УСЛУГИ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНКУРЕНТСПОСОБНОСТИ 5
Природа услуг, их современная классификация 5
Стратегия развития услуг населения 13
2 АНАЛИЗ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ В ОАО «БУРОВАЯ КОМПАНИЯ «ДЕЛЬТА» 20
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
деятельности ОАО «Буровая компания «ДЕЛЬТА» 20
2.2 Виды и объемы услуг, оказываемых населению 26
2.3 Организация деятельности по оказанию услуг и ее материально-
техническая база 30
2.3 Эффективность деятельности по оказанию услуг 33
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УСЛУГ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Быстрый рост сферы услуг во второй половине XX в., начале XXI в. обусловлен рядом факторов. Прежде всего — высокой степенью зрелости экономики и ростом уровня жизни населения. Как показывает практика промышленно развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спрос на услуги значительно возрастает. Кроме того, известному ассортименту товаров придаются новые потребительские свойства (например, мобильные телефоны дополнены Интернетом), что обусловливает развитие сферы услуг. Немаловажным фактором развития рынка услуг в условиях НТР является прогресс разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, и прежде всего в сфере услуг. К факторам, способствующим развитию международного рынка услуг, также относятся следующие:
трансформация услуг, ранее выполнявшихся на предприятии: организации и частные лица все чаще нанимают специалистов для оказания услуг, которые прежде они делали сами. Производственные услуги выделились в самостоятельный сектор. Программное обеспечение, проектно-конструкторские разработки, исследование рынка, юридическое обслуживание и другие услуги выгоднее заказать специализированным организациям вместо содержания собственного штата высококвалифицированных специалистов;
расширение возможностей оказания услуг в условиях применения Интернет-технологий. Для оказания многих услуг не требуется физического присутствия поставщика и потребителя в одном месте. Например, на расстоянии оказываются финансовые услуги посредством телекоммуникаций. Объем электронной торговли, по экспертном оценкам, в 2008 г. достиг 2 трлн. долл. США в год, или 5,1% от суммарных продаж в мире. Информация, скорость ее получения и услуги в области информации стали ключевым фактором повышения конкурентоспособности в любом секторе экономики;
трансформация неконкурентных рынков важнейших секторов услуг в конкурентные (железнодорожный транспорт, передача электроэнергии, телекоммуникации, развитие сотовой связи как альтернативы традиционным телефонным линиям);
появление во многих секторах услуг (особенно в финансовой сфере) транснацинальных компаний. Крупные организации для расширения географии своей деятельности и облегчения внутрикорпорационных потоков заинтересованы в устранении или снижении барьеров, препятствующих выходу на рынки других стран.
На мировом рынке услуг доминируют восемь промышленно развитых стран, на которые в 2008 г. приходилось 48,9% мирового экспорта услуг и 47,0% импорта. Доля первой пятерки (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония) составляет 38% всего мирового экспорта услуг. Они же являются основными мировыми импортерами услуг (37,3%). Для компаний из этих стран большое значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах.
Все большее значение в последние годы придается сфере услуг в Республике Беларусь. У нас принято и реализуется более 30 программ по развитию различных отраслей услуг. Сфера услуг относится к важнейшим видам деятельности, связанным с функционированием и развитием всех отраслей экономики, удовлетворением жизненно важных потребностей человека. Услуги рассматриваются как источник роста валового внутреннего продукта, пополнения государственного бюджета, создания новых рабочих мест, а в конечном итоге — повышения качества жизни населения. Комплексной программой развития сферы услуг в Республике Беларусь предусмотрено «увеличение экспорта услуг и усиление позиций Беларуси на мировом рынке услуг» [19].
Мировая практика свидетельствует,
что удельный вес добавленной
стоимости в сфере услуг
В Республике Беларусь, по данным Платежного баланса за 2008 г., доля сферы услуг в ВВП составляла около 43%, практически равняясь доле ВВП, формируемой в сфере производства товаров. Анализ статистических данных показывает, что за период с 1990 по 2006 г. производство товаров в составе ВВП республики уменьшилось с 68,9 до 44,0%, или на 24,9%, а производство услуг за это время увеличилось на 14,4% (с 28,6 до 43,0%) [19].
К сфере услуг относятся 19 отраслей. Наибольшую долю в ВВП занимают такие отрасли, как торговля и общественное питание (10,3%), транспорт (6,7%), образование (3,5%), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (3,5%) (по данным за 2008 г.) [19].
Международная торговля услугами складывается для республики благоприятно, о чем свидетельствует положительное торговое сальдо. Устойчивое положительное сальдо по услугам позволило компенсировать дефицит торгового баланса.
Активно развивался экспорт услуг. Доля экспорта услуг Беларуси в общем объеме экспорта товаров и услуг страны в 2008 г. составляла около 10,9%. Развитие экспорта услуг осуществляется в республике на основе использования конкурентных преимуществ, в частности таких, как:
транзитный коридор;
рациональная система подготовки кадров;
большое число научных организаций, обслуживающих отдельные отрасли сферы услуг.
В 2008 г. экспорт услуг Беларуси увеличился в 2,6 раза к уровню 2000 г.
В стоимостном выражении в 2008 г. экспорт услуг составил 2299,2 млн. долл. США (вырос на 10,9% в сравнении с 2005 г.), в том числе доля экспорта услуг в страны СНГ достигла 30,8%. Наибольший удельный вес в экспорте услуг (46,6%) приходится на транспортные услуги, которые в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом увеличились на 17,2% и составили 1568,0 млн. долл. США. Рост экспортных перевозок наблюдался по всем видам транспорта. Экспорт услуг по статье «поездки» увеличился на 7,5% и составил в 2008 г. 272,0 млн. долл. США. Экспорт услуг связи вырос на 12,2%, строительных, напротив, значительно сократился — на 38,6%. Положительное сальдо внешнеторгового баланса услуг в целом за 2008 г. незначительно, но сократилось — на 16,0 млн. долл. и составило 812,3 млн. долл. США (прежде всего по причинам роста импорта поездок — на 122,7% в 2008 г. по сравнению с 2005 г. и существенного сокращения экспорта строительных услуг) [19].
Следует отметить, что масштабы экспортных услуг Беларуси не велики. Устойчивый рост экспорта коммерческих услуг обусловлен прежде всего транспортной составляющей. Определяющими видами транспорта в Беларуси являются: железнодорожный, трубопроводный (превалирующий в позиции «другие виды транспорта») и, в меньшей степени, автомобильный, что свидетельствует о недостаточном использовании выгодного географического положения страны. Доля экспортных перевозок автомобильным транспортом в общем объеме экспорта товаров и услуг республики составляет всего около 1%. Такова же доля поездок, что свидетельствует о явно недостаточном у нас развитии въездного туризма. То есть на сегодняшний день из всех видов услуг, экспортируемых Беларусью, валюта зарабатывается в основном на железнодорожных перевозках, доля которых в общем объеме перевозок составляет 75% (если исключить трубопроводный транспорт).
На развитие сферы услуг в Беларуси обращено внимание в различных государственных программных документах. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. и Комплексной программой развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 гг. предусмотрено увеличить к концу предстоящего пятилетия объем реализации всех видов услуг по сравнению с 2007 г. в 1,5-1,6 раза. Это приведет к росту объемов производства в сфере услуг, где их доля в ВВП увеличится до 48%.
В 2006 году постановлением Совета Министров Республике Беларусь от 22 июня 2006 года № 786 была принята Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, в которой определены цели и задачи, приоритеты и важнейшие параметры развития сферы услуг до 2010 года, разработана система мероприятий правового, производственного, финансово-экономического и организационного характера, обоснованы социально-экономические результаты реализации Комплексной программы. В ней нашли отражение основные положения Концепции развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, которая предшествовала разработке Комплексной программы [12].
Комплексная программа разработана
в целях обеспечения
Важнейшими приоритетами государственной политики по развитию сферы услуг определены:
- формирование конкурентной среды, содействие развитию малого предпринимательства в сфере услуг;
- повышение инвестиционной и инновационной активности организаций и населения в сфере услуг;
- оптимизация институциональной структуры рынка услуг, совершенствование управленческих структур, организационно-правовых форм субъектов хозяйствования, функционирующих в сфере услуг.
Комплексная программа содержит перечень
заданий органам
Развитие сферы услуг в
Комплексной программой предусмотрено также, что развитие платных услуг населению будет осуществляться с целью обеспечения территориальной и ценовой доступности для населения с различным уровнем доходности.
Важным направлением будет административная
и экономическая поддержка
Реализация мероприятий
- доведение доли услуг в валовом внутреннем продукте к концу 2010 года до 46-48%;
- увеличение доли занятых в сфере услуг и создать за 2006-2010 годы не менее 100 тысяч рабочих мест;
- увеличение объема реализации платных услуг населению в 1,5-1,6 раза [8].
Оценка современного
состояния сферы услуг
ограниченным спектром оказываемых услуг;
отсутствием современной инфраструктуры;
недостаточным развитием услуг в малых городах и сельской местности;
медленным развитием малого и среднего бизнеса в данной сфере.
Для развития экспорта услуг в Беларуси в соответствии с Комплексной программой предстоит реализовать ряд мероприятий:
расширение географической структуры экспорта, освоение новых рынков в странах вне государств-участников СНГ, в том числе на основе использования механизмов ВТО;
развитие инфраструктуры внешней торговли услугами, в том числе создание за рубежом сервисных центров продаж, гарантийного и послегарантийного обслуживания белорусских экспортных товаров и услуг;
совершенствование экспортной
инфраструктуры за счет приоритетного
экспорта деловых, туристических, транспортных
услуг, развития электронной торговли
и электронного декларирования, развития
услуг в сфере
обеспечение государственной поддержки экспортеров услуг, в том числе по развитию рекламной и выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом;
максимальное использование
услуг отечественных
совершенствование системы кредитования и страхования экспортных сделок;
совершенствование нормативной правовой базы по экспорту услуг;
разработка единого порядка регулирования торговли услугами в рамках интеграционных объединений стран СНГ;
активизация сотрудничества с международными торгово-экономическими и финансовыми организациями, регулирующими международную торговлю услугами;
вступление в международные отраслевые ассоциации производителей услуг, в том числе инжиниринговые;
принятие мер по вступлению Республики Беларусь в ВТО для участия в многостороннем международном соглашении по услугам в рамках этой организации (ГАТС).
Информация о работе Услуги как важнейшая составляющая конкурентспособности