Услуги как важнейшая составляющая конкурентспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ тенденций формирования услуг. Целевая направленность предопределила круг решаемых задач:
исследование услуг как составляющей конкурентоспособности;
анализ услуг, осуществляемых ОАО «Буровая компания «Дельта»;
оценка эффективности организации на рынке услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 УСЛУГИ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНКУРЕНТСПОСОБНОСТИ 5
Природа услуг, их современная классификация 5
Стратегия развития услуг населения 13

2 АНАЛИЗ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ В ОАО «БУРОВАЯ КОМПАНИЯ «ДЕЛЬТА» 20
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
деятельности ОАО «Буровая компания «ДЕЛЬТА» 20
2.2 Виды и объемы услуг, оказываемых населению 26
2.3 Организация деятельности по оказанию услуг и ее материально-
техническая база 30
2.3 Эффективность деятельности по оказанию услуг 33

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УСЛУГ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Вложенные файлы: 1 файл

услуги.doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

 

Характеристика

Значимость

1. Ценовая политика

0,40

2. Широта предложения  услуги

0,20

3. Предоставление скидок

0,15

4. Рекламная политика

0,15

5. Месторасположение офиса

0,10

ИТОГО

1,00


 

Экспертные оценки по каждой фирме-конкуренту были выставлены специалистами ОАО «Буровая компания «Дельта». Результаты представлены в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6

Оценка конкурентоспособности ОАО «Буровая компания «Дельта»

 

Характеристика

 

Вес признака

Экспертная оценка

ОАО «Буровая компания «Дельта»

НПЧУП «Оптио-строй»

СООО «Геоинвест»

1. Ценовая политика

0,40

5,0

5,0

4,0

2. Широта предложения услуги

0,20

5,0

4,0

4,0

3. Предоставление скидок

0,15

3,0

4,0

4,0

4. Рекламная политика

0,15

3,0

5,0

3,0

5. Месторасположение  офиса

0,10

5,0

4,0

4,0

ИТОГО

1,00

 

 

При рассмотрении конкурентов  и определения экспертной оценки, специалисты руководствовались  следующими аргументами. Цены на услуги по большинству направлений у НПЧУП «Оптио-строй» и ОАО «Буровая компания «Дельта» практически идентичны. СООО «Геоинвест» цены выше в среднем на 5%, что для рынка услуг достаточно ощутимо.

При оценке широты предложения  услуг учитывались как спектр предложения по отдельным направлениям сервисной деятельности (ремонт), так и спектр предложений внутри каждого направления.

С точки зрения рекламной  составляющей наиболее конкурентоспособны НПЧУП «Оптио-строй» и СОО «Геоинвест». Основные инструменты их рекламной работы – реклама в газетах. ОАО «Буровая компания «Дельта» использует только рекламу в газетах, при этом данная реклама носит фрагментарный характер, и эффективность ее не отслеживается.

С точки зрения месторасположения  офиса наиболее конкурентоспособно в сфере услуг ОАО «Буровая компания «Дельта», причина этого – нахождение в районе дачных поселков, удобство парковки транспортных средств, наличие отдельного входа.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие  выводы.

Комплексный показатель исследуемых организаций составляет:

ОАО «Буровая компания «Дельта» - 4,40 балла;

НПЧУП «Оптио-строй» - 4,55 балла;

СООО «Геоинвест» – 3,85 балла.

Исходя из этого, можем  сделать вывод: наиболее конкурентоспособным  из исследуемых фирм по предоставлению услуг по бурению скаважин на воду является НПЧУП «Оптио-строй», опережающих своих основных конкурентов по позициям – предоставление скидок и рекламная деятельность.

Проведенное исследование позволило руководству НПЧУП «Оптио-строй» выявить основные направления совершенствования своей деятельности.

В первую очередь это относится к активизации коммуникационной политики среди населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

В основе динамичного  развития сферы услуг находится ряд факторов:

— рост потребностей и  спроса на услуги, причем в основном на

нетрадиционные;

— либерализация торговли услугами;

— выделение услуг  из других отраслей экономики в самостоятельную сферу;

— приватизация государственных  услуг;

— зависимость торговли услуг от торговли товарами.

Рост потребностей и  спроса на услуги связан не только с увеличением доходов и изменением моды. Важную роль играет изменение демографической структуры, поскольку большую долю потребителей услуг составляют молодежь и пожилое население. Желание повысить качество жизни также является мотивом для увеличения потребления услуг и переориентации потребителей на нетрадиционные услуги даже при сохранении текущего уровня дохода.

Кроме того, развитию нетрадиционных услуг способствуют технологические  инновации. В свою очередь, рост требовательности к качеству услуг со стороны потребителей вызывает необходимость у компаний постоянно улучшать качество как традиционных, так и нетрадиционных услуг.

Сфера услуг может  получить революционное развитие за счет признания самостоятельности и отделения от других отраслей экономики. Многие виды деятельности, ранее не относившиеся к самостоятельной сфере услуг, отделились от промышленности, непроизводственных отраслей и вошли в сферу услуг. Например, транспортные и финансовые услуги часто предоставляются отдельными департаментами крупных промышленных компаний самим компаниям. Иногда эти департаменты отделяются, преобразуясь в самостоятельные юридические лица по предоставлению соответствующих услуг. Это способствует развитию сферы услуг в стране.

Развитию сферы услуг также способствует приватизация традиционно государственных отраслей. Эффект от приватизации во многом схож с эффектом от либерализации, выражающимся в росте конкуренции, повышении экономической эффективности и качества услуг. Частными становятся не только образование, здравоохранение, телекоммуникации, связь, транспорт, но и частично такие области, как содержание тюрем и колоний, национальная безопасность. Важно понимать, что приватизация отдельных услуг не должна означать переход от государственной монополии к частной. Приватизация должна создавать, а не исключать конкуренцию. Например, телефонная компания France Telecom монополизировала связь в бывшей французской колонии Кот-д’Ивуар, полностью исключив конкуренцию американских сотовых компаний в этой стране. После этого она настолько повысила цены, что, к примеру, студенты университетов в этой стране больше не могли себе позволить пользоваться Интернетом.

В целом развитие сферы  услуг является объективно необходимым процессом, который сложно стимулировать административными методами, хотя и возможно в четко управляемых структурах.

Главным стимулом развития сферы услуг должен стать спрос, возникший на основе осознанных потребностей. Спонтанно сложившийся спрос  является идеальным климатом для развития нетрадиционных видов услуг, которые преобладают в потребительских расходах.

Республика Беларусь, выбрав в качестве стратегии модель социально-экономического устойчивого инновационного развития, ориентируется в долгосрочной перспективе на значительное повышение доли сферы услуг (до 50 процентов) в ВВП. К сфере услуг в Беларуси относятся 19 отраслей. Наибольший удельный вес составляют торговля и общественное питание транспорт, образование, жилищнокоммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. В сфере услуг занято более 60 процентов всего трудо- устроенного населения. Наибольшая занятость представлена в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении и сбыте, заготовках, затем в образовании, строительстве и здравоохранении.

В структуре потребительских расходов Беларуси услуги составляют порядка 44 процентов. В основном это жилищно-коммунальные услуги (9,5 процента от всех расходов на товары и услуги), транспорт (8,1 процента), содержание дома (6,5 процента). Как в структуре занятости, так и в потребительских расходах нетрадиционные услуги практически отсутствуют в нашей стране.

Беспрепятственное достижение качественного и количестве роста сферы услуг затрудняется рядом особенностей современного состояния данной сферы в Беларуси.

Во-первых, огромное количество услуг практически во всех отраслях экономики не учитывается национальной статистикой, поскольку или находится в сфере теневого рынка услуг, или просто не оценивается как услуги. Например, консалтинговые, транспортные (ремонтные), образовательные (репетиторство), бытовые и иные услуги часто оказываются частными или государственными структурами вне безналичного расчета, что помимо статистических проблем приносит налоговые потери государству.

Во-вторых, основная часть  услуг (до 90 процентов) оказывается государственными организациями. Для повышения их качества, заинтересованности в результатах необходимо оптимизировать соотношение государственных и частных услуг. Целесообразно, чтобы государственный сектор создавал необходимые условия для развития частного сектора. Государственные услуги должны не заменять, а конкурировать с частными.

В-третьих, неоптимальным является соотношение платных и бесплатных услуг, предоставляемых государственными организациями. В 2008 году государство предоставляло 53,3 процента всех платных услуг. В перечень государственных платных услуг должны быть отнесены те услуги, которые требуют дополнительного финансирования для своего развития. Вместе с этим отдельные отрасли должны обладать спецификой организации платных услуг.

Например, в здравоохранении  должен остаться ряд необходимых традиционных бесплатных услуг, а платные могут включать дополнительные косметологические и иные нетрадиционные услуги.

В настоящее время  в структуре платных услуг Республики Беларусь основную долю занимают традиционные: жилищно-коммунальные (28 процентов), связь (21,7 процента), транспорт (16,5 процента), бытовые (12,4 процента). В ретроспективе структура не изменялась, поэтому целесообразно в связи с ростом доходов населения уделить внимание развитию платных нетрадиционных услуг: финансовых, правовых, туристско-экскурсионных и прочих.

В-четвертых, достаточно серьезным остается износ материально-технической  базы. В условиях ускоренного роста физического и морального износа средств, обеспечивающих функционирование сферы услуг, возникают объективные препятствия развития данной сферы. В этой связи значительный рост услуг за счет существующей базы и конъюнктуры маловероятен.

Для качественного и  количественного развития данной сферы  в Беларуси необходимо не только расширить номенклатуру предоставляемых услуг, но и ввести абсолютно новые нетрадиционные услуги, основываясь на опыте удовлетворения потребностей населения и юридических лиц в развитых зарубежных странах. Развитие одной отрасли услуг будет стимулировать рост других. В этой связи необходимо отметить потенциал развития образовательных, почтовых, транспортных и туристических услуг.

Например, образовательные  услуги необходимо максимально сблизить с консалтинговыми, ориентируя профессорско-преподавательский состав на предоставление консультаций юридическим и физическим лицам. При планируемом сокращении числа абитуриентов в ближайшие пять лет в среднем в два раза целесообразно, соответственно, сократить педагогическую нагрузку на преподавателя, что увеличит свободное время и будет способствовать развитию вузовской науки. Таким образом, университеты преобразуются из учреждений образования в научно-образовательные коммерческие центры.

Для устойчивого инновационного развития экономики Республики Беларусь сфера услуг является наиболее доступным и естественным обеспечением. Увеличение доли услуг в ВВП страны повысит экономическую защищенность государства от промышленных шоков и, соответственно, сократит энергетическую зависимость национальной экономики, поскольку основными потребителями энергии выступают именно промышленные предприятия.

Для активизации и  развития услуг ОАО «Буровая компания «Дельта» необходимо осуществлять активный маркетинг.

Многие организации  в Республике Беларусь сейчас сталкиваются с рыночными трудностями. Их руководители изо всех сил борются за выживание в рамках меняющихся потребительских отношений и скудеющих финансовых ресурсов. В поисках ответов на возникающие перед ними проблемные вопросы многие организации поневоле поворачиваются лицом к маркетингу. Маркетинг выступает основной концепцией управления в условиях рынка. При этом важно не только изучение теории маркетинга, но и улучшение умения его практически применять.

Маркетинг - это одновременно и комплекс мероприятий в области  исследования сбытовой деятельности предприятия, связанный с изучением всех факторов, оказывающих воздействие на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. В него входит: изучение потребителя, мотивов его поведения на рынке; исследование продукта (услуг); анализ форм и каналов сбыта продукции; изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции; выявление особенностей рекламной деятельности; определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке; изучение своей «ниши» на рынке (имеется в виду область производственной деятельности, в которой предприятие располагает наилучшими возможностями в сравнении с потенциальными конкурентами) в целях реализации своих сравнительных преимуществ для увеличения товарооборота.

Информация о работе Услуги как важнейшая составляющая конкурентспособности