Финансово-кредитное стимулирование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы на основе финансово-кредитного стимулирования выявить проблемы развития малого бизнеса в Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса и найти пути их решения. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
дать характеристику малого бизнеса в России;
выделить специфические особенности его финансово-кредитного стимулирования;
обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях и в условиях мирового кризиса;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………..
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА …………………………………………………………………………


7
1.1. Понятия и сущность малого бизнеса в России………………………….
7
1.2. Эффективность функционирования финансово-кредитного стимулирования малого бизнеса в России…………………………………...

12
1.3. Управление механизмом финансово-кредитного стимулирования малого бизнеса………………………………………………………………..

23
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………………………………………………….


34
2.1. Разработка мероприятий по совершенствованию малого бизнеса в России……………………………………………………………………………

34
2.2. Финансово-кредитная политика и её организация в России …….............
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….……………..
48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....
53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовокредитное стимулирование малого бизнеса.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

«Челябинский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Финансово-кредитное стимулирование малого  бизнеса

 

Дисциплина «Финансы»

 

 

 

Научный руководитель: старший преподаватель кафедры учета и финансов

Кондратов Максим _______________ Владимирович

Курсовую работу выполнил:

студент группы ЭФ-301

Казаков Вячеслав _______________ Анатольевич

Дата защиты_____________________

 

Оценка __________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………..

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА …………………………………………………………………………  

 

 

7

1.1. Понятия и сущность малого  бизнеса в России………………………….

7

1.2. Эффективность функционирования финансово-кредитного стимулирования малого бизнеса в России…………………………………...

 

12

1.3. Управление механизмом финансово-кредитного стимулирования малого бизнеса………………………………………………………………..

 

 23

ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………………………………………………….

 

 

34

2.1. Разработка мероприятий по совершенствованию малого бизнеса в России……………………………………………………………………………

 

34

2.2. Финансово-кредитная политика и её организация в России …….............

 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….……………..

48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....

53

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....

55


 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Малый и имеет большое значение в развитии производительных сил общества, в решении социально-экономических проблем, в ускорении научно-технического прогресса. На это указывает многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и других, высокоразвитых в экономическом отношении стран с социально ориентированной рыночной экономикой. По оценкам некоторых научных и исследовательских центров поддержки предпринимательства, в этих странах занятость в малом и среднем бизнесе превышает пятьдесят процентов (в Японии - почти восемьдесят процентов), а его доля во внутреннем валовом продукте составляет от пятидесяти до шестидесяти процентов. Количество малых предприятий на тысячу жителей максимальное в США – семьдесят четыре, в европейских странах - от тридцати пяти, во Франции до шестидесяти восьми, в Италии в среднем в десять раз больше, чем в России. Внимание к малому и среднему бизнесу в разных странах мира в последние годы связано с тем, что он помогает решать важнейшие проблемы - снижает безработицу и ускоряет инновационный процесс.

Необходимо отметить, что в развитых странах крупные и малые предприятия  не противопоставляются друг другу, а сотрудничают, занимая каждое свою нишу в соответствии с размерами  и спецификой рынка, что позволяет  одновременно использовать гибкость и инициативность малого предпринимательства, и производственные и финансовые возможности крупных.

Малый и средний бизнес способствует созданию новых рабочих мест, техническому прогрессу, проведению диверсификации, смягчению кризисных явлений, более полному использованию местных ресурсов, развитию конкуренции и структурной перестройке экономики. Малое и среднее предпринимательство быстрее появляются и исчезают, их крах не создает неразрешимых проблем для региональных властей. В малом и среднем предпринимательстве собственник часто является и руководителем фирмы. Выживание фирмы и уровень доходов ее работников прямо зависят от результатов их работы. Поэтому малый и средний бизнес более динамично реагируют на рыночные изменения. Именно гибкость и высокая приспособляемость к рыночным изменениям является главным их достоинством.

Проведение  реформ и развитие рыночных отношений  определили необходимость развития предприятий малого бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Малое и среднее предпринимательство, как ничто другое, может способствовать экономической и политической стабильности в обществе, преданию конкуренции цивилизованных черт. Оно, по мнению экспертов, может  дать  России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен. В виду того, что развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, поэтому данная тема наиболее актуальна в современной жизни нашей страны.

Актуальность темы определяется и необходимостью анализа состояния малого предпринимательства на современном этапе, эффективности создаваемых на федеральном и региональном уровне механизмов и инструментов поддержки сектора, перспектив его развития, а главное - выявления проблем в условиях кризиса и поиска путей их решения.

Объектом курсовой работы является малый и средний бизнес, который можно рассматривать, с одной стороны, как специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – как сфера самореализации и самообеспечения граждан в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации.

Предметом выступает финансово-кредитное стимулирование, активизация которого может явиться одним из условий выхода Российской Федерации из экономического кризиса и последующего экономического роста.

       Цель курсовой работы на основе финансово-кредитного стимулирования выявить проблемы развития малого бизнеса в Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса и найти пути их решения. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи данной работы:

  1. дать характеристику малого бизнеса в России;

  1. выделить специфические особенности его финансово-кредитного стимулирования;

  1. обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях и в условиях мирового кризиса;

  1. предложить рекомендации решения проблем малого бизнеса на основе финансово-кредитного стимулирования.

При подготовке данной работы были использованы нормативно-правовые акты РФ; учебники, монографии отечественных и зарубежных авторов; материалы периодических изданий.

При выполнении курсовой работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция.

Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой части работы рассмотрен процесс развития малого бизнеса в Российской Федерации, дано ему определение, а также проведён сравнительный анализ развития малого бизнеса в России и за рубежом. Во второй части - исследован финансово-кредитный механизм стимулирования малого бизнеса.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗЕСА

    1. Понятия и сущность малого бизнеса в России

 

 

Как видно из самого определения, «малый и средний бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности [1, ст.34 п.1].

В трактовке Федерального Закона «О развитии малого предпринимательства в  Российской Федерации» разъясняется, что к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства:
  3.   от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для предприятий;
  4.   до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
    1.   выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства  [2, ст.4 п.1].

Малые и средние  предприятия различаются по форме  собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.

По форме  собственности предприятия могут  быть частными, государственными, муниципальными и иными.

В зависимости  от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую  деятельность, и их основная цель - это  получение прибыли.

По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и торговые предприятия.

По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые. Группировка может проводиться по числу занятых, по объему продаж, активами, полученной прибылью и т.п.

По характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.

По структуре  деятельности предприятия разделяют  на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.

По отношению  к происхождению капитала различают  национальные, иностранные и смешанные  предприятия.

Малые и средние предприятия  различаются так же и по субъективным факторам, таким как управление, уровень образования руководителей и сотрудников, уровень технической и компьютерной оснащенности.

Рисунок 1. Общее число малых предприятий РФ по видам экономической деятельности, 2012 год, в процентах

 

 

 

     Главными особенностями малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом и среднем бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое и среднее предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые и средние предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение восемьдесят к двадцати, то у малых оно составляет двадцать к восьмидесяти.

Информация о работе Финансово-кредитное стимулирование малого бизнеса