Финансово-кредитное стимулирование малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы на основе финансово-кредитного стимулирования выявить проблемы развития малого бизнеса в Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса и найти пути их решения. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
дать характеристику малого бизнеса в России;
выделить специфические особенности его финансово-кредитного стимулирования;
обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях и в условиях мирового кризиса;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………..
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА …………………………………………………………………………


7
1.1. Понятия и сущность малого бизнеса в России………………………….
7
1.2. Эффективность функционирования финансово-кредитного стимулирования малого бизнеса в России…………………………………...

12
1.3. Управление механизмом финансово-кредитного стимулирования малого бизнеса………………………………………………………………..

23
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………………………………………………….


34
2.1. Разработка мероприятий по совершенствованию малого бизнеса в России……………………………………………………………………………

34
2.2. Финансово-кредитная политика и её организация в России …….............
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….……………..
48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....
53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовокредитное стимулирование малого бизнеса.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

Государственный бюджет складывается из поступлений от предприятий и  населения, а также отчислений от хозяйственной деятельности бюджетных  организаций. За счет этих поступлений  финансируются расходы государства  на капитальные вложения в основные фонды, осуществляется поддержка предприятий, программ социального обеспечения, содержатся бюджетные учреждения, дотируется производство отдельных товаров народнохозяйственного значения и т. д. Средства региональных бюджетов используются производственной и социальной инфраструктурами областей, земель или районов. Особые денежные фонды государства (например; фонд защиты окружающей среды, Фонд занятости и др.) служат удовлетворению наиболее важных специфических потребностей народного хозяйства и общества, решению различных социально-политических задач [21].

Главной задачей бюджетной политики является удовлетворение потребностей экономики с минимальными издержками дефицита бюджета. Поскольку доходные и расходные части бюджета  формируют различные факторы, то это приводит к созданию дефицита, который необходимо покрывать либо за счет внутренних источников (кредиты Центрального банка, выпуск правительственных облигаций), либо за счет внешнего заимствования у иностранных кредиторов - правительств или финансовых институтов. Так, формирование доходов в большей степени зависит от способности экономики к их созданию, нежели формирование расходов.

Финансирование бюджета имеет  важное значение, поскольку тесным образом связано с процессами инфляции, роста внешнего долга, ухудшения платежного баланса и негативными последствиями изменения валютного курса. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться таким образом, чтобы в необходимой мере финансировать народнохозяйственные и социальные нужды, стимулировать сбережения предприятий и населения, достаточные для удовлетворения потребностей предприятий в оборотных средствах и инвестициях, не допускать излишней централизации финансовых ресурсов в руках у государства, что может привести к сбоям в экономике.

Инструменты денежно-кредитной политики. К основным инструментам денежно-кредитного регулирования относятся операции на открытом рынке, ставка финансирования, обязательные резервные требования, которые являются стандартными методами регулирования денежного обращения и кредита эмиссионного банка каждой страны с рыночной экономикой. Нередко эти инструменты называют рыночными инструментами.

Помимо данных инструментов, во многих странах применяются так называемые «селективные» (выборочные) методы, которые воздействуют на объем кредитования в отдельных сегментах экономики и таким образом дополняют основные инструменты регулирования. К таким инструментам относятся, например, «потолки» на кредиты и процентные ставки коммерческих банков, предоставление льгот при кредитовании отдельных приоритетных отраслей и т. д. [23].

В разных странах степень применения этих инструментов и их комбинации различны. Эти различия обуславливаются  уровнем развития денежных рынков и  рынков капитала в конкретной экономике, вообще уровнем экономического развития страны. Так, в развитых странах инструменты денежной политики ограничиваются в основном такими кос венными методами воздействия, как операции на открытом рынке и учетные операции, которые почти не затрагивают свободу действий рыночных сил и конкуренцию в финансовом секторе экономики. Политика центральных банков в этих странах нацелена в основном на косвенное управление поведением кредитного рынка посредством изменения ликвидности банков и процентных ставок.

Центральный банк вправе устанавливать минимальные нормы резервных требований, которые коммерческие банки обязаны держать на специальном счете в эмиссионном учреждении. Такие нормы устанавливаются исходя из размера, вида и срока вкладов, а также других обязательств банка. Причем, размеры обязательных резервов одинаковы для всех банков по каждой категории привлеченных средств и вкладов.

Этот инструмент используется преимущественно  для регулирования размеров ликвидных  средств коммерческих банков. Через  установление коэффициентов резервных требований Центральный банк воздействует на кредитный потенциал коммерческих банков, т. е. на их способность выдавать кредиты, что в свою очередь влияет на рост денежной массы и динамику внутренних цен. Как правило, в банковской практике изменение нормы обязательных требований происходит нечасто, так как считается, что этот инструмент прямо и очень сильно затрагивает ликвидность коммерческих банков и частое манипулирование им может привести к сильным колебаниям денежной массы и макроэкономической нестабильности.

Центральный банк вправе в установленном  порядке предоставлять банкам краткосрочные  кредиты под залог. При этом такие  кредиты предоставляются по определенной ставке, так называемой ставке рефинансирования. Залогом в таком случае могут выступать золото, иностранная валюта и валютные ценности, государственные долговые обязательства, депозитные сертификаты Центрального банка, коммерческие векселя, оплата которых гарантирована банками.

Коммерческие банки обычно прибегают  к кредитам рефинансирования, когда они испытывают кратковременные трудности с ликвидными финансовыми средствами.

Политика рефинансирования прямо  не воздействует на способность банков привлекать средства из других источников и предоставлять кредиты хозяйствующим  субъектам. Однако она является важным ориентиром для установления других рыночных ставок, и ее изменение обязательно повлечет за собой изменение других процентных ставок на финансовых рынках. Центральный банк может эффективно регулировать степень ликвидности коммерческих банков через установление приемлемого уровня ставки рефинансирования.

Другим наиболее распространенным в странах с рыночной экономикой косвенным инструментом денежно-кредитной  политики, регулирующим объем денежной массы, являются операции на открытом рынке.

Обладая рядом преимуществ, на сегодняшний день в промышленно развитых странах операции на открытом рынке по частоте и объему использования являются основным инструментом монетарной политики.

Центральный банк, таким образом, обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для достижения поставленных перед ним целей в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Различают два типа финансово-кредитной политики: ограничительная или так называемая рестрикционная политика и экспансионистская политика.

Выбор методов проведения денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики во многом обусловливается характером текущей ситуации в экономике и целями, которые ставят Правительство и Центральный банк. Для того чтобы увеличить предложение денег и расходы в экономике, Правительство и Центральный банк направляют свою деятельность на:

  • расширение Минфином бюджетных расходов и финансирование их путем соответствующего расширения первичной эмиссии ценных бумаг;
  • расширение покупки Центральным банком на вторичном рынке государственных ценных бумаг, а также векселей, бумаг банков и предприятий;
  • понижение Центральным банком нормы резервных требований коммерческих банков, что автоматически переводит необходимые резервы в избыточные и увеличивает кредитные возможности коммерческих банков;
  • уменьшение процентной ставки Центрального банка с тем, чтобы побудить коммерческие банки к заимствованию относительно дешевых кредитных ресурсов у Центрального банка.

Такой набор политических решений, принимаемых Правительством и Центральным  банком, называется экспансионистской политикой, или политикой дешевых денег. Задача проведения экспансионистской политики сделать кредит дешевым и доступным, с тем чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

Напротив, в условиях нарастания инфляции и диспропорций в экономике Правительство и Центральный банк стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения денежной массы, т. е. проводят так называемую политику дорогих денег. При этом Правительством и Центральным банком предпринимаются следующие меры:

  • сокращаются бюджетные расходы, принимаются меры по повышению налоговых поступлений путем повышения ставок прямых и косвенных налогов;
  • расширяются операции Центрального банка на открытом рынке по продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам и населению для того, чтобы сократить денежную массу путем урезания резервов коммерческих банков;
  • увеличивается норма резервирования с целью перевода части свободных активов коммерческих банков в неликвидные резервы, хранящиеся в Центральном банке;
  • поднимается процентная ставка Центрального банка с целью снижения масштабов заимствования коммерческими банками более дорогих ресурсов у Центрального банка.

Политика дорогих денег, или  рестрикционный тип денежно-кредитного регулирования, направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков. Рестрикционный тип финансово-кредитной политики может быть использован как в целях борьбы с инфляцией, так и направлен на сглаживание циклических колебаний деловой активности [14, гл. 24].

Можно увидеть, что в зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа финансово-кредитной политики, для каждого из которых характерны свой набор инструментов и определенное сочетание административных и экономических методов регулирования. Налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика как рестрикционного, так и экспансионистского типа могут иметь тотальный либо селективный характер. При тотальной финансово-кредитной политике мероприятия Правительства и Центрального банка распространяются на все предприятия и коммерческие банки, при селективной - на отдельные предприятия и кредитные институты либо на их группы или же на определенные виды деятельности предприятий и банков [28].

Выбор типа проводимого финансово-кредитного регулирования и соответственно набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае, исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Малые и средние предприятия имеют массу преимуществ перед крупными и одновременно определенные недостатки, сдерживающие их развитие в России - неотрегулированность правовой базы, труднодоступность информации, скудость источников финансирования, слабый менеджмент, отсутствие поддержки государства, непродуманная налоговая система, слабый маркетинг, допотопная инфраструктура, недоступность необходимого оборудования и помещений, коррупция. Они менее кредитоспособны, им труднее найти кадры, связи, финансирование.  

Отметим, что первоочередной задачей в условиях мирового кризиса должно быть завершение затянувшегося процесса законодательного регулирования малого предпринимательства и защиты его интересов. Необходимо выработать государственную политику по коренной перестройке всей системы организации малого бизнеса, работающего в торгово-посреднической сфере, стимулировать их инновационную деятельность и внедрение на рынок страны международной системы стандартов качества. Среди задач также необходимо назвать налаживание информирования предприятий и организаций о возможных скрытых барьерах и изощренных методах недобросовестной конкуренции и необходимость четко регламентировать диалог работодателей и трудовых коллективов.

Стимулирование предпринимательской активности, развитие малого бизнеса должно стать инструментом достижения общенациональных целей - диверсификации экономики России и развития ее инновационного потенциала.

Необходимо обратить внимание  на следующее:

  1. развитие финансово-кредитной инфраструктуры и новые направления банковского обслуживания малого бизнеса;
  2. приоритетные направления совершенствования законодательного обеспечения малого бизнеса на современном этапе; 
  3. перспективы развития программ финансирования и фондовых возможностей для малого бизнеса;
  4. принципы эффективного взаимодействия банков и региональных органов власти в области развития малого предпринимательства;
  5. малый и средний бизнес в модернизации и повышении конкурентоспособности российской промышленности;
  6. аналитическое обеспечение развития малого предпринимательства;
  7. о государственной поддержке малого предпринимательства в России;
  8. укрепление кадрового потенциала малого предпринимательства.

Целесообразно внести предложения  по повышению конкурентоспособности и стимулирования экспорта продукции отечественных товаропроизводителей. Одни из этих предложений вполне можно осуществить на региональном уровне, разработав целевую программу по поддержке экспортно-ориентированных и инновационных малых предприятий, другие требуют участия федеральных структур.

Так, например многие эксперты считают, что Правительство Российской Федерации может принять дополнительные меры по расширению единого таможенного пространства со странами СНГ и ЕврАзЭС, отмены необоснованных ограничительных мер при экспорте отечественных товаров, государственного стимулирования деятельности финансово-кредитных учреждений, способствующих экспорту отечественной продукции, создания каналов рефинансирования экспортной деятельности и т.д.

За последние годы малый  и средний бизнес Челябинской области претерпел качественные изменения. Сегодня он охватывает не только сферу торговли, но и обладает мощным производственным, инновационным потенциалом, внося существенный вклад в экономику Челябинской области, укреплению ее внешнеэкономических связей [29].

Информация о работе Финансово-кредитное стимулирование малого бизнеса