Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:39, курсовая работа
Цель курсовой работы на основе финансово-кредитного стимулирования выявить проблемы развития малого бизнеса в Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса и найти пути их решения. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
дать характеристику малого бизнеса в России;
выделить специфические особенности его финансово-кредитного стимулирования;
обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях и в условиях мирового кризиса;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………..
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА …………………………………………………………………………
7
1.1. Понятия и сущность малого бизнеса в России………………………….
7
1.2. Эффективность функционирования финансово-кредитного стимулирования малого бизнеса в России…………………………………...
12
1.3. Управление механизмом финансово-кредитного стимулирования малого бизнеса………………………………………………………………..
23
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………………………………………………….
34
2.1. Разработка мероприятий по совершенствованию малого бизнеса в России……………………………………………………………………………
34
2.2. Финансово-кредитная политика и её организация в России …….............
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….……………..
48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....
53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....
2.1 Разработка мероприятий по совершенствованию финансово- кредитного стимулирования малого бизнеса.
Современное социально-экономическое развитие страны характеризуется тенденцией внедрения экономических методов управления, к которым относится и стимулирование. Их реализация в Российской Федерации предполагает решение комплекса проблем, главными из которых в финансово-кредитной сфере являются финансовое и кредитное стимулирование хозяйствующих субъектов, активизация стимулирования инвестиционной деятельности, как условия выхода из экономического кризиса и последующего экономического роста. Между тем в переходной экономике РФ снижаются качественные и количественные параметры стимулирования, что, в частности, определяется ограниченными размерами финансовых (особенно бюджетных) ресурсов.
Наряду с этими общими причинами, к которым относятся финансовые трудности общества и предприятий, сокращение бюджетного финансирования хозяйственных структур, длительный спад экономики, лишь недавно сменившийся элементами стабилизации и оживления, обусловлено неразработанностью теоретических вопросов экономического механизма регулирования экономики, одним из элементов которого являются финансовые и кредитные методы стимулирования. Между тем с помощью экономического стимулирования в финансовой сфере общество должно решать проблемы сбалансированности экономики, оптимизации производства, осуществления эффективной хозяйственной деятельности в народном хозяйстве.
Указанные обстоятельства, наряду с общей экономической ситуацией в стране, обусловливают актуальность проблемы и необходимость её изучения. Эта целесообразность усиливается тем фактом, что от степени реализации финансово-кредитных методов стимулирования зависят не только стабилизация и развитие производства, но и улучшение социальной ситуации в стране [12, с. 105].
Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации реализуется по следующим направлениям:
Субвенции предоставляются юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидии предоставляются физическим и юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетные кредиты предоставляются юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.
Государственный и муниципальный заказ – это совокупность заключенных контрактов (договоров) между органом власти и физическим и юридическим лицом на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе.
Государственные гарантии субъектов РФ и муниципальные гарантии юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении государственной или муниципальной гарантии должно быть указано обязательство, которое ею обеспечивается. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе [11, с. 92].
Особую роль в стимулировании малого бизнеса в России играет банковское звено финансово-кредитного механизма. В банковской системе Российской Федерации, условно можно выделить несколько уровней.
Существование в банковской системе нескольких уровней обусловлено тем, что в единую систему включены Центральный банк Российской Федерации, являющийся федеральным банком и главным банком Российской Федерации, кредитные организации (банковские и небанковские), создающиеся по законодательству России, а также филиалы и представительства иностранных банков. Банк России, согласно законодательству, является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
Как орган управления
кредитной системы РФ он осуществляет
контроль за законностью и
Право осуществления банковских операций
кредитная организация получает
после государственной
Кредитным организациям запрещается осуществлять деятельность в сфере материального производства и совершать операции с торгово-материальными ценностями, а также заниматься всеми видами страхования.
Банки вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами.
Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг [16].
Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено Федеральным Законом.
В зависимости от целей, стоящих перед кредитными и иными организациями, включенными в банковскую систему России, их можно разделить на коммерческие и некоммерческие. К некоммерческим организациям относится Центральный банк Российской Федерации, не имеющий цели получения прибыли. Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, то есть все кредитные организации. Коммерческие банки бывают универсальными и специальными, региональными и межрегиональными (не ограничивающими свою деятельность определенной территорией), отраслевыми или созданными под реализацию конкретной программы (например, банки развития) и не ограничивающими свою деятельность определенной отраслью или программой.
Одним из важнейших критериев, позволяющих классифицировать организации, образующие систему кредитных организаций России, на группы, является форма собственности. По этому признаку могут быть выделены частные, государственные, муниципальные и смешанные кредитные организации. Банк России является государственной организацией, поскольку его уставной капитал и иное имущество являются федеральной собственностью, а 50 % финансовой прибыли перечисляется в федеральный бюджет.
В целях обеспечения
Кредитные организации вправе создавать союзы и ассоциации, которые непосредственно не осуществляют банковских операций, и деятельность которых не может преследовать извлечение прибыли. Основными задачами союзов и ассоциаций являются защита и представление интересов своих членов, координация их деятельности, осуществление межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций для осуществления банковской деятельности и решения иных совместных задач [13, с. 37].
Возможность взять денежный кредит и оперативно реализовать планы малых предприятий сегодня предоставляют многие банки, предлагая разнообразные варианты вступления в кредитные взаимоотношения. Будучи актуальным, любой денежный кредит выполняет несколько задач, основной из которых является стимулирование оборота наличных средств для развития малого бизнеса.
Формируя финансово-кредитный механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации её целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансово-кредитного механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что выступает залогом эффективности финансово-кредитного механизма.
2.2. Финансово-кредитная политика и её организация в России
Финансово-кредитное
В свою очередь макроэкономическая стабильность является довольно широким экономическим понятием. Макроэкономическая стабильность может выражаться в определенных макроэкономических показателях. Стало классическим выделять среди важнейших макроэкономических показателей такие, как низкие темпы роста общего уровня цен, обеспечение стабильного роста производства в народном хозяйстве, поддержание полной занятости трудоспособного населения, удовлетворительное состояние платежного баланса. Такую группу взаимосвязанных экономических показателей часто называют магическим квадратом макроэкономического регулирования.
Однако достижение этих целей обеспечивается не одной лишь финансово-кредитной политикой государства. В действительности достижению конечных макроэкономических целей способствуют и другие направления государственной экономической политики, такие, как ценовая, промышленная, внешнеторговая, научно-техническая и др.
Для формулирования макроэкономических целей финансово-кредитной политики необходима объективная оценка сложившейся ситуации в денежно-кредитной сфере и анализ того, насколько достигнуты ранее поставленные цели. Другими словами, органы, вырабатывающие направления и осуществляющие практические мероприятия финансово-кредитной политики, должны постоянно наблюдать и контролировать развитие событий в экономике [25].
Однако, по всеобщему признанию большинства экономистов стран с развитой рыночной экономикой, финансово-кредитная политика является наиболее эффективным средством государственной стабилизационной политики. Важным достоинством использования финансово-кредитной политики является быстрота и гибкость воздействия на состояние экономики страны. При этом, если применение налоговой политики сопряжено с долгим дебатированием в высших органах государственной власти, то применение денежно-кредитной политики может быть оперативно решено в самом Центральном банке и результаты применения этой политики очень скоро отразятся на финансовом состоянии страны. [14, гл. 24].
Это особенно важно, например, в условиях принятия оперативных мер по борьбе с инфляцией.
Финансово-кредитная политика направлена на увеличение денежного предложения и финансовых расходов во время спада экономической активности, а во время инфляции, наоборот, на ограничение предложения денег и расходов на стабилизацию экономики.
С точки зрения макроэкономической стабилизации основная роль финансово-кредитной политики состоит в предотвращении чрезмерных расходов. Однако в более широком смысле финансовая политика самым существенным образом определяет степень эффективности использования ресурсов в экономике, оказывая прямое и косвенное влияние на процессы мобилизации и использования финансовых средств.
Многолетний опыт стран с рыночной
экономикой говорит о том, что
необходимо так управлять финансово-
Инструменты и типы финансово-кредитной политики
Инструменты бюджетной политики. Бюджетная политика выражается в системе мероприятий, проводимых государством посредством бюджетных доходов и расходов. Формируя доходную и расходную части бюджета, государство оказывает воздействие на поведение производителей, рост и использование доходов в народном хозяйстве.
Как правило, в бюджетной системе страны выделяются три уровня: центральный (государственный) бюджет, региональные бюджеты (бюджеты земель, областей, районов) и особые денежные фонды.
Информация о работе Финансово-кредитное стимулирование малого бизнеса