Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 08:39, курсовая работа
Цель курсовой работы на основе финансово-кредитного стимулирования выявить проблемы развития малого бизнеса в Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса и найти пути их решения. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
дать характеристику малого бизнеса в России;
выделить специфические особенности его финансово-кредитного стимулирования;
обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях и в условиях мирового кризиса;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………..
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА …………………………………………………………………………
7
1.1. Понятия и сущность малого бизнеса в России………………………….
7
1.2. Эффективность функционирования финансово-кредитного стимулирования малого бизнеса в России…………………………………...
12
1.3. Управление механизмом финансово-кредитного стимулирования малого бизнеса………………………………………………………………..
23
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………………………………………………….
34
2.1. Разработка мероприятий по совершенствованию малого бизнеса в России……………………………………………………………………………
34
2.2. Финансово-кредитная политика и её организация в России …….............
40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….……………..
48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....
53
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………....
Взаимосвязь финансов и кредита ярко проявляется в банковском проценте, непосредственно связанном с существованием и функционированием кредита. Платность кредита приводит к тому, что банк за предоставление ссуды взимает процент или, наоборот, уплачивает его хозяйственным организациям, предоставившим свои свободные средства ему во временное пользование. В свою очередь источником выплаты процентов за использование привлеченных средств является доход банка; его формирование и использование опосредуется финансовыми отношениями.
Тесная взаимосвязь этих двух экономических категорий, действующих на стадии стоимостного перераспределения, вызывает необходимость их комплексного использования в системе хозяйствования.
Граница между финансовыми и кредитными отношениями отличается большой подвижностью, хотя и обозначается достаточно четко в каждом конкретном акте движения денежной формы стоимости. Обладая самостоятельностью, эти отношения функционируют, предполагая и, дополняя друг друга. Они настолько тесно взаимосвязаны, что могут быть определены как финансово-кредитные отношения, а формы и методы их использования в процессе управления экономикой - как финансово-кредитный механизм.
Так как на сегодняшний день нет
единого определения финансов и
кредита, то невозможно дать и единого
определения финансово-
В условиях развития рыночных отношений особое место среди функций финансов занимает стимулирующее. Раньше даже в специальной справочной литературе эта функция не упоминалась [15].
Главным компонентом механизма действия финансово-кредитного стимула выступает связь между объектом стимулирования и формами материального поощрения. Большое значение имеет не только правильный выбор объекта стимулирования, но и формы материального поощрения. Последняя должна быть ощутимой для субъекта стимулирования, способствовать реализации экономического интереса предприятия. Формами материального поощрения являются налоговые льготы, финансовые санкции, определенные способы формирования бюджетных доходов, создание специальных фондов. Они должны способствовать развитию перспективных отраслей производства, обеспечению договорной дисциплины, привлечению инвестиций, повышению конкурентоспособности рабочей силы, а также росту валового внутреннего продукта, что, в свою очередь, обуславливает улучшение благосостояния населения [17].
Стимулирование в финансово-кредитном механизме выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности производственного и торгового процессов.
Стимул (лат. Stimulus буквально - остроконечная палка, которой погоняли животных) — это побуждение к действию, побудительная причина. Финансовые стимулы воздействуют как на трудовую деятельность отдельного работника (его инициативу творческую активность и производственную дисциплину и т. п.), так и на эффективность производственного и торгового процессов (получение чистой прибыли, т. е, прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, доходов от вложения капитала, снижение стоимости заемного капитала и др.)
Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:
Вообще, отношения с финансово-кредитной системой многообразны. Прежде всего, это отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений, а также отношения с учреждениями инфраструктуры финансового рынка (кредитными организациями, страховыми компаниями, фондовыми и валютными биржами, инвестиционными фондами и компаниями и т.п.).
Кредитное стимулирование функционирует через кредитный механизм, представляющий собой:
Кредитный механизм включает в себя также все аспекты ссудной, инвестиционной, учредительской, посреднической, перераспределительной деятельности кредитной системы в лице ее институтов.
Выделяют следующие виды кредитов.
Международный кредит носит как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений [19].
В современных условиях в России существуют свои особенности финансово-кредитного стимулирования. Об этом и будет изложено в следующем параграфе данной главы.
1.3 Управление механизмом финансово-кредитного стимулирования малого бизнеса в России
Одним из основных факторов роста числа малых предприятий является обеспечение свободного доступа предпринимателей к финансовым ресурсам.
Это предполагает не только поддержку данного сектора экономики, но и стимулирование создания новых предприятий. Согласно проведенным обследованиям, свободный доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют около 13-15 тыс. предпринимателей. Это означает, что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.
А каковы общие финансовые ресурсы для малого бизнеса? Фактически на поддержку малого бизнеса из региональных бюджетов за период 2009-2012 гг. было выделено около 2,6 млрд. руб. (без учета муниципальных и привлеченных средств). А за счет средств федерального бюджета, с учетом собственных средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, — 0,24 млрд. руб. Как видно, эти цифры существенно отличаются.
Специальный опрос представителей субъектов малого предпринимательства показал, что треть руководителей малых предприятий намеревается получить кредиты в государственных фондах поддержки малого предпринимательства. Далее следует так называемый “партнерский кредит”, банковский кредит, привлечение кредитов международных организаций и зарубежных фирм, получение займов в кредитных кооперативах.
Безусловно, что решение проблемы доступа малого бизнеса к источникам финансирования существенно активизирует данный сектор экономики в стране. Уровень его развития, измеряемый по общепринятым в развитых странах показателям, явно недостаточен. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 — 7 малых предприятий, тогда как в странах—членах ЕС - не менее 25 — 35. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 жителей в этих столичных городах приходится от 20 до 23 малых предприятий, соответственно.
Для сравнения. В странах ЕС малые предприятия составляют более 90% от общего числа предприятий. В России же этот показатель равен 30,7%. При этом ежегодно происходит, хотя и незначительное, но устойчивое, его сокращение. Только целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры к вложению средств в малый бизнес, может способствовать интенсивному росту данного сектора экономики.
В настоящее время с участием Федерального фонда разработаны финансово-кредитные механизмы, которые, при условии проведения последовательной поддержки со стороны государства, должны обеспечить более свободный доступ малых предприятий к источникам финансирования и, что особенно важно, позволить многим стартующим предприятиям начать с нуля свой собственный бизнес.
1. Гарантийные механизмы
Отсутствие стартового капитала и ликвидного обеспечения под банковский кредит у предпринимателей ставят малый бизнес в России в разряд одного из самых рискованных секторов финансовых вложений. Банки, обладая достаточными финансовыми средствами, не рискуют в условиях еще достаточно высокой инфляции вкладывать их в малые предприятия, им нужны надежные гарантии. Решить данную проблему можно следующим образом: на базе Федерального фонда поддержки малого предпринимательства совместно с региональной сетью инфраструктуры необходимо создать гарантийные резервы и предусмотреть выделение средств из федерального бюджета на программу гарантирования кредитных рисков. Этот шаг со стороны государства позволит стимулировать банки к предоставлению кредитов малым предприятиям. Потенциальными кредиторами в этом случае могут выступить банки, имеющие развитую сеть филиалов и опыт работы с населением.
Целесообразно также будет участие банков, соучредителями которых являются региональные органы власти. Это позволит реально обеспечить приток финансовых ресурсов в данный сектор экономики. В будущем опыт этих банков может быть востребован и другими коммерческими банками.
Основой успеха гарантийного механизма должно являться доверие банков к распорядителям гарантийных средств. Банки должны быть уверены, что в случае неплатежеспособности предприятия основная часть средств, предоставленных по кредитам, будет возвращена. Такое доверие может быть достигнуто при выполнении следующих условий.
Гарантия банкам должна предоставляться фондами поддержки малого предпринимательства за счет средств гарантийного резерва в форме заключения договора поручительства.
Должен быть установлен порядок бюджетного дотирования программ гарантирования кредитных рисков, который будет сформулирован в соответствующем законодательстве.
Непременным фактором создания гарантийных фондов должно стать привлечение внешних внебюджетных источников. Основной целью создания системы гарантийных механизмов является доступ наибольшего числа субъектов малого предпринимательства к источникам финансирования в геометрической прогрессии путем достижения мультипликативного эффекта. А именно: на 1 рубль вложенных в проект бюджетных средств — 1-2 рубля привлеченных дополнительных внебюджетных инвестиций.
С этой целью в 2008-2010 гг. Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства подписаны меморандум о взаимодействии с Черноморским банком торговли и развития, предусматривающий открытие кредитной линии на сумму 12 млн. долл. США, декларации о намерениях и соглашения с финансовыми организациями Италии, Канады, США, Финляндии, Австрии.
Информация о работе Финансово-кредитное стимулирование малого бизнеса