Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 21:19, курсовая работа
Анализ бухгалтерского баланса, как правило, включает в себя ряд следующих основных этапов:
1.Визуальный анализ бухгалтерского баланса
2.Горизонтальный анализ имущества и источников его формирования
3.Вертикальный анализ имущества и источников его формирования
4.Анализ и оценка ликвидности баланса
5.Прогнозирование показателей бухгалтерского баланса
Низкая рентабельность продаж
Отвлечение денежных средств в излишние производственные запасы
Отвлечение денежных средств в капитальное строительство
Высокие суммы дивидендов
Прочие
Уровень финансирования текущей и инвестиционной деятельности за счет собственного капитала
Зависимость от внешних кредиторов и инвесторов
Дивидендная политика в отчетном периоде и прогноз на будущее
Финансовая эластичность предприятия, то есть его способность создавать денежные резервы (чистый приток денежных средств)
Реальное состояние платежеспособности за истекший период и прогноз на будущее
На следующем этапе анализа и оценки денежных потоков необходимо определить и обосновать степень достаточности (недостаточности) формирования объемов денежной массы в целом, а также по видам деятельности.
В процессе анализа рассматривают динамику объемов формирования положительного денежного потока предприятия, то есть притока денежных средств в разрезе отдельных источников. Целесообразно сопоставлять при этом темпы роста положительного денежного потока с темпами роста активов, объема выручки от продаж, показателями прибыли. Особое внимание уделяют, как правило, соотношению внешних (кредиты, займы) и внутренних (выручка от продаж) источников образования положительного денежного потока, а также выявлению степени зависимости от внешних источников. В процессе анализа определяют и оценивают динамику величины отрицательного денежного потока (оттока денежных средств), его структуру по направлениям расходования денежных средств. Анализируют также сбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков по общему объему.
Важнейшим показателем при анализе денежных потоков является показатель чистого денежного потока (это разница между притоком и оттоком денежных средств). Поэтому в процессе анализа исследуют динамику данного показателя, по которому можно оценить результат деятельности предприятия, так как чистый денежный поток является индикатором высоких финансовых результатов и эффективной деятельности. Рассматривают также участие показателя чистой прибыли в формировании чистого денежного потока, определяют влияние и других факторов, таких как, например: изменение за анализируемый период величины остатков производственных запасов, дебиторской и кредиторской задолженностей, сумм начисленной амортизации и прочих. Особое внимание уделяют характеристике качества чистого денежного потока, то есть показателям структуры источников его формирования. Высокий уровень качества характеризуется ростом доли чистой прибыли, полученной за счет увеличения выручки и снижения себестоимости. Низкий уровень качества имеет чистый денежный поток, значительная часть которого получена за счет роста цены продажи, увеличения прочих доходов и так далее.
В процессе анализа денежных потоков рассчитывают необходимые относительные показатели, характеризующие эффективность использования денежных средств на предприятии. Основными из них являются следующие показатели:
Коэффициент достаточности чистого денежного потока
Коэффициент эффективности денежного потока
Коэффициент реинвестирования
Коэффициент ликвидности денежного потока
Коэффициент рентабельности
Прочие
Перечисленные коэффициенты целесообразно анализировать в динамике, рассчитывая абсолютные и относительные отклонения.
Важным моментом анализа денежных потоков является оценка их сбалансированности во времени. Поэтому значительное внимание в процессе анализа денежных потоков должно быть уделено анализу равномерности распределения объемов притока и оттока денежных средств по отдельным временным отрезкам. Это позволит выявить характер колебаний абсолютных и относительных величин денежных потоков под воздействием различных факторов, в частности, сезонности продаж, а также определять максимальные отклонения от средних величин денежных потоков. Для характеристики равномерности распределения денежных потоков по временным отрезкам целесообразно определить и оценить коэффициент равномерности.
Следующий этап анализа движения денежных средств предполагает составление прогноза на следующие периоды и отдаленную перспективу.. Основным документом по прогнозированию денежных потоков является план движения денежных средств на счетах в банках и в кассе, то есть платежный баланс. Платежный баланс, как правило, разрабатывается на предстоящий месяц с разбивкой по декадам. На основе платежного баланса прогнозируют свои обязательства перед государством, поставщиками, кредиторами, инвесторами и иными партнерами. По результатам анализа платежного баланса принимают оперативные меры по устранению негативных факторов, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность.
Заключительный этап анализа и оценки движения денежных средств предполагает разработку рекомендаций по укреплению платежеспособности, повышению финансового состояния предприятия.
Для эффективного управления денежными потоками необходимо определить следующие показатели:
Величина денежных потоков за определенный период (месяц, квартал)
Соотношение величины денежных средств и наиболее срочных обязательств
Состав денежных потоков
Источники генерации основного потока денежных средств
Чистый денежный поток
Коэффициент равномерности денежных потоков
Прочие
По результатам анализа и оценки движения денежных средств принимаются управленческие решения следующего характера:
Регулирование ликвидности баланса
Оптимизация величины оборотного капитала
Планирование величины капитальных затрат и источников их финансирования
Управление текущими расходами и их оптимизация
Определение оптимальной величины денежных потоков для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности
Рациональное движение денежных потоков для достижения ритмичности производственного цикла
Эффективное управление денежными потоками для сокращения потребности предприятия в привлечении заемного капитала
Рациональное использование высвободившихся денежных средств для расширения масштабов производства и роста прибыли
Прогнозирование экономического развития
Прочие
Анализ финансовых результатов и рентабельности активов организации
Анализ проводят на основе формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и как правило, он включает в себя ряд следующих основных этапов:
1. Формирование и определение показателей прибыли
2. Анализ и оценка прибыли от продаж
3. Анализ и оценка балансовой (бухгалтерской) прибыли
4. Анализ и оценка чистой прибыли
5. Анализ и оценка рентабельности
6. Основные факторы и пути повышения прибыли и рентабельности
На первом этапе анализа финансовых результатов изучают показатели прибыли, такие, как валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль от прочей деятельности, балансовая прибыль (бухгалтерская), чистая прибыль, нераспределенная прибыль и прочие показатели. При этом рассчитывают данные показатели, определяют и оценивают их изменения за анализируемый период и выявляют факторы, повлиявшие на данные изменения. Особое внимание уделяют анализу таких основных факторов, как, например:
Эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов
Организационная структура производства и управления
Особенности технологического процесса
Учетная политика
Уровень развития системы маркетинга
Прочие факторы
В процессе анализа дают оценку состава и структуры прибыли в динамике, выявляют и количественно измеряют влияние факторов, формирующих прибыль, определяют резервы роста прибыли, разрабатывают рекомендации по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли с учетом перспектив развития деятельности. Также в процессе анализа изучают такую характеристику, как качество прибыли, которая зависит от объема продаж, себестоимости, цены на продукцию и структуры производимой продукции.
Далее проводят исследование уровня и динамики финансовых результатов. Анализ проводят в аналитической таблице с использованием методов горизонтального, вертикального и трендового анализов. Горизонтальный анализ позволяет определить и оценить изменения каждого показателя за анализируемый период по сравнению с предыдущим (базовым). Структурный (вертикальный) анализ позволяет определить и оценить степень рациональности структуры финансовых результатов. Трендовый анализ (за ряд периодов) позволяет выявить основные тенденции развития каждого показателя, что особо важно для прогнозирования деятельности.
На следующем этапе анализа проводят анализ и оценку прибыли от продаж. При этом определяют величину прибыли от продаж и те изменения, которые произошли за анализируемый период, а также оценивают структуру выручки от продаж. Анализ, как правило, проводят на основе следующей аналитической таблицы:
Анализ и оценка прибыли от продаж
Показатели | Анализир. период | Предыдущий период | Абс. откл.,+- | ||
Т.р. | %% | Т.р. | %% | Т.р. или %% | |
Выручка от продаж |
| 100 |
| 100 |
|
Себестоимость продаж |
|
|
|
|
|
………. |
|
|
|
|
|
Прибыль от продаж |
|
|
|
|
|
При анализе определяют факторы, влияющие на изменение прибыли от продаж. К ним относятся объем продаж, себестоимость, цена за единицу продукции и структура продукции. В процессе анализа необходимо дать качественную и количественную оценки влияния этих факторов и спрогнозировать последствия этого влияния. Анализ влияния факторов проводят с использованием методов факторного анализа. По результатам анализа разрабатывают рекомендации по повышению прибыли от продаж.
Следующий этап анализа аналогичен предыдущему. Балансовую прибыль оценивают по составу и структуре, и определяют ее изменения за анализируемый период. При этом рациональной является структура балансовой прибыли, если в ее объеме максимальная доля принадлежит прибыли от продаж, как финансовому результату от основной деятельности. Анализ проводят на основе следующей аналитической таблицы:
Анализ состава и структуры балансовой прибыли
Показатели | Анализируемый период | Предыдущий период | Абсолютные изм., +- | |||
Т.р. | %% | Т.р. | %% | Т.р. | %% | |
Прибыль от продаж |
|
|
|
|
|
|
Прочие доходы |
|
|
|
|
|
|
………. |
|
|
|
|
|
|
Прочие расходы |
|
|
|
|
|
|
Балансовая прибыль (до налогообложения) |
| 100 |
| 100 |
| - |