Финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Финансы не только экономическая категория. Одновременно финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, финансовый механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

фин.менеджмент_Ахмерова..doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

Задачей финансового  менеджмента предприятия является выработка  и  практическое применение методов,  средств и инструментов для достижения целей деятельности предприятия в целом  или  его  отдельных производственно-хозяйственных центров - центров прибыли.

 

1.2. Основные методы и приемы финансового менеджмента в системе управления коммерческой организацией

 

Основными методами финансового менеджмента, реализуемыми в ходе проведения финансовой политики, являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, кредитование, самофинансирование, система расчетов, система финансовых санкций, система производства амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, трансфертные операции, залоговые операции, аренда, лизинг, факторинг. Для осуществления этих методов используются приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, дисконтирование и др. [14, с.53]

Рассмотрим  подробнее такие методы финансового  менеджмента как планирование, прогнозирование или предвидение, организация, регулирование, координирование, стимулирование, контроль.

Планирование.  Чтобы дать команду, необходимо  составить программу действия, для  чего разрабатываются планы финансовых мероприятий, получения доходов, эффективного использования финансовых ресурсов. Функция управления в  финансовом  планировании охватывает весь комплекс мероприятий,  как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки конкретного плана финансовых мероприятий. Для того чтобы эта деятельность была успешной, осуществляется методика разработки финансовых планов.

Прогнозирование - это  разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе как экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

Организация. Сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т. п.

Регулирование - воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.

Координация - согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

Стимулирование - выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

Контроль - сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов [14, с.90].

Содержание управления финансами компании раскрывается в трех  направлениях деятельности:

 




Рис. 1.2.1. Содержание управления финансами компании [12, с.14]

 

1) Инвестиционная  политика.  Определяется, куда следует  вкладывать финансовые ресурсы с наибольшей отдачей для того, чтобы обеспечить развитие,  процветание компании, и достижение ее основной финансовой цели. Инвестиционная политика включает в себя не только управление финансовыми активами, но и управление основными средствами и оборотными активами, а также оценку инвестиционных проектов, то есть расчет эффективности вложения средств в тот или иной проект. Инвестиционная политика разрабатывается на основе оценки производственных и финансовых возможностей и направлений деятельности фирмы.

2) Управление источниками средств. Предполагает поиск ответов на вопросы: откуда брать средства и какова оптимальная структура источников финансирования (соотношение собственных и заемных источников).  Предполагает поиск и мобилизацию источников средств,  для обеспечения деятельности компании, а также ведение финансовых расчетов со всеми контрагентами, имеющими интерес к данному объекту (государством, владельцами, инвесторами, кредиторами и др.).

3) Дивидендная  политика. Определяет, как грамотно  распорядиться полученными доходами, какую часть прибыли направить на расширение бизнеса, а какую распределить в качестве дивидендов между держателями акций компании.

Все три направления  деятельности тесно связаны между собой, поскольку никакие решения по инвестированию, а также по структуре источников финансирования не могут быть приняты без учета особенностей дивидендной политики, и наоборот.

В финансовом управлении компании первым этапом является проведение финансового учета, на основании которого составляется финансовая отчетность, далее осуществляется финансовый анализ компании. На последнем этапе проводится оценка состояния, результатов и эффективности деятельности компании, и затем принимаются решения по финансовому управлению предприятием.


Финансовый учёт - это учет наличия и движения денежных средств, финансовых ресурсов, составной частью которого является бухгалтерский учет.

На основе финансового  учета составляется финансовая отчетность, которая базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами - пользователями информации о его деятельности [7, с.59].

Финансовый отчет компании - это обязательная форма финансовой отчетности, предусмотренная законодательством большинства стран мира. Согласно международной методике, финансовый отчет предприятия содержит следующие документы:

  • финансовый баланс компании за отчетный период;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет о движении денежных средств;
  • сводный доклад руководства компании.

Финансовый  отчет представляется на рассмотрение собрания акционеров и по запросу  государственных финансовых органов. Финансовая отчетность является информационной основой финансового анализа, а финансово-экономический анализ - базой для принятия управленческих решений [11, с.46]. Важно учитывать существующие в мире принципы построения в международной стандартизации финансовой отчетности предприятия,  особенности современной учетной политики фирмы и структуры ее финансовой отчетности. Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм финансового учета и отчетности к большему соответствию требованиям международных стандартов вызывают необходимость использования новой единой методики финансового анализа, отвечающей условиям рыночной экономики [14, с.116].

В соответствии с российским законодательством  в составе годового финансового  отчета предприятия представляют следующие  формы: форма № 1 «Бухгалтерский баланс»; форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; форма № 3 «Отчет о движении капитала»; форма № 4 «Отчет о движении денежных средств; форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»; «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния; итоговая часть аудиторского заключения (для предприятий, подлежащих обязательному аудиту), подтверждающая степень достоверности представленных сведений.

Западные компании обычно предоставляют три цифровые формы (баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств) и сводный доклад компании [5, с.86].

Практика финансового  анализа выработала следующие основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов:

- горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой  позиции отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) анализ - определение  структуры итоговых финансовых  показателей с выявлением влияния  каждой позиции отчетности на  результат в целом;

- трендовый  анализ - сравнение каждой позиции  отчетности с рядом предшествующих  периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

- анализ относительных  показателей (коэффициентов) - расчет  отношений между отдельными позициями  отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

- сравнительный  (пространственный) анализ - это как  внутрихозяйственный анализ сводных  показателей отчетности по отдельным  показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

- факторный  анализ - анализ влияния отдельных  факторов (причин) на результативный  показатель с помощью детерминированных или стохастических  приемов исследования.

Итак, методы финансового менеджмента позволяют оценить риск и выгодность того или иного способа вложения денег, эффективность работы фирмы, скорость оборачиваемости капитала и его производительность. Управление предприятием заключается в умении рационально распоряжаться денежными средствами и другими ресурсами. Вместе с системой прогнозирования и планирования и методами принятия решений в области менеджмента понимание принципов и технологий финансового управления деятельностью предприятия является необходимым условием развития бизнеса.

 

Глава 2. Анализ организации финансового менеджмента в системе управления коммерческой организацией

 

2.1. Основы финансового менеджмента на примере ООО «Спецоборудование-маркет»

 

Объект исследования курсовой работы - Общество с ограниченной ответственностью «Спецоборудование-Маркет» (г. Москва). Создано 20 сентября 1993г.  Виды деятельности предприятия:

  • производство воздушных и газовых компрессоров;
  • предоставление услуг по ремонту и техническому обслуживанию насосов и компрессоров;
  • производство теплообменных устройств, промышленного холодильного оборудования и оборудования для кондиционирования воздуха;
  • предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию промышленного холодильного и вентиляционного оборудования;
  • предоставление услуг по монтажу, ремонту, техническому обслуживанию и перемотке электродвигателей, генераторов и трансформаторов;
  • благотворительная деятельность и т.д.

Рынком сбыта  продукции и предоставление услуг является Российская Федерация.

Основные поставщики:

  • ОАО «Сибэлектромотор» г.Томск;
  • ОАО «Борец» г.Москва;
  • ОАО «Краснодарский компрессорный завод» г.Краснодар;
  • ОАО «Вакууммаш» г.Казань;
  • ЗАО НПО «Элком» г.Казань и т.д.

Основные покупатели (заказчики):

  • ОАО «РЖД»;
  • ОАО «РУСАЛ красноярский Алюминиевый завод»;
  • ОАО «Куйбышевский НПЗ»;
  • ОАО «Уфимский НПЗ»;
  • ОАО « Орско-Халиловский металлургический комбинат»;
  • ОАО «Карельский окатыш» и т.д.

Основными конкурентами ООО «Спецоборудование-Маркет» по г. Москва являются следующие предприятия: ООО «Теко», ООО Логос», ООО «Контур».

Финансовый менеджмент является частью общего управления ООО «Спецоборудование-Маркет». Организация финансов ООО «Спецоборудование-Маркет» строится на единых базовых принципах:

Информация о работе Финансовый менеджмент