Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:08, курсовая работа
Финансы не только экономическая категория. Одновременно финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, финансовый механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.
Задачей финансового
менеджмента предприятия
1.2. Основные методы и приемы финансового менеджмента в системе управления коммерческой организацией
Основными методами финансового менеджмента, реализуемыми в ходе проведения финансовой политики, являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, кредитование, самофинансирование, система расчетов, система финансовых санкций, система производства амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, трансфертные операции, залоговые операции, аренда, лизинг, факторинг. Для осуществления этих методов используются приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, дисконтирование и др. [14, с.53]
Рассмотрим подробнее такие методы финансового менеджмента как планирование, прогнозирование или предвидение, организация, регулирование, координирование, стимулирование, контроль.
Планирование.
Чтобы дать команду, необходимо
составить программу действия, для
чего разрабатываются планы
Прогнозирование - это разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования является альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая вариантность развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование может осуществляться на основе как экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и прямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно. Управление на основе их предвидения требует выработки у финансового менеджера интуиции, а также применения гибких экстренных решений.
Организация. Сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т. п.
Регулирование - воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов.
Координация - согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.
Стимулирование - выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.
Контроль - сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т.п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. Контроль предполагает анализ финансовых результатов [14, с.90].
Содержание управления финансами компании раскрывается в трех направлениях деятельности:
Рис. 1.2.1. Содержание управления финансами компании [12, с.14]
1) Инвестиционная политика. Определяется, куда следует вкладывать финансовые ресурсы с наибольшей отдачей для того, чтобы обеспечить развитие, процветание компании, и достижение ее основной финансовой цели. Инвестиционная политика включает в себя не только управление финансовыми активами, но и управление основными средствами и оборотными активами, а также оценку инвестиционных проектов, то есть расчет эффективности вложения средств в тот или иной проект. Инвестиционная политика разрабатывается на основе оценки производственных и финансовых возможностей и направлений деятельности фирмы.
2) Управление источниками средств. Предполагает поиск ответов на вопросы: откуда брать средства и какова оптимальная структура источников финансирования (соотношение собственных и заемных источников). Предполагает поиск и мобилизацию источников средств, для обеспечения деятельности компании, а также ведение финансовых расчетов со всеми контрагентами, имеющими интерес к данному объекту (государством, владельцами, инвесторами, кредиторами и др.).
3) Дивидендная политика. Определяет, как грамотно распорядиться полученными доходами, какую часть прибыли направить на расширение бизнеса, а какую распределить в качестве дивидендов между держателями акций компании.
Все три направления деятельности тесно связаны между собой, поскольку никакие решения по инвестированию, а также по структуре источников финансирования не могут быть приняты без учета особенностей дивидендной политики, и наоборот.
В финансовом управлении компании первым этапом является проведение финансового учета, на основании которого составляется финансовая отчетность, далее осуществляется финансовый анализ компании. На последнем этапе проводится оценка состояния, результатов и эффективности деятельности компании, и затем принимаются решения по финансовому управлению предприятием.
Финансовый учёт - это учет наличия и движения денежных средств, финансовых ресурсов, составной частью которого является бухгалтерский учет.
На основе финансового учета составляется финансовая отчетность, которая базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами - пользователями информации о его деятельности [7, с.59].
Финансовый отчет компании - это обязательная форма финансовой отчетности, предусмотренная законодательством большинства стран мира. Согласно международной методике, финансовый отчет предприятия содержит следующие документы:
Финансовый отчет представляется на рассмотрение собрания акционеров и по запросу государственных финансовых органов. Финансовая отчетность является информационной основой финансового анализа, а финансово-экономический анализ - базой для принятия управленческих решений [11, с.46]. Важно учитывать существующие в мире принципы построения в международной стандартизации финансовой отчетности предприятия, особенности современной учетной политики фирмы и структуры ее финансовой отчетности. Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм финансового учета и отчетности к большему соответствию требованиям международных стандартов вызывают необходимость использования новой единой методики финансового анализа, отвечающей условиям рыночной экономики [14, с.116].
В соответствии с российским законодательством в составе годового финансового отчета предприятия представляют следующие формы: форма № 1 «Бухгалтерский баланс»; форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; форма № 3 «Отчет о движении капитала»; форма № 4 «Отчет о движении денежных средств; форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»; «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния; итоговая часть аудиторского заключения (для предприятий, подлежащих обязательному аудиту), подтверждающая степень достоверности представленных сведений.
Западные компании обычно предоставляют три цифровые формы (баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств) и сводный доклад компании [5, с.86].
Практика финансового анализа выработала следующие основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов:
- горизонтальный
(временной) анализ - сравнение каждой
позиции отчетности с предыдущи
- вертикальный
(структурный) анализ - определение
структуры итоговых финансовых
показателей с выявлением
- трендовый
анализ - сравнение каждой позиции
отчетности с рядом
- анализ относительных
показателей (коэффициентов) - расчет
отношений между отдельными
- сравнительный
(пространственный) анализ - это как
внутрихозяйственный анализ
- факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.
Итак, методы финансового менеджмента позволяют оценить риск и выгодность того или иного способа вложения денег, эффективность работы фирмы, скорость оборачиваемости капитала и его производительность. Управление предприятием заключается в умении рационально распоряжаться денежными средствами и другими ресурсами. Вместе с системой прогнозирования и планирования и методами принятия решений в области менеджмента понимание принципов и технологий финансового управления деятельностью предприятия является необходимым условием развития бизнеса.
Глава 2. Анализ организации финансового менеджмента в системе управления коммерческой организацией
2.1. Основы финансового менеджмента на примере ООО «Спецоборудование-маркет»
Объект исследования курсовой работы - Общество с ограниченной ответственностью «Спецоборудование-Маркет» (г. Москва). Создано 20 сентября 1993г. Виды деятельности предприятия:
Рынком сбыта продукции и предоставление услуг является Российская Федерация.
Основные поставщики:
Основные покупатели (заказчики):
Основными конкурентами ООО «Спецоборудование-Маркет» по г. Москва являются следующие предприятия: ООО «Теко», ООО Логос», ООО «Контур».
Финансовый менеджмент является частью общего управления ООО «Спецоборудование-Маркет». Организация финансов ООО «Спецоборудование-Маркет» строится на единых базовых принципах: