Формирование товарной стратегией предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы «Формирование товарной стратегией предприятия». Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных рыночных условиях, с усилением конкурентной борьбы роль товарной стратегии предприятия резко возрастает. Товарную стратегию невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия, специфики внешней маркетинговой среды. Однако, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаковых условиях сложившейся рыночно-экономической обстановки в нашей республике предприятия по-разному решают свои товарные проблемы. Одни проявляют полную растерянность и беспомощность. Другие же, следуя концепции маркетинга, находят перспективные пути и достигают успеха.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические и методические основы формирования товарной стратегии предприятия……………………………………………………………6

1.1. Товарная стратегия предприятия: понятие, виды, механизм реализации..6

1.2. Управление жизненным циклом товара…………………………………...21

Глава 2. Анализ производства и реализации продукции ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» с целью выработки предложений по формированию товарной стратегии…………………………………………….26

2.1. Общая характеристика ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии»…………………………………………………………………………26

2.2. Характеристика базового ассортимента продукции ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии»………………………………………..30

2.3. Выработка товарной стратегии для ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии»………………………………………………………...36

Заключение……………………………………………………………………….43

Список использованной литературы…………………………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВСТРАТЕГИЯ.docx

— 99.60 Кб (Скачать файл)

Объем реализованной продукции

Доля продукции, %

2010 год

2011 год

Пиво

50,9

47,9

Минеральная вода

46,3

48,7

Безалкогольные напитки

2,8

3,4

Прочая реализация

0

0

Реализовано на экспорт

0

0

Реализовано всего, в том числе:

100,0

100,0


Рисунок 8 . Доля продукции ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» в общем объеме реализованной продукции за 2010 год

  Рисунок 9. Доля продукции ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» в общем объеме реализованной продукции за 2011 год

По данным таблицы 3 и рисунков 8 и 9 видно, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло снижение доли реализации пива на 3 %. В то же время увеличилась доля реализации минеральной воды ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» за этот же период на 2,4 % и возросла доля реализации безалкогольных напитков в общем объеме реализованной продукции ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» на 0,6 %.

По данным финансовой отчетности ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» за 2011 год и прошедшие месяцы 2012 года, можно заключить, что ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» не производила изменения в ассортименте выпускаемой продукции в 2011году и за три месяца 2012 года, а работала над улучшением качества пива, минеральной, питьевой воды и напитков.

2.3. Выработка товарной стратегии для ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии»

Политика ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» в области удовлетворения нужд потребителя, а именно качества продукции, является частью стратегии предприятия, определяющей успех на рынке, формируется его высшим руководством с привлечением широкого круга специалистов, способных обеспечить качество продукции в будущем.

Товарная стратегия включает в себя определение основной товарной стратегии (дифференциация, диверсификация, вертикальная инструкция, узкая специализация), а также маркетинговые характеристики товаров предприятия, для чего приводятся следующие данные: ассортиментная гамма  выпускаемой продукции; степень  новизны товара; фаза жизненного цикла  товара на данном рынке; наличие аналогов или заменителей товара на данном сегменте рынка; степень его соответствия требованиям конкретных покупателей  и потребителей данного сегмента рынка; качество товара; требования региона  и сбытовой сети к упаковке; технологическая  сложность; уровень требований по послепродажному  обслуживанию, по непосредственным долгосрочным контактам с конечным потребителем и по адаптации продукта к требованиям  конкретного сегмента рынка; наличие  инфраструктуры для осуществления  поставок; патентная и юридическая  защита и чистота товара; соответствие нового производства сложившейся организационной  структуре предприятия соответствующими технологическими ресурсами, машинами и оборудованием, материалами и  сырьем, квалифицированным персоналом; сроки освоения нового ассортимента; известность товарной марки предприятия  на данном сегменте рынка и т.д.

Анализ товарной стратегии ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии». Первым этапом анализа будет диагностика стратегических зон хозяйствования (СЗХ) и оценка их привлекательности.    Верный выбор стратегической зоны хозяйствования является залогом, успешной деятельности предприятия. Стратегическая зона хозяйствования может быть определена как часть внешней среды, в границах которой обеспечивается превышение величины потенциального эффекта предотвращения несостоятельности (банкротства) предприятия в стратегической перспективе над величиной издержек, связанных с адаптацией стратегического потенциала предприятия к разнообразию предъявляемого этой зоной спроса на товары и услуги. Иначе говоря, границы (СЗХ) таковы, что внутри этой зоны создаются предпосылки для достижения высокого уровня конкурентных преимуществ,

Потребители на местном рынке  в большинстве своем из всего многообразия аналогичной продукции ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» , приобретают все же товары марки этой компании в зависимости от сезона, собственных потребностей. Потребители же более широкого сегмента рынка – других регионов Чувашии предпочитают продукцию местного производителя. Особенно напряжено дело обстоит с экспортом продукции ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии», так как по итогам объемов реализованной продукции данного предприятия за 2010-2011 гг. (данные таблицы 2) товары ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» не экспортировались. Хотя в стратегическом плане предприятия, составленном в 2010 году, указано, что стратегической целью производства компании является реализация продукции на экспорт в города России – Омск и Новосибирск.

Являясь по сути монополистом на рынке г. Чебоксары , в настоящее время предприятию все же необходимо расширить ассортимент выпускаемой продукции, что позволит занять новые зоны хозяйствования, проявить свои конкурентные преимущества, занять лучшую позицию на рынке. Так, помимо уже имеющихся марок безалкогольных напитков, ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» могло бы создать напитки с новым фруктовым и ягодным вкусом, либо же можно было выпустить пробную партию негазированных напитков-соков.    ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» не должно ограничиваться только рынком Российской области и других областей республики, компания должна попытаться выйти на рынок соседних государств и таким образом наращивать, как объем сбыта продукции, так и увеличивать группы потребителей.

Предполагается, что именно на этих рынках будет достигнута прибыльная деятельность предприятия и вероятность  ожидания нестабильности внешней среды, будет минимальной.

Так, например, может использоваться система сбыта продукции ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» в регионах Краснодарского края – формирование и функционирование представителей данной компании.

Безусловно, товарная стратегия  предприятия не может ограничиваться лишь выбором рынка и определением системы сбыта.

Следующим важным фактором является определение ассортимента продукции, с которым предприятия  желает выйти на предполагаемый рынок.

Товарный ассортимент  представляет собой динамичный набор  номенклатурных позиций (типоразмеров, марок, моделей) продукции, пользующихся потенциальным спросом на рынке  и обеспечивающих выживаемость предприятия  в длительной перспективе.

При формировании ассортимента предпочтение должно отдаваться такому составу товарного ассортимента, который обеспечивает в течение  продолжительного периода постоянное превышение (или, как минимум, сбалансированности) прибыли остающейся в распоряжении предприятия, над потребностями  в финансовых ресурсах, необходимых  для поддержания конкурентоспособности  предприятия. Товарная политика может  осуществляться в следующих направлениях:

–расширение товарной номенклатуры, за счет включения в нее новых ассортиментных групп товаров;         –увеличение            насыщенности      товарной номенклатуры в рамках

существующих ассортиментных групп;

–углубление товарной номенклатуры за счет увеличений числа вариантов каждого товара;

–изменение гармоничности между товарами в зависимости от целей фирмы.

До настоящего времени  товарный ассортимент ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» был представлен тремя видами продукции: пиво, минеральная вода и безалкогольные напитки.

При определении товарного  ассортимента, необходимо исключить  те виды продукции, которые не являются прибыльными или как в нашем  случае являются не оплачиваемыми.

Принимая во внимание, что  ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» производит пиво с 1975 года и минеральная вода с 1987 года из местной скважины, предполагается, что наименее финансово-рискованным в плане экспорта, окажутся именно эти два товара из ассортимента продукции ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» для экспорта.

Этот товарный ассортимент  позволит предприятию обслуживать  больший контингент потребителей и  покрывать возможные убытки одного вида товара прибылью другого товара. Таким образом, предполагается наличие  возможности диверсификации производства.

Разработка ассортиментной политики требует постоянного внимания к изучению продукта с точки зрения жизненного цикла и принятия своевременных  решений относительно внедрения  новой продукции, модернизации или  усовершенствования традиционных видов  продукции. Ассортиментная политика направлена на оптимизацию использования технологических  знаний и опыта предприятия, оптимизацию  финансовых ресурсов с точки зрения рентабельности выпускаемых товаров  и затрат на нововведения.          Помимо выбора рынка, системы сбыта, и определения товарного ассортимента необходимо так же большое внимание уделить качеству выпускаемой продукции. Качество продукции, включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации, является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому в современных условиях предприятия уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции. Оценка качества продукции основана на следующих концепциях:

– качество конструкции  – отражает уровень качества самой  конструкции;

– качество исполнения –  отражает ту степень, в которой товары фактически удовлетворяют нужды  клиентов;

– качество соответствия –  отражает ту степень, с которой продукция  или услуги, предоставляемые фирмой, соответствуют внутренним спецификациям.

Выпускаемая продукция на ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» отвечает всем представленным параметрам оценки качества. На предприятии проводится контроль за качеством производимой продукции, постоянный анализ и на этой основе поддерживается высокий уровень качества продукции.

Верная организация работы стабилизирует качество продукции  и сокращает брак, увеличивает  выпуск годной продукции с единицы  оборудования или площади, а поскольку  устранение причин брака проводится путем совершенствования технических  и технологических условий, обеспечивается снижение издержек производства.

За весь период модернизации оборудования и реконструкции производственных цехов и непроизводственных объектов ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии»  были вложены инвестиции в сумме около 1,9 миллиарда тенге .

Конкурентоспособность включает в себя большой комплекс экономических  характеристик, определяющих положение  предприятия на отраслевом рынке. Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров фирмы.

Конкурентоспособность продукции  и конкурентоспособность фирмы-производителя  продукции относятся между собой  как часть и целое. Возможность  компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно  зависит от конкурентоспособности  товара и совокупности экономических  методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Суммируя все вышесказанное, определим перечень мер, которые  необходимо осуществить ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» для повышения конкурентоспособности:

– выявить преимущества и недостатки товаров-аналогов, выпускаемых  конкурентами и соответствующим  образом использовать эти результаты на своем предприятии;

– изучить мероприятия  конкурентов по совершенствованию  аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению  с конкурентами;

– определить возможные  модификации путем повышения  качественных характеристик, таких  как долговечность, улучшение дизайна;

– выявить и использовать подходящие для предприятия ценовые  факторы повышения конкурентоспособности  продукции, в том числе применяемые  фирмами-конкурентами (скидки с цены, предоставление гарантии качества);

– дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкуренции  в этих условиях снижается, поскольку  покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, репутации фирмы производителя  и др.;

– воздействовать непосредственно  на потребителе путем проведения активной рекламной деятельности;

– увеличивать долю занимаемую на рынке, расширения сбытовой сети.

Таким образом, для успешной деятельности ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет Чувашии» необходимо приложить все свои возможности и средства и к тому же постараться улучшить свою конкурентную позицию на других сегментах рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Тема курсовой работы «Формирование товарной стратегией предприятия» предусматривает углубление, конкретизацию и детализацию основополагающих аспектов деятельности предприятия в направлениях формирования его товарной структуры и многого другого, что связано с производимым продуктом или группой продуктов предприятия.

Информация о работе Формирование товарной стратегией предприятия