Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа
Данная работа посвящена одному из важнейших вопросов в экономической науке – цене.
С ценой знакомы все, но как правило, о ней мало знают.
Введение 3
1. Понятие цены. Сущность цены. 5
2. Классификация цен 8
2.1. Свободные цены 8
2.2. Договорные цены 9
2.3. Государственные цены 10
2.4. Фиксированные цены 11
2.5. Закупочные цены 11
2.6. Розничные цены 12
2.7. Мировые цены 13
2.8. Тарифы 13
3. Функции цен 14
3.1 Измерительная 15
3.2. Регулирующая 15
3.3. Распределительная 17
3.4. Социальная 19
3.5. Стимулирующая 20
3.6. Учётная 20
3.7. Учётно – измерительная 21
3.8. Контрольная 23
3.9. Плановая 23
3.10. Информационная 23
4. Система цен в экономике, принципы дифференциации цен 24
5. Регулирование цен в зарубежных странах 33
Заключение 43
Содержание
Введение
1. Понятие цены. Сущность цены.
2. Классификация цен
2.1. Свободные цены
2.2. Договорные цены
2.3. Государственные цены
2.4. Фиксированные цены
2.5. Закупочные цены
2.6. Розничные цены
2.7. Мировые цены
2.8. Тарифы
3. Функции цен
3.1 Измерительная
3.2. Регулирующая
3.3. Распределительная
3.4. Социальная
3.5. Стимулирующая
3.6. Учётная
3.7. Учётно – измерительная
3.8. Контрольная
3.9. Плановая
3.10. Информационная
4. Система цен в экономике,
принципы дифференциации цен
5. Регулирование цен в
Заключение
Введение.
Данная работа посвящена одному из важнейших вопросов в экономической науке – цене.
С ценой знакомы все, но как правило, о ней мало знают.
Основной целью данной работы является всестороннее рассмотрение понятия цены. В связи с поставленной целью обозначим наиболее важные задачи, такие как: рассмотрение сущности цены в разработках учёных, подробное изучение классификации цен, их функции. Также необходимо рассмотреть действие системы цен в экономике.
Цена – количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. В рыночной экономике конкретные цены складываются в зависимости от спроса и предложения, а также других факторов конъюнктуры.
Цена – важнейшей экономический параметр любого предприятия, именно уровень цен влияет на его финансовое положение, так как предопределяет размер получаемой прибыли и. соответственно, возможности его производственного и социального развития, а также размер личного дохода собственника.
У Аристотеля два понятия цены: цена – категория обмена, которая служит обращению излишков (всё, что не является необходимым для существования и воспроизводства человека). С другой стороны - выражение неистинного богатства.
В учении Адама Смита было заложено противоречие, которое подтверждало двойственную природу цены: с одной стороны цена – денежное выражение затрат, с другой стороны – цена = себестоимость + прибыль.
Ж. Б. Сэй считает цену субъективной оценкой полезности блага. которая строится на личных предпочтениях. Цена – это жертва денежного выражения альтернативной стоимости.
Цена – элемент, присущий экономике любого типа, основанной на товарно – денежных отношениях, так как опосредствует их, но формируются и действуют цены в различных системах по - разному. Поскольку цена является одним из рычагов управления процессами, протекающими в экономике, она тесным образом связана с типом хозяйствования – методология ценообразования, свойства, функции и виды цен соответствуют механизму функционирования системы управления.
В рыночной системе хозяйствования каждое предприятие и его собственники самостоятельно принимают все производственные и экономические решения: что, где, когда и сколько производить, кому, по какой цене и на каких условиях продавать. Связи между предприятиями свободные, поэтому трудовые, материальные и финансовые ресурсы (являясь частью совокупных ресурсов общества) включаются в производственный процесс собственниками предприятий, соответственно, они сами несут ответственность за свои действия. Механизм регулирования деятельности предприятий базируется на использовании экономических методов, таких, как финансово – кредитная система, налоговая, таможенная, инвестиционная и бюджетная политика.[12]
В этой работе рассматривается единое и общее представление цены, классификация, регулирование цен в заграничных странах, функции.
При написании курсовой работы использована научная экономическая литература различных авторов, сообщения средств массовой информации.
Работа позволяет рассмотреть поставленный вопрос. Так же убедиться в важности цены в наше время.
Рыночная экономика не может существовать без хорошо отлаженного
ценового механизма.
Он состоит из двух
Сущность цены раскрывается с помощью трёх концепций: стоимостной, потребительной и меновой.
Суть стоимостной концепции заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости товара, то есть совокупности общественно необходимых затрат живого и овеществлённого труда, израсходованного на производство и реализацию данного товара.
Потребительная, или субъективно – психологическая, концепция отрицает связь между затратами труда и ценой товара на том основании, что цены многих товаров значительно отклоняются от издержек производства, а некоторые из потребляемых благ вообще не требуют никаких затрат труда (например, воздух). Согласно данной концепции, основой цены служит субъективная полезность товара, его потребительная стоимость. Цена определяется исключительно субъективно покупателем и продавцом. Она представляет собой денежное выражение потребительной стоимости.
Меновая концепция цены состоит в том, что цена целиком обуславливается соотношением спроса и предложения на рынке, то есть способностью данного товара быть обмененным на определённое количество другого товара или всеобщего товарного эквивалента – денег. В рамках меновой концепции цена представляет денежное выражение меновой стоимости товара.
Цена – количество денег (или других товаров и услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. Цена, как правило, в денежной форме выражает стоимость единицы товара (услуги).
Категория цены тесно связана с категорией стоимости (ценности). Современная теория равновесных цен детально анализирует процесс превращения цены в стоимость. С точки зрения функционирования, решающим являются отклонения цен от средней цены, складывающиеся на основе спроса и предложения. Случайные отклонения выправляются механизмом рыночного саморегулирования, отклонения же, проистекающие из структурных изменений, становятся устойчивыми и со временем меняют саму стоимость.
Возможность количественного несовпадения цены со стоимостью заключена уже в самой форме цены. Механизм и формы отклонения цены от стоимости определяются:
Цена может перестать быть формой выражения стоимости. Вещь может иметь цену, не имея стоимости. Цена в этом случае носит не рациональный, а иррациональный характер. Иррациональную форму цены имеют, например, честь, совесть, шельфы и акватории морей и океанов.
Отклонения цен от стоимости, происходящие на основе свободного, нерегулируемого спроса и предложения, представляют собой индикатор общественной необходимости тех или иных видов труда и производства и одновременно – через систему прибылей и убытков – стимул для формирования рациональной, регулируемой соотношением спроса и предложения экономической структуры.
Отклонения цен от стоимости представляют собой самый лучший из всех возможных индикаторов соответствия производства потребностям. Такие отклонения являются наиболее быстро действующим средством информации в том смысле, что при прочих равных условиях падение прибыли отражает снижение общественной заинтересованности в данном виде продукции, и, напротив, рост прибыли не только фиксирует повышение потребности, но и на основе перелива капиталов из менее прибыльных в более прибыльные производства создаёт реальное средство для удовлетворения возросших потребностей.[1,168-170]
2.Классификация цен.
Система цен весьма многообразна.
Всё зависит от ракурса или
аспекта выбранного при анализе
цен. Классификация учитывает
2.1. Свободные цены
Свободные цены формируются исключительно под воздействием спроса и предложения независимого от кого – либо прямого влияния органов управления.
Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон, исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции, степени новизны товара и его полезности. Свободные оптовые цены и тарифы фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями предприятия – изготовителя и предприятия – потребителя, а также в договорах или контрактах на поставку продукции (товара) и в других документах (например, в факсах, телеграммах и т. д.), подтверждающих согласие покупателя с уровнем цен и тарифов.
В свободной цене продукции учитываются свободная отпускная цена предприятия – изготовителя или цена другого поставщика (цена закупки), а также затраты указанных предприятий по её закупке, хранению, транспортированию, и реализации и необходимая прибыль.
Свободные розничные цены и тарифы на товары и услуги, реализуемые населению, определяются самостоятельными розничными торговыми предприятиями общественного питания, бытового обслуживания населения и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров (оказание услуг) населению, в соответствии с конъюнктурой рынка, исходя из свободной оптовой цены предприятия – изготовителя или цены другого поставщика с учётом налога на добавленную стоимость, акциза и торговой марки.
Свободные оптовые (отпускные) цены на импортную продукцию устанавливаются закупающими её у иностранных поставщиков предприятиями в соответствии с конъюнктурой рынка.[5,61-63]