Цена, сущность, функции.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена одному из важнейших вопросов в экономической науке – цене.
С ценой знакомы все, но как правило, о ней мало знают.

Содержание

Введение 3
1. Понятие цены. Сущность цены. 5
2. Классификация цен 8
2.1. Свободные цены 8
2.2. Договорные цены 9
2.3. Государственные цены 10
2.4. Фиксированные цены 11
2.5. Закупочные цены 11
2.6. Розничные цены 12
2.7. Мировые цены 13
2.8. Тарифы 13
3. Функции цен 14
3.1 Измерительная 15
3.2. Регулирующая 15
3.3. Распределительная 17
3.4. Социальная 19
3.5. Стимулирующая 20
3.6. Учётная 20
3.7. Учётно – измерительная 21
3.8. Контрольная 23
3.9. Плановая 23
3.10. Информационная 23
4. Система цен в экономике, принципы дифференциации цен 24
5. Регулирование цен в зарубежных странах 33
Заключение 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

 Цены основных мировых  товарных рынков отражают среднемировые  условия производства, реализации  и потребления определённого  вида товара.

Это предопределяет ориентацию на них при проектировании вариантов  сотрудничества российских предприятий с зарубежными партнёрами.[3,178-196]

Таким образом характеризуется  взаимосвязь и взаимоотношения  различных видов цен, в качестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определённые группы цен.

 

 

5. Регулирование  цен в зарубежных странах.

 

Цены лучше всего  функционируют в условиях конкуренции. Высокая степень конкуренции  приводит к тому, что ни одна фирма  не может контролировать процесс ценообразования, цены контролируются рынком, то есть складываются исключительно под влиянием спроса и предложения. Конкуренция заставляет производителей постоянно следить за себестоимостью, принимать во внимание тот факт, что ресурсы можно использовать по - разному.

Предприятия в условиях рынка всегда стремятся выйти  из состояния совершенной конкуренции, монополизировать производство.

Что касается методологии  формирования цен, порядка их регламентирования , то в большинстве стран в качестве общей тактики используют определённые правила ценообразования, административно – юридические методы, которые разрабатываются государственными органами. Последние берут на себя обязанность регулирования и введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие значение для национальной экономики.

Государственные цены осуществляют и контроль за ценами. В целом  сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10  до 30% общего объёма выпускаемой продукции.

Способы и методы государственного воздействия на цены в различных  странах с рыночной экономикой неодинаковы, что зависит от национальных, политических, ресурсных и других факторов, определяющих положение страны в мировом разделении труда.

Австрия. Государственное регулирование цен осуществляется на основе Закона о ценах (1976 г. в редакции 1988г.), Закона о картелях (в редакции 1988г.), Антидемпингового Закона (1985 г.).

Государство регулирует около 10% цен (лом и отходы чёрных металлов, фармацевтическое сырьё и лекарственные препараты, электроэнергия, газ, теплоснабжение).

Парламент устанавливает  цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы.

Министерство финансов устанавливает цены на спиртные напитки.

Министерство экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар или вид услуг. На срок до 6 месяцев оно может устанавливать цены либо когда они необоснованно завышаются одним или несколькими предприятиями, либо когда предприниматели не уменьшают цены на готовую продукцию при снижении цен на используемые для её производства сырьё и материалы. Экономическая оправданность цены при этом рассматривается с позиции интересов развития экономики в целом и потребителей. А не фактической себестоимости продукции отдельно взятого предприятия.

Греция. Государственными органами регулируется примерно 20% наименований потребительских товаров и услуг. Существует специализированный орган, ведающий вопросами ценообразования, - Межминистерский комитет по ценам и доходам. Правовой основой государственного вмешательства в ценообразование является Кодекс рыночного регулирования (Указ президента, 1989г.). согласно Кодексу, все товары и услуги, подлежащие ценовому регулированию, подразделяют на две группы: первая группа включает товары и услуги, цены на которые регулирует Межминистерский комитет по ценам и доходам, последний возглавляет министр национальной экономики. Этот орган регулирует цены на пшеницу, табак, изюм, тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь и почтовые отправления, авиапассажирские перевозки, каботажное плавание и др.

Во вторую группу входят все остальные товары и услуги, цены на них регулирует Министерство торговли. Товары и услуги этой группы подразделяются на три категории6 существенные недостаточные, существенные достаточные, несущественные.

Цены на товары и услуги не являются ценами первой необходимости, формируются свободно, без участия органов государственной власти.

Список товаров, входящих в ту или иную категорию, достаточно подвижен.

С 1987 г. государством определяется величина арендной платы за жильё, хотя весь жилищный фонд находится в частном владении. Цены фиксируются на двухгодичный срок.

Испания. Государственное регулирование и контроль за ценами осуществляет высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, утверждённый Королевским декретом в 1977 г. Юридической основой регулирования цен является Закон о защите конкуренции от 17 июля 1989 г.

Удельный вес регулируемых и устанавливаемых непосредственно  государством цен составляет около 10% от общего объёма потребительских цен. Механизм государственного регулирования цен включает следующие формы: разрешительные цены, уведомительные цены, местные цены.

Разрешительные цены – это такие цены, которые могут быть повышены в случае получения соответствующего разрешения от Правительственной комиссии в ответ на ходатайство государственной или частной компании. К разряду разрешительных относятся цены на соевое масло, электроэнергию, газ, попутный сжиженный газ, бензин, керосин, дизельное топливо, нефть для производства удобрений, фармацевтические товары, почтовые и телеграфные услуги, на услуги железных дорог, автомобильные, пассажирские и грузовые перевозки и т. д.Уведомительные цены – это такие цены, повышение которых производится после уведомления Высшего совета по ценам о предстоящем повышении цен за один месяц до его осуществления ( стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения).

Местные цены – это  такие цены, повышение которых  относится компетенции провинциальных комиссий по ценам (водоснабжение для нужд населения, городские и пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц).

В связи с вступлением  Испании в ЕС ценообразование  в области сельского хозяйства строится с учётом рекомендаций и директивных указаний соответствующих органов ЕС, согласно принципам единой сельскохозяйственной политики Общего рынка.

Норвегия. Правовой основой для государственного регулирования цен является Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции, утверждён в 1953 г., а также ряд королевских резолюций, издаваемых на основании этого Закона. Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы ценообразования и предпринимательства, осуществляет система органов, среди которых важнейшими являются специализированные органы ценообразования: Совет по ценам, Директорат по ценам, Государственная инспекция по ценам.

Государство определяет максимальные и минимальные уровни цен либо «замораживает» цены, устанавливает порядок исчисления скидок, надбавок (наценок), максимальные уровни прибыли и другие правила в области цен. Предельные уровни цен государство устанавливает на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства.

Основой для установления внутренних цен в Норвегии являются мировые цены. В то же время зависимость экономики Норвегии от внешнего рынка вынуждает правительство проводить политику защиты своей экономики, в том числе и путём наблюдения за соответствием уровней и соотношений внешних и внутренних цен. Если импорт приводит к нежелательному изменению соотношения цен на внутреннем рынке, то правительство прибегает к ограничению импорта.

  США. Правовой основой государственного регулирования цен являются антитрестовские законы. Органами, осуществляющими контроль за ценами (контроль за сговором по ценам и за действиями по ценовой дискриминации), являются Антитрестовское управление Министерства юстиции США и Федеральная торговая комиссия.

Подавляющая часть цен  США устанавливается компаниями в условиях конкурентно – рыночного  механизма. Вместе с тем сохраняются  государственные цены в отраслях с естественной монополией. Это – энергетика, система связи. Государством регулируется 5 – 10% цен.

В некоторых штатах их администрации предоставлено право  введения тарифов на электроэнергию, междугородные автомобильные и  железнодорожные перевозки.

Важное значение имеет  система регулирования фермерских цен (введена в практику в 1933 г.). Центральное место в ней занимают залоговые цены и залоговые операции Товарно – кредитной корпорации. Залоговые цены (ставки) выполняют функцию минимальных гарантированных цен. Они защищают фермеров в условиях, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке.

Правительство США оказывает  определённое воздействие на цены через стандарты, экономические требования. Под контролем государства находятся также процентные ставки за кредит, оказывающие влияние не издержки производства и цены.

В настоящее время  упор делается на активное использование  рыночных рычагов и методов косвенного регулирования цен, оказывающих стабилизирующее воздействие на движение цен. Сюда можно отнести следующее: рестриктивную кредитно – денежную политику, регулирование учётной ставки федеральных резервных банков, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки товаров и услуг, налоговая политика. Эти направления государственной политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.

Франция. Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жёсткий режим государственного регулирования цен. На протяжении сорокалетнего периода (1947 – 1986 г.) государственное регулирование цен являлось составной частью политики «дирижизма» (государственное регулирование экономики), которое частично сохранилось до настоящего времени. Начавшаяся в 1973 г. либерализация цен продолжалась до второй половины 1980 г. К 1986 г. из  – под государственного контроля было освобождено около 90% цен на промышленную продукцию.

В настоящее время  государство регулирует цены на продукцию  предприятий отраслей – монополистов: газ, электроэнергетику, транспорт, сельскохозяйственную продукцию. Соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги таково: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного ценообразования.

Регулирование цен является главным инструментом государственного воздействия на производителей сельскохозяйственной продукции, сохранения паритета в доходах фермеров и рабочих промышленности, торговли, услуг. Регулируются цены примерно на 90% сельскохозяйственной продукции. Тем самым государство оказывает косвенное воздействие на уровень и динамику розничных цен на продукты питания.

Имеются государственные структуры, осуществляющие регулирование цен, - это Департамент по конкуренции Министерства планирования и финансов, куда на правах отдела входят органы по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции. Работает около трёх тысяч государственных контролёров по ценам, которые являются сотрудниками названного отдела регулирования цен, отраслевых министерств и 100 департаментов (в больших городах штат контролёров составляет 10 - 12 человек). Государственные контролёры наблюдают за соблюдением государственной дисциплины цен, имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования с последующей передачей этих актов в финансовый арбитраж, который принимает решения о санкциях к нарушителям законодательства по ценам. Существует разветвлённая сеть общественного контроля за качеством товаров и ценами.

Швеция. Страна имеет значительный опыт государственного регулирования цен. Правовым обеспечением регулирования цен является Закон о регулировании цен (1956г.), который определяет условия вмешательства государства в процесс ценообразования и устанавливает в качестве исключительной формы замораживание цен. Последнее возможно по двум причинам: в случае войны или опасности её возникновения либо в случае угрозы значительного повышения цен. Наиболее активно замораживание цен использовалось в период 1970 – 1978 г. как средство уменьшения темпов резко возросшей инфляции. В 1980 – е г. замораживание цен использовалось сравнительно редко: например, в 1989 г. (с марта по май) под предлогом переговоров правительства с профсоюзами, оптовиками, промышленниками, руководителями торговли по вопросам недопущения снижения жизненного уровня населения и сдерживания инфляционных процессов в стране и укрепления курса шведской кроны.

Воздействие на уровень  цен осуществляется через государственную монополию и государственные предприятия. Государственная монополия существует на вино – водочные изделия, почтовые услуги, некоторые виды телекоммуникационных услуг, на аптечную торговлю.

Государственные предприятия  определяют цены на свою продукцию исходя из рыночных условий, но в некоторых случаях их цены находятся под прямым государственным воздействием. Так, правительство устанавливает тариф на базисный вид услуг – стоимость отправки писем, норму прибыли на государственный энергетический концерн ( «Ваттеефаль») , в зависимости от которой этот концерн устанавливает тариф на поставку электроэнергии.

Местные органы самоуправления (коммуны) имеют монополию на определённые виды деятельности (водоснабжение, канализация, мусоросбор, чистка дымоходов и т. д.) и обладают соответствующими правами в области ценообразования.

Государство жестоко  регулирует закупочные цены на важнейшие  виды сельскохозяйственной продукции (зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания и сельскохозяйственного сырья) с учётом интересов фермеров. Ежегодно правительство, ведя переговоры с объединениями сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей, устанавливает уровень цен на продовольственные товары.

Постоянное наблюдение и контроль за ценами ведёт специальный орган – Государственное управление цен и конкуренции, подчинённое Министерству гражданской администрации. Во всех 23 губерниях Швеции и Стокгольме имеются структуры, осуществляющие наблюдение за ценами, численность которых составляет от 2 до 10 человек.

Применение тех или  иных форм контроля за ценами в Швеции зависит от экономической ситуации и движения цен.

Информация о работе Цена, сущность, функции.