Цена, сущность, функции.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена одному из важнейших вопросов в экономической науке – цене.
С ценой знакомы все, но как правило, о ней мало знают.

Содержание

Введение 3
1. Понятие цены. Сущность цены. 5
2. Классификация цен 8
2.1. Свободные цены 8
2.2. Договорные цены 9
2.3. Государственные цены 10
2.4. Фиксированные цены 11
2.5. Закупочные цены 11
2.6. Розничные цены 12
2.7. Мировые цены 13
2.8. Тарифы 13
3. Функции цен 14
3.1 Измерительная 15
3.2. Регулирующая 15
3.3. Распределительная 17
3.4. Социальная 19
3.5. Стимулирующая 20
3.6. Учётная 20
3.7. Учётно – измерительная 21
3.8. Контрольная 23
3.9. Плановая 23
3.10. Информационная 23
4. Система цен в экономике, принципы дифференциации цен 24
5. Регулирование цен в зарубежных странах 33
Заключение 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Япония. В Японии прямое вмешательство государства в ценообразование минимально. Более того, государство проводит курс на ограничение любых форм контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпораций. Основная законодательная база, ограничивающая участие субъектов рынка и, государства в ценообразовании, - это Антимонопольный закон (1947г.), Закон о регулировании рынка продовольственных товаров, Закон о стабилизации цен на продукты животноводства. Специальный орган - Комиссия по справедливым сделкам – следит за соблюдением этих законов.

Основой ценообразования  в Японии является взаимодействие спроса и предложения. Однако это не означает, что государство отказывается от воздействия на цены на отдельные виды товаров. Существует Бюро цен при Управлении экономического планирования, учреждённое в 1973 г., которое является правительственным органом, осуществляющим значительную деятельность в области ценообразования: контроль за соблюдением антимонополистического законодательства, изучение тенденций спроса, предложения и ценообразования, поддержание спроса и цен на необходимом уровне путём проведения соответствующей фискальной и финансовой политики. Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ. Железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания.

Объектом пристального внимания со стороны правительства  является ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные  товары. Объясняется это тем, что без вмешательства государства разорилась бы основная часть фермеров, затраты которых выше, чем во многих развитых странах из – за небольших размеров хозяйств, высокой стоимости рабочей силы, кормов и т. д. Поэтому государство применяет такие методы поддержки, как количественное ограничение на импорт ряда товаров сельскохозяйственного производства, устанавливает «рекомендательные» цены, проводит закупку в периоды роста цен ( мясные и молочные продукты).

«Рекомендательные» цены устанавливаются на важнейшие сельхозпродукты и их «добровольно» придерживаются торговцы. В процессе ценообразования на товары широкого потребления государство практически не вмешивается. Наплыв дешёвых товаров ширпотреба, в первую очередь из азиатских стран, видоизменение сети их распределения позволили уменьшить степень контроля над розничными ценами со стороны крупных компаний.[3,253-260]

Россия. Государственное регулирование цен – это метод управления ценами со стороны государства. Однако это управление в России оставляет желать много лучшего. За последние годы стало совершенно очевидным, что в переходный период к рыночной экономике невозможно обойтись без решительного государственного вмешательства в экономику и цены.[8,68-69]

По текущей тенденции  прирост цен в годовом выражении  достигает 13,5%. Ставки Банка России должны принять положительное значение, чтобы не провоцировать общий рост цен.[13,1-2]

Тщательный учёт данных факторов и точное управление розничными ценами отдаётся в ведение сбытовых организаций.[10]

Таким образом мы рассмотрели  порядок регламентирования цен  в зарубежных странах.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом был рассмотрен вопрос цены. Достигнута цель работы. Мы дали определение  понятию цены, раскрыли сущность цен, рассмотрели виды цен, описали и проанализировали функции цен.

Цены бывают восьми видов: свободные, договорные, государственные (регулируемые), фиксированные, закупочные ( оптовые), розничные, мировые и тарифы.

Цены выполняют 5 основных функций:

    • учётная;
    • стимулирующая;
    • распределительная;
    • регулирующая;
    • измерительная.

А их дополняют ещё 5 функций:

    • социальная;
    • учётно - измерительная;
    • контрольная;
    • плановая;
    • информационная.

Когда цены выступают  как денежное выражение общественно  признанных затрат труда и его полезности, они выполняют учётную функцию. Стимулирующая функция воздействует на все стадии, направления, отрасли расширенного воспроизводства. Если посредством цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода, то есть вновь созданной стоимости, между отраслями, секторами национальной экономики – это и есть распределительная функция. Регулирующая выступает в качестве средства влияния на производство и потребление и их взаимосвязь. Благодаря измерительной функции удаётся измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. А остальные функции, как бы дополняют основные. 

Исторические этапы  развития экономической теории, сущность цены была раскрыта на основе теории трудовой стоимости. Цены в экономике можно сравнить с измерительными приборами в технике. Цены, точно выражающие стоимость товара, имеют важное экономическое значение. Цены допускают возможность количественного несовпадения стоимости и его денежного выражения. Но и могут скрывать качественное различие, когда цены вообще перестают быть формой выражения стоимости.

Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. Множество цен, действующих на рынке, между собой взаимосвязаны. Все виды можно разделить на восемь групп:

    1. по характеру обслуживаемого оборота;
    2. в зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке;
    3. по способу установления, фиксации;
    4. по способу получения информации об уровне цены;
    5. от вида рынка;
    6. с учётом фактора времени;
    7. внутрифирменные;
    8. по условиям поставки и продажи;
    9. мировые цены.

Благодаря этому отечественный, мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых и продаваемых товаров.

В эпоху глобализации производители, имеющие ключевые конкурентные позиции, вопреки законам стоимости, имеют возможность устанавливать экономически необоснованные цены на мировом рынке инноваций. Цены на инновационный продукт всё более регулируются не общими законами рыночной конкуренции, а факторами конкурентного соотношения транснациональных компаний.[9,33-34]

Жизнедеятельность человеческого  общества без цен на товары и услуги представить невозможно. На современном этапе развития рыночных отношений назначение цены на выпускаемый продукт имеет первостепенное значение, а также на удовлетворение потребностей покупателя. Уровень цен отражает предпочтение покупателей, выгоду, получаемую от покупки того или иного продукта.[11]

Процесс формирования цены очень сложен, и понимание взаимосвязи  этих факторов и их сущности даёт ответ  на вопрос, что же такое цена, какое  определение ей можно дать. Для этого мы рассмотрели цену как экономическую категорию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

    1. Плотницкий М.И. Экономическая теория. Учебник. 2006.
    2. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебник. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996.
    3. Есипова В.Е. Цены и ценообразование. Санкт – Петербург: Питер,2000.
    4. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебник. М.: Приор, Новосибирск: ЮКЭА,1999.
    5. Баздникин А.С. Цены и ценообразование. М.: Юрайт,2006.
    6. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Учебник. Санкт – Петербург: Питер, 2000.
    7. Желтякова И., Маховикова.Г., Пузыня.Н. Цены и ценообразование. Санкт – Петербург: Питер, 2000.
    8. Салимжанов И.К. Рынок и регулирование цен.//Финансы.-2007.-№7.
    9. Гуриева Л.К. Развитие механизмов ценообразования на инновационную продукцию.//Финансы.-2006.-№2.
    10. Виноградов В.А. Некоторые вопросы ценообразования на основе спроса на рынке бытовой мебели РФ.//Маркетинг.-2001.-№5.
    11. Попова Е.В., Крючкова О.Н. Ценообразование; методы установления цен и их классификация.//Маркетинг.-2002.-№6.
    12. Шевчук.Д Ценообразование: цена, экономическая категория.//Региональный выпуск.-2008.-№47.
    13. Центр экономических исследований МФПА. Прощай, ценовая стабильность!//Банки и деловой мир.-2008.-№5.
    14. Згольц К.В. Ценообразование как часть финансовой стратегии.//Консультант.-2007.-№5.
    15. Костикова Е.Г. Предварительные соглашения о ценообразовании. Перспективы развития.//Ваш налоговый адвокат.-2008.-№6.
    16. Курс экономической теории. Учебник. Чепурина М.Н.Киров: «АСА»,2001.
    17. Булатов А.С. Экономика. Учебник. М.: Юрист,2001.
    18. Рейзберг Б.А. Основы экономики. Учебник. М.: Инфра-М,2002.
    19. Базнев Н.И. Экономическая теория. Учебник. М.: БТЭУ, 1997.
    20. Добрынин А.И.Экономическая теория. Учебник. М.: Литера,2000.
    21. Мчернег С.В. Экономическая теория. Учебник. М.: При, 2000.
    22. Николаев  И.П. Экономическая теория. Учебник. М.: Проспект, 1999.

 




Информация о работе Цена, сущность, функции.