Цена, сущность, функции.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена одному из важнейших вопросов в экономической науке – цене.
С ценой знакомы все, но как правило, о ней мало знают.

Содержание

Введение 3
1. Понятие цены. Сущность цены. 5
2. Классификация цен 8
2.1. Свободные цены 8
2.2. Договорные цены 9
2.3. Государственные цены 10
2.4. Фиксированные цены 11
2.5. Закупочные цены 11
2.6. Розничные цены 12
2.7. Мировые цены 13
2.8. Тарифы 13
3. Функции цен 14
3.1 Измерительная 15
3.2. Регулирующая 15
3.3. Распределительная 17
3.4. Социальная 19
3.5. Стимулирующая 20
3.6. Учётная 20
3.7. Учётно – измерительная 21
3.8. Контрольная 23
3.9. Плановая 23
3.10. Информационная 23
4. Система цен в экономике, принципы дифференциации цен 24
5. Регулирование цен в зарубежных странах 33
Заключение 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2.Договорные цены.

 

Они позволяют учитывать  влияние интересов сторон и цен  друг на друга, но при этом обязательным является соблюдение правил (положений), разрабатываемых органами ценообразования по их согласованию, введению и применению. Договорные цены устанавливаются как на уровне министерств (ведомств), так и отдельных предприятий (объединений, концернов, ассоциаций, организаций, компаний, фирм) и могут отличаться от цен свободного рынка. В зависимости от вида выпускаемой продукции договорные цены определяются: 1) исходя из уровня цен базового (аналогичного) изделия и потребительских свойств, а также эффективности применения новой продукции при взаимном согласии сторон; 2) на основе расчёта экономически обоснованных затрат на производство и реализацию продукции и рентабельности по отношению к себестоимости в размере не выше её планового уровня на текущий год в целом по предприятию; 3) согласно информации об уровне цен продукции (товаров, услуг), публикуемой в официальной печати.

В настоящее время  договорные цены устанавливаются на продукцию производственно – технического назначения, изготавливаемую по индивидуальным (разовым) заказам, новую или впервые осваиваемую продукцию серийного (массового) производства, услуги производственного характера, опытные образцы (партии) новых товаров, особо модные изделия в отраслях лёгкой промышленности, новые виды вторичного сырья, новые продовольственные товары народного потребления и отдельные виды продовольственных товаров, реализуемых по согласованию с торгующими организациями, конечную продукцию научно – исследовательских и проектно - конструкторских организаций, отдельные виды сельскохозяйственной продукции, закупаемые у населения товары, потребляемые и реализуемые кооперативными организациями.

Регулирование цен осуществляется посредством установления их верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены выше запрещено. Для отраслей и предприятий, производящих стандартный и повседневный продукт, регулирование осуществляется посредством установления рентабельности – отношения получаемой прибыли к издержкам производства.[5,64-65]

 

2.3. Государственные,  или регулируемые цены.

 

Государственные цены, складывающие под влиянием спроса и предложения и устанавливаемые соответствующими государственными органами управления (Президентом РФ, Правительством РФ), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, посредством прямого ограничения роста (снижения) их уровня или введения норм и нормативов (регламентация уровня рентабельности, прибыли, установление предельных цен, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции). Регулированию подлежат цены на продукцию:

1) предприятий – монополистов;

2) базовых ресурсов: топливно – энергетический комплекс, транспорт, связь, полезные ископаемые и т. д. Перечень ресурсов, цены на которые регулируются, строго специфичен для каждой страны должен утверждаться законодательно;

3) имеющие большое  социальное значение: потребительские товары первой необходимости, общественный транспорт, квартплата и т. п.

Регулирование цен осуществляется посредством установления их верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены запрещено. Для отраслей и предприятий, производящих стандартный и повседневный продукт, регулирование осуществляется посредством установления уровня рентабельности – отношения получаемой прибыли к издержкам производства.[4,193]

 

2.4. Фиксированные  цены.

 

Цены, устанавливаемые  на определённом уровне и формируемые  на базе нормативного подхода, который, как правило. Предполагает не только их блокирование, но и соответствующую фиксацию слагаемых цены (себестоимости и прибыли), осуществляемую на отраслевом или региональном уровне. Фиксированные цены устанавливаются государственными органами управления на ограниченный круг товаров (услуг). При этом изменение указанных цен возможно только по решению государственного органа или субъекта рынка, утверждающего их.

В зависимости от методов взаимного согласования и определения уровня цен продукции (товаров, услуг) между продавцом (производителем, поставщиком) и покупателем (потребителем, заказчиком) при заключении договора (контракта) в хозяйственной практике широко применяется классификация, объединяющая договорные цены.[5,63]

 

2.5. Закупочные (оптовые) цены.

 

Цены, по которым регулируется сельскохозяйственная продукция сельскими товаропроизводителями: совхозами, госхозами, фермерскими хозяйствами населением (продукция личных подсобных хозяйств) государственным и коммерческим организациям для потребления и переработки.

В состав закупочной (оптовой) цены входят издержки производства (себестоимости  продукции), прибыль сельскохозяйственной организации, надбавки (скидки) к цене.

На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние  цены фактической продажи, в которых  учитываются цены и количество продукции, реализованной по различным направлениям. По закупочным ценам государство приобретает сельскохозяйственные продукты и другие виды товаров у производителей для государственных нужд и для поддержания сельскохозяйственного производства. Уровень закупочных цен зависит от уровня оптовых (отпускных) цен промышленной продукции, поставляемой сельскому хозяйству, тарифов на услуги, налогов, эффективности работы самих сельских товаропроизводителей, спроса и предложения.

В экономически развитых зарубежных странах государство  постоянно оказывает помощь сельскому  хозяйству в вилле закупок  по гарантированным ценам урожая зерновых культур, молочных, мясных продуктов и другой сельскохозяйственной продукции, выделения фермерским хозяйствам субвенций (финансовой поддержки).[5,71-72]

 

2.6. Розничные  цены.

Розничные цены – цены продажи, по которым товары реализуются  в различной торговой сети индивидуальному или мелкооптовому потребителю, отдельным предприятиям (фирмам, организациям). При этом товар продаётся поштучно (единично), в развес, мелкими упаковками (партиями).

В состав розничной цены входят оптовая (отпускная) цена промышленности, торговые надбавки (наценки и скидки), представляющие собой издержки обращения торговых, заготовительно – сбытовых организаций и их прибыль, акциз (по подакцизным товарам), налог на добавленную стоимость.

Акциз представляет собой  косвенный налог на потребителя.

Торговые надбавки (наценки) и скидки предназначены для покрытия расходов и образования необходимой  прибыли.

Налог на добавленную  стоимость представляет собой косвенный  налог на сумму стоимости, добавленной  на каждом этапе производства, обмена и продажи товаров (услуг), которые вносятся в бюджет.[5,72-73]

 

2.7. Мировые  цены.

 

Мировые цены устанавливаются, естественно, в международной торговле как результат, во – первых, международного разделения труда и международной специализации производства и, во – вторых, конкуренции отдельных предприятий и даже стран на мировом рынке. Механизм установления мировой цены достаточно сложен, поскольку в него включается такой непривычный для национальной экономики фактор ценообразования как сравнительные и, особенно, абсолютные преимущества той или иной стороны международного обмена. Мировые цены играют заметную роль в установлении цен на внутреннем рынке.[4,192]

 

2.8. Тарифы.

 

Они представляют собой  цены на услуги, где учитывается  время потребления, качество услуги и объём работы. Тарифы устанавливаются на такие виды услуг, как пользование телефоном, радио, телевидением, за коммунальные и бытовые услуги, почтовую связь и т. д. Тарифы относятся к ценам, которые регулируются государством.[4,192]

Таким образом мы рассмотрели  классификацию цен и учли различную степень влияния центральных и местных органов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Функции цены.

 

Функции цены – это  формы реализации в реальной действительности её сущности как экономической категории  и внешнего проявления содержания. Цена выступает носителем информации и занимает особое место в системе управления национальной экономикой, являясь важным инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех экономических показателей в денежном выражении.

Функции цены отражают общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию различных видов товаров ( работ и услуг), их потребительские свойства и при этом регулируют спрос и предложение потребительных товаров и услуг, так как в условиях рыночной конкуренции повышаются потребительские свойства и качество продукции, необходимой для удовлетворения потребностей общества, и посредством экономически целесообразного механизма ценообразования активно осуществляют влияние цены на экономические процессы перераспределения ресурсов и капитала, а также её взаимодействие с другими экономическими категориями (финансово – кредитной сферой, денежным обращением, инфляцией, налогообложением, оплатой труда, себестоимостью, прибылью, рентабельностью производства) при решении важных социально – экономических проблем.[5,18]

Следовательно, цены выполняют  следующие функции:

    • измерительную;
    • регулирующую;
    • распределительную (перераспределительную);
    • социальную;
    • стимулирующую;
    • учётную;
    • учётно – измерительную;
    • контрольную;
    • плановую;
    • информационную.

 

3.1. Измерительная функция.

 

Цена обслуживает оборот по реализации товаров и тем самым  обслуживает экономические интересы всех относительно самостоятельных участников товарного оборота: производителя – посредника – покупателя. В этом качестве она выступает, как утверждают К.Макконнел и С.Брю, как количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуг.

Благодаря цене удаётся  измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии, отрасли и т.д.

Сравнивая цены разных товаров, мы можем их дифференцировать на дорогие  и дешёвые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких цен можно  судить о соотношении полезности разных товаров. Перечисленные факты позволяют считать, что цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.[3,242]

 

3.2. Регулирующая  функция.

 

Сбалансирование спроса и предложения заключается в  том, что цена проявляет себя как  инструмент регулирования экономических  процессов – уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно – платёжной способностью производителя и потребителя. Кроме того, выполняя указанную функцию, цена выступает в качестве средства влияния на производство и потребление и их взаимосвязи.

Одновременно цена является макроэкономическим регулятором хозяйственной деятельности, способна стимулировать освоение новой техники и продукции, инновационные процессы, инвестиции. В случае диспропорции в развитии какого – либо производства, несоответствия между спросом и предложением рыночное равновесие достигается в результате роста (сокращения) производства или увеличения (уменьшения) цены, либо одновременно двумя указанными путями.

Регулирующую (балансирующую  спрос и предложение) функцию  в разной степени практически выполняют все виды рыночных цен.

На рынках неограниченной конкуренции цена равновесия (цена, при которой происходит уравнивание  спроса и предложения и не возникает  стимулов для изменения объёмов предложения, спроса и величины цены) устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса.

В условиях свободного рынка (естественной конкуренции) цена, благодаря указанной функции, выполняет роль стихийного регулятора общественного производства.

Цена может потерять своё «качество» в результате действия механизма спроса и предложения. В связи с этим уровень цены в значительной степени определяется элементами регулирования, производимым или производителем с монопольной властью, или монополистом – потребителем, или государством, т. е. цена выполняет регулирующую роль  в распределении производственных товаров и ресурсов.

Важно подчеркнуть, что спрос выражает потребность в товаре со стороны всех покупателей, исходя из имеющихся денежных возможностей на его приобретение. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством приобретаемых товаров, т. е. при прочих неизменных условиях снижение цены ведёт к возрастанию спроса (сфера эффективного потребления расширяется) и, наоборот, повышение цены уменьшает его (сфера эффективного потребления снижается).

Изменение спроса на товары вызывает адекватную трансформацию  их рыночного предложения. Под предложением понимают имеющиеся возможности производства какой – либо продукции, потенциал ускоренного наращивания мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке. Предложение отражает прямую зависимость между ценой и количеством производимых и предлагаемых товаров. С повышением цен объём выпускаемых производителем товаров увеличивается и, наоборот, с уменьшением цен он сокращается.

Информация о работе Цена, сущность, функции.